__9:1_- «Пятый Ангел вострубил»- Пятый период Церкви. (1378-1518)
«САРДИС» - значит «То, что осталось». Остаток Истины и верных из фиатирского периода, периода наиболее жестоких гонений верных Господу со стороны папства.
АНГЕЛ – Иоанн Виклиф, английский священник и теолог.
«Вострубил» - Указал на вмешательство духовенства в мирские дела и смело выступал против обладания номинальной церковью светской властью. Его учения отличались простотой и моральностью, в противопоставлении к надменной гордыне и мерзкой аморальности возвысившегося на то время папства.
«и я увидел звезду, падшую с неба»- «Звезда» проповедническая (АФАНАСИЙ).
Эта же звезда выступает в трублении третьего ангела. (8:10). Хотя эта звезда описана Иоанном в 3 трублении, она вновь упоминается при пятом. Пятый период приходится на время Реформации, поэтому можно считать, что учения Афанасия о тройце, о бессмертии души, об огненном аде, чистилище, вечных муках и т.п., с удвоенной силой утверждались, в противовес появляющимся реформаторским учениям.
- «на землю» - На общество. Под величайшим давлением и с жестокостью искоренялось всякое инакомыслие, чтобы не позволить поколебать укоренившиеся заблуждения церковничества ввиду все более пробуждающейся реформаторской мыслью.
- «и дан был ей» - Кто дал? Все директивы исходили из Рима, от главы отпадшей христианской церкви. Как в наши дни, так и тогда все распоряжения и декреты исходили из главной «святыни» номинальной церкви. (Отк.2:9,13,24; 3:9).
- «ключ» - Ключ есть символом могущества, власти и способности.
- «от кладязя бездны» - От воображаемого Афанасием и его сторонниками места нахождения злых духов, ада и вечных мук. Поэтому, «ключом» Афанасия, данной ему папством силой и властью та «бездна» - ад, чистилище, вечные муки итд.- были открыты. Афанасий был способным проповедником на символическом христианском небе, но вследствие темных учений эта звезда с неба упала.
Также следует иметь в виду тот смысл, что всякий верующий, принявший небесный призыв и посвятившийся на служение Господу и отдающий себя «в жертву живую» имеет надежду на небесное наследие с Христом – что Бог «нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом…и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе». (Еф.2:5). Если же такой посвященный отпадает от истины, и тем более, восстает против нее, то он как отступник лишается своего вышнего звания и низвергается с тех небес, где прежде условно пребывал и где мог по-настоящему быть, если б был верным в посвящении и в Истине до конца.
__9:2_- «Она отворила кладязь бездны»- На основании языческих философских учений и религий создана система учений и названа как «Закон Божий» - хотя ничего божественного там нет, но суеверия, человеческие предания» и «басни» духовенства, с помощью которых умело держали прихожан в полном им послушании, используя страх перед Страшным Судом и вечными муками в огненным аду. Что будто бы, избавиться от тех ужасов огненного ада можно было единственно при помощи священников исполнением всех их предписаний и практик, как – причастие, исповедь, отпущение грехов, заупокойные молитвы, пожертвования, дары, а также многие другие религиозные ритуалы и церемонии. И «ключ» от той бездны якобы имелся только в руках духовенства.
* Библейское значение ада детально изложено в темах: "Надежда " и "День Суда"
- «и вышел дым из кладязя»- Возникли недоразумения, замешательство, застилающий сознание религиозный туман. Церковный небеса затянулись темной мглой, сквозь которую трудно было разглядеть Божьи Истины.
- «как дым из большой печи»- Тьма и замешательство в разумении, потому что символику библейских выражений об «аде», огненном серном озере», «пылающей и кипящей смоле» и т.п. стали трактовать буквально. Примером может послужить притча Господа об «ОВЦАХ» и «КОЗЛАХ» (Мф.25:31-46). Значение символических овец и козлов относится к людям, а не к буквальным животным, и эту символику все понимают, тогда как значение огня, серы, ада воспринимают буквально и придумали особое место, где огнеупорные бесы будут вечно жарить человеческие души в адском огне серы и смолы.
- «помрачилось солнце» - Истинная Евангелия затмилась догматической ложью и различными правилами веры.
Умножающиеся фальшивые учения все больше овладевали человеческими умами, потому что следует отметить, что при трублении четвертого ангела затмилась только третья часть (Отк.8:12), тогда как здесь говорится о полном затмении символических небес христианства. Можем заключить, что в «Фиатирском» периоде диавол триумфовал в жестокости и терроре, а в периоде «Сардисском» - в фальши, суеверии и затмении.
- «и воздух» - Духовные власти. Духовность христиан, их надежда и вера стали очень неясными, туманными.
- «от дыма из кладязя» - от противоречивых и нелепых учений и догм.
__9:3_- «И из дыма» - Из замешательства, суеверия и религиозного мрака.
- «вышла саранча» - Огромное число приверженцев ложной религии. Множество различного рода духовных, священников и монахов. Выражение «саранча» означает «очень много». (Суд.7:12).
Расцвет монашеских орденов приходится на фиатирский период:
Год 910 – орден - Клумианский
1098 – орден – Целестинский
XI век – орден – Картузианский
1118 – орден - Тамплиерский
1128 – орден – Рыцарский
1180 – орден – Крестоносцев
1202 – орден – Меченосцев
1210 – орден – Францисканский жен.
1216 – орден – Доминиканский
1219 – орден – Доминиканский жен.
1221 – орден – Норбертинский
1256 – орден – Августинский
Больше информации об этом: http://hronos.km.ru/religia/katolik/ordena.html
- «на землю» -Между живущих под «христианским небом».
Монахи и всякого рода духовные пошли в народ учить и обращать в «христианскую веру». Климат духовной тьмы «САРДИССКОГО» периода благоприятствовал их деятельности. Хотя эти монашеские ордена были созданы раньше, теперь их зловредное дело проявилось в наибольшей мере. Их существование до сих пор ограничивалось отшельнической, пустынной жизнью; они сторонились людей и сами себе придумывали различные телесные наказания ради покаяния и смирения. Теперь же течение их жизни совершенно изменилось. Из смиренных ягнят восстали лютые волки в овечьих шкурах, и они стали грызть, душить, терзать и ранить.
- «и дана была ей власть» -Поддержку от папства. Были наделены всякими полномочиями для обрушения Истины и расправы над теми, кто эту Истину возлюбили.
- «какую имеют земные скорпионы»- Это была «саранча» наподобие скорпиона, укус которого не вызывает внезапную смерть, а продолжительные мучения тела, часто все же заканчивающиеся смертью.
__9:4_- «И сказано было ей»- Имели все же определенные ограничения.
- «чтобы не делала вреда траве земной» -Людям независимого мышления.
- «и никакой зелени» - Этого нет в манускриптах.
- «и никакому дереву» - Святым Божьим. Псалмист приравнивает истинных христиан, не номинальных, но посвятившихся жертвенному служению Богу, к деревьям, которые «как дерево, посаженное при потоках вод» (Пс.1:3). Таким, имеющим непоколебимую надежду в Христе и сильным верою в Божьи обетования, символические «скорпионы» с их ложными учениями не могли повредить.
- «а только одним людям»- Мирским людям, прихожанам, необращенным, не знающим истины Св. Писания и которые не интересуются содержанием Божьего Слова.
- «которые не имеют печати Божией на челах своих» - Которые несознательно стали католиками и поддались папству. Признают главой церкви человека, а не Христа. «Печать на челах» означает разумение глубоких Божьих Истин. Это печать Божьего сыновства, печать Св. Духа, без которого «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно». (1 Кор.2:14).
__9:5_- «И дано ей» - Получили наставления от своих начальствующих в церкви, чтобы внедряли учения, принятые на различных отступнических соборах.
- «не убивать их» - Мечем Божьего Слова. Правда Божья, которая воздействует на верующих так, что они умирают для мира и того что в мире. Умирают через крещение в смерть Христа, ежедневно слагая свою жизнь в жертвенном служении Господу, Истине и братьям. (Рим.6:3-11). Принимая Христа, становимся мертвыми для мира.
- «а только мучить» - Из-за смутного представления, чем же все-таки есть смерть и ад; не имеющего ясного разумения, что человек умирает по Божьему приговору и идет в гроб (Иов 17:11-16; Иоан.5:28), но их пугают адом, горящей серой и смолой, вечными муками и.т.п.
- «пять месяцев» - 150 лет, согласно библейского ключа исчисления времени. (Иез.4:4-6; Чис.14:33-34).
150 лет – наивысший расцвет монашеских орденов.
150 лет - самого трудного времени инквизиции с использованием папством упомянутых монашеских орденов, потому что монахи с особой жестокостью и изуверством издевались над своими жертвами. (Смотри http://www.scripturestudy.net/tom2/glava9.html )
- «и мучение от нее» - Мучительная доктрина о вечных муках.
- «подобно мучению от скорпиона»- Очень опасное насекомое, распространено в горячих климатах, похожее на рака. Хвост с ядовитым жалом всегда задран кверху и готов впиться в жертву. Яд в наклюнутую ранку впрыскивается двумя жалами.
Укус скорпиона может иметь фатальные последствия, если вовремя не отсосать яд и прижечь ранку.
«ДВА ЖАЛА» - две доктрины, об аде и чистилище. Выдумано два пути после смерти, с целью наполнения церковной кассы. Как при жизни, так и после смерти, даются пожертвования на молебны, чтобы получить отпущения и избавить душу от адских мук. Эти ложные учения до сих пор в ходу и приносят церкви немалый доход. Спекуляция подлогом понятия об аде - это есть мучение человеков.
- «когда ужалит человека»- Человек в горячке и бреду. Сам не знает, что с ним творится. Подобно члены христианских номинальных церквей бредят об этих учениях, которые не имеют основания в Св. Писании, а единственно порочат славное имя Бога и Его милосердие – «помилование во Христе».
__9: _- «В те дни» - Живущие в то время, в период трубления пятого ангела – САРДИС (Иоан Виклиф). Рассвет Реформации.
- «люди будут искать смерти»- Не идет речь о смерти буквальной, но в понятии библейского учения, о Божьем приговоре смерти, оглашенном в Едеме.
Ложные понятия о бессмертии на то время настолько укоренились, что такие достойные реформаторы как Виклиф, Гус, Тиндаль, Лютер и другие не смогли понять, что именно «Возмездие за грех есть смерть» (Рим.6:23); что человек действительно умирает и идет в могилу, что нет вечно пылающего ада, вечных мук, как и нет бессмертной души.
- «но не найдут ее» - Не могли этого увидеть в Библии, хотя по многим другим библейским учениям подняли реформаторскую мысль.
- «пожелают умереть» - Не будем осуждать их недальновидность. Мы убеждены, что если бы реформаторы должным образом поняли это учение, что наказанием за грех есть смерть, а не вечные муки, то несомненно, они не преминули бы отстаивать и эту истину.
- «но смерть убежит от них»- Поскольку считали, как и все прочие на то время, что люди только видимо умирают, а на самом деле после смерти становятся более живыми чем до нее.
__9:7_- «По виду своему саранча»- Священники монахи.
- «была подобна коням» - Кони являются символом воинственных доктрин. Духовенство применяло всяческие усилия на убеждения своих приверженцев в истинности их обманных учений. Если же кто уклонялся или относился с недоверием, подлежал гонениям. Все крестовые походы были направлены на то, чтобы путем войны приобретать для церкви новых прихожан.
- «приготовленным на войну»- Папская доктрина – это был воинский клич, что – каждый, кто вне римо-католического вероисповедания, тот является еретиком, и его следует насильно обратить и привести в лоно матери-церкви или же совершенно истребить.
- «и на головах у ней как бы венцы»- Сказано: «как бы», а не золотые. Подобием золота есть медь. Она есть символом человеческого совершенства. Поэтому, вид и все усилия монашеских институтов и духовенства были направлены на то, чтобы показать себя с наилучшей стороны – что их цели и действия благородные и возвышенные, хотя в сущности были варварскими.
- «похожие на золотые» - «Похожие», но не самом деле. Золотые венцы уготовлены членам истинной Церкви; эти же, притязающие на небесное наследие, утратили право на них. Поэтому, как они есть фальшивыми последователями Христа, так и венцы на их головах – фальшивые, «как бы золотые».
- «лица же ее - как лица человеческие»- Опять же, «как», но не на самом деле. Принимали вид доброты и благожелательности, а на самом деле жесточайше и с фантастическим изуверством преследовали и истязали свои жертвы. Об этом детально изложено в выше приведенной ссылке. Все это описано во 2-м томе Исследования Св. Писания, глава 9, «Антихрист - Человек Беззакония».
«Саранча» - прежде всего известна тем, что все пожирает на своем пути, оставляя после себя безжизненное пространство.
«Саранча» - Иоанн Креститель питался саранчой (Мф.3:4), так же, Господь позволил Израильтянам питаться саранчой (Лев.11:22), так что это выглядело как нечто хорошее.
__9:8_- «и волосы у ней - как волосы у женщин» - Волосы являются украшением для женщины. (1 Кор.11:15). Внешняя красота волос не всегда свидетельствует о внутренней красоте характера. Опять же сказано: «как», т.е. подобные но не действительные. Внешний вид имели привлекательный, но на самом деле это был только вид кротости и доброты. Это была лишь видимость, имитация.
«Волосы» - означают подданство. По виду как бы являются подданными Христа, но это слепое и бессмысленное подданство, воображаемое. На самом деле были они подданными начальству земному, а не небесному. Услужливо исполняли поручения своих земных руководителей.
- «а зубы у ней были, как у львов»- Все истребляя и пожирая.
Указывает на способы и средства, какими подавляли всякое сопротивление. Кто попадал в их зубы узнавал, кто такие монахи, кем они были на самом деле.
Вспомним описание в видении Даниила четвертой империи в мировой истории - Римской империи, превратившуюся в папскую систему: «Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами…» (Дан.7:19). Жестокость папских гонений на истинных христиан многократно превысила жестокость языческого Рима.
__9:9_- «На ней были брони, как бы брони железные» - Броню их оправдания. Слепо верили, что воистину служат Богу.
«Брони железные» - железная дисциплина, не признающая никакой терпимости.
«Брони железные» - фанатическое, слепое, безусловное принятие правил веры, слепое убеждение, что не нуждаются ни в каком удостоверении в их правильности.
«Брони железные» - Люди бескомпромиссные, фанатичные, слепо преданные какой-то идее, религии.
_ «а шум от крыльев ее» - Пропагандируя свою религию, посылая миссионеров во все концы земли, донесла слух и пыталась оказывать влияние на все народы.
- «как стук от колесниц» - Делают это громко и шумно. Широко разглашают о своих начинаниях и мероприятиях; какие-то малозначащие подвижки возвышают до великого дела.
«Стук от колесниц» - Множественное число. Может указывать на различные мирские и общественные организации, в которых церковники стараются занять ведущую роль и использовать их в своих целях.
- «когда множество коней бежит на войну»- Их идеи и доктрины, а также организационные концепции воинственного настроя, не признающие никаких поступок. Это было доктрины борьбы и воинственности, которые везде и все истребляли – и не только порывы и духовные взлеты Божьих детей, но и всякую прогрессивную и научную мысль о строении мира. (Пример о Галилео Галилее).
__9:10_- «у ней были хвосты»- Священники и религиозные учители. Как «голова» представляет истинного учителя, так «хвост» представляет фальшивого. «Пророк-лжеучитель есть хвост». (Ис.9:15).
- «как у скорпионов» - У скорпиона хвост всегда задран кверху – духовенство также старается высоко держать голову – горделивы, с видом очень важным и мудрым. Сегодняшнее духовенство не изменило своего вида.
- «и в хвостах ее были жала»- В фальшивых учениях духовенства был смертельный яд. Отвергли истину Божьего Слова, что наказанием за грех есть смерть, а создали учение о бессмертии души. Отравляли двумя жалами: Если добрый, то пойдешь прямо в небо: если плохой - пойдешь прямо в ад и будешь там гореть и мучиться во веки веков. В жалах находился отравляющий яд: фальшь, заблуждение, обман. Их истолкования не обеспечивали людям счастья и умиротворения, и уверенности в спасении, которое Бог постановил совершить в Иисусе Христе.
- «власть же ее была - вредить людям» - Сила заблуждения и обмана исказила веру в христианских общинах, удалила подлинную боязнь Бога (Пс.13:3-5), и воздействовала убийственно на этих неверных верующих.
- «пять месяцев» - Период наивысшего расцвета монашеских орденов, их деятельности и влияния на человеческое сознание. После этого периода (150 лет, согласно библейского ключа исчисления) частично начали пробиваться лучи рассвета Реформации.
__9:11_- «Царем над собою она имела» -Сатану. Он распространил свою власть на все религиозные дела. История папства доказывает это его сатанинскими делами. (Иоан.8:44).
- «ангела бездны» - Это он произнес ложь – «Нет, не умрете», - которую до сих пор поддерживает, как знамя веры, номинальное христианство утверждением о бессмертии души.
- «имя ему (...) Аваддон, (…) Аполлион» - Истребитель, Губитель. (Еф.2:2).
__9:12_- «Одно горе прошло»- Догматические и доктринальные заблуждения, искажающие библейские учения. Это был тормоз в разъяснении Божьей истины, которую сегодня имеем. Это было «ГОРЕ», которое даже реформаторам создало трудности в понимании некоторых библейских Истин, таких как: ОПРАВДАНИЕ, ИСКУПЛЕНИЕ, ПРИМИРЕНИЕ человека с Богом, НЕБЕСНОЕ ПРИЗВАНИЕ для Церкви, РЕСТИТУЦИЯ (ВОССТАНОВЛЕНИЕ) человечества и т.п.
- «вот, идут за ним еще два горя» -Дальнейшие заблуждения церковничества, которые тормозили развитие Божьей истины.
Второе «ГОРЕ» выступает в периоде трубления шестого ангела и записано в главе (11:14), а третье «ГОРЕ» приходится на период седьмого ангела. Перспективный взгляд на третье «горе» в дальнейших следующих главах много охватывающий. Касается времени великой скорби, в котором церковничество откровенно проявит свое отступничество.
__9:13_- «Шестой Ангел вострубил»- Шестой период развития Церкви. (Годы 1518-1874). ФИЛАДЕЛЬФИЯ - означает «Братская любовь». Ангел – Мартин Лютер. Священник, католический теолог в Германии.
«Вострубил» - То что он огласил, потрясло весь христианский мир.
31 октября 1517 года на дверях храма в Виттенберге Лютер вывесил 96 параграфов, которые между прочим утверждали оправдание верою в кровь Христа и признавали Св. Писание единственным источником Божьего откровения. С особой остротой Лютер выступил против злоупотреблений духовенства, против продажи Иоанном Тетцелем папских булл с отпущением грехов. Проповедь Лютера гласила, что за деньги невозможно получить отпущение грехов.
- «я услышал один голос»- Голос истины, нужной на то время. Это был единый, отважный голос Реформации. Нужно было иметь большую отвагу, чтобы осмелиться противопоставить себя могуществу папства. Сам Лютер конечно ничего бы не сделал, но Реформация была делом Божьим – пришло время на ее совершение.
- «от четырех рогов» - Этих слов нет в древних манускриптах.
- «золотого жертвенника»- От истинной Божьей Церкви. Золотой жертвенник, который был в Святая Скинии, представляет Церковь в ее жертвенном состоянии (на протяжении всего века Евангелии).
- «стоящего пред Богом»- Истинная, верная Церковь, котрая на Христовом месте совершает свое дело жертвования. (2 Кор.5:20-21).
__9:14_- «говоривший шестому Ангелу» - Лютеру.
- «имевшему трубу» - Посланничество Истины.
«Трубу» - Библию, которую Лютер перевел на немецкий язык, и дал ее в руки людей, так что она стала доступна им на родном языке.
- «освободи четырех Ангелов»- Четыре важных истины, связанные в Вавилоне (Ангелами могут быть существа духовные, человеческие, или элементы одушевленные и неодушевленные).
«Четыре ангела» - четыре важные истины:
1) Оправдание верою – Лютер.
2) Господняя Вечеря в двух элементах – Цвингли.
3) Крещение для взрослых через погружение (баптизо) – Баптисты.
4) Вольная благодать и дела – Уесли.
Эти четыре истины в то время были связаны соборами и декретами, их заменили другими, догматическими понятиями:
а) Оправдание – через бичевания и дела.
б) Вечеря Господня – через Евхаристию.
в) Крещение – через крещение младенцев.
г) Вольная благодать – через принудительное служение церковничеству.
Лютер отверг эти догматы и назвал их: «Мусорная свалка человеческих соборов и декретов».
ВЫДЕРЖКА ИЗ ИСТОРИИ РЕФОРМАЦИИ ЛЮТЕРА
«Среди людей, призванных к избавлению Церкви из мраков папства и выведения его к свету чистой веры Мартин Лютер стоит на первом месте. Ревностный и набожный, не имеющий никакого иного страха кроме страха Божьего, и не признающий никаких иных оснований веры, кроме Св. Писания. Целенаправленно стремился к достижению высокого морального уровня. Жаждал знаний, и желал чего-то постоянного и полезного, вместо видимости и поверхностности.
Когда Лютер однажды просматривал книги в университетской библиотеке, нашел там латинскую Библию. Такой книги до этого никогда не видел, не знал даже о ее существовании. Знал только часть Евангелии и Посланий, из которых зачитывалось людям при богослужениях, и полагал, что это и есть вся Библия. Теперь же впервые увидел Священное Писание полностью. С великим благоговением и удивлением перелистывал листы Книги и с бьющимся сердцем читал слова жизни, и с восхищением время от времени восклицал: «О, если бы Бог захотел дать мне эту Книгу в собственность!».
Горячее желание увидеть свет Истины, избавиться от грехов и воссоединиться с Богом в конце концов привело к тому, что Лютер вступил в монастырь. Там нашел прикованную цепями к стене Библию, и часто бывал с ней.
Вел очень суровый образ жизни, свою злую натуру старался победить постами, ночными бдениями и бичеванием. Не устранялся ни от какой жертвы, посредством которой мог бы достичь такой чистоты сердца, чтобы Бог признал и принял его. Позже сказал: «Если бы продолжал так дальше, умертвил бы себя на смерть». В результате такого способа жизни полностью обессилел и часто обомлевал, и из этого состояния уже так и не излечился. Но, помимо всех усилий, не смог обрести облегчения, и наконец оказался на грани отчаяния.
Когда Лютеру казалось, что для него уже нет никакой надежды, Бог послал ему помощника. Богобоязненный Штаупитц, монастырский смотритель, помог ему в понимании Божьего Слова и советовал, чтобы прекратил дальнейшее свое рассуждение над вечным проклятием, а направил свой взор на Иисуса, Спасителя, прощающего грехи. «Вместо того чтобы истязать себя из-за совершённых грехов, припади к груди Спасителя. Доверься Ему, веруй в праведность Его жизни и примирение через Его смерть. Слушай Сына Божьего. Он сал человеком, чтобы обеспечить тебе полноту Божьей милости. Люби Его – Того, Кто тебя прежде возлюбил». Его слова произвели на Лютера сильное впечатление. После многих борений с долго и старательно взращиваемыми заблуждениями, наконец мог постигнуть Истину и ощутил нисходящее на него умиротворение.
Получив освящение в сан священника, Лютер оставил монастырь, потому что получил приглашение на место профессора Университета в Виттенберге. Здесь начал изучать Св. Писание на тех языках, на каких было написано. Начал также истолковывать Библию, открывая сокровища Книги Псалмов, Евангелии и Апостольских посланий. Штаупитц советовал ему говорить проповеди Божьего Слова с амвона, но Лютер еще колебался, поскольку чувствовал себя недостойным говорить к людям как Божий посланник. Только после настоятельных уговоров уступил просьбам друга. Но к этому времени уже хорошо знал Священное Писание. Его красноречие привлекало слушателей, прозрачность и сила в представлении Истины убеждала их, а ревностность его проникала в сердца.
Лютер все еще был верным сыном римской церкви и никогда не думал, что мог бы быть кем-то другим. Но, Божьим провидением, Лютер посетил Рим. Путешествие в папскую столицу совершил пешком, ненадолго задерживаясь во встречающихся на пути монастырях. Когда прибыл в один из итальянских монастырей, он был несказанно поражен богатством, роскошью и пышностью, которые там увидел. Черпая доходы из священнической сокровищницы, монахи жили в прекрасных комнатах, облекались в самые дорогие одежды и пиршествовали за богатым и сытым столом. С болезненными сомнениями Лютер сравнивал всю эту пышность с самоотречением и трудностями собственной жизни. Все это пробудило в нем беспокойство.
Наконец увидел лежащий в отдалении город, построенный на семи холмах. Глубоко тронутый, упал на землю и воскликнул: «Приветствую тебя, святой Рим!». Когда прибыл в город, стал посещать храмы, слушал чудесные рассказы священников и монахов, и исполнял все требуемые обряды. Везде встречал сцены, которые его удивляли и поражали. Видел, что грех довлеет во всех слоях духовенства. Из уст кардиналов слышал непристойные шутки, а их богохульное поведение, даже во время богослужений, наполняло его негодованием. Видел профанацию святости. «Кто не увидит и не услышит – писал – тот не поверит, какие грехи и мерзкие дела творятся в Риме. Поэтому там имеют обычай говорить: Если на самом деле существует ад, то тогда точно Рим создан на нем; это бездна, из которой исходит в мир всяческого рода грех».
Согласно изданного в то время папского декрет, все, кто на коленях поднимались по «СТУПЕНЯМ ПИЛАТА», получали отпущение грехов. Утверждалось, что Сам Спаситель шел по этим ступеням, когда выходил из римского суда, и что чудесным образом эти ступени были перенесены из Иерусалима в Рим. Однажды Лютер с благоговением поднимался на коленях этими ступенями, и вдруг какой-то голос, подобен грому, сказал ему: <Праведный верою жив будет!> (Рим.1:12). Устыженный и пораженный, Лютер схватился с колен и поспешно ушел из этого места. Услышанное правило уже никогда не теряло для него своего значения. С этого дня отчетливей чем когда-либо до этого осознал заблуждение – полагаться на собственные усилия и дела в целях достижения спасения, и понял необходимость непоколебимой веры в заслуги Христа.
По возвращении из Рима Лютер получил звание доктора теологии при Виттенбергском Университете. Был призван он как душепастырь тех, которые жаждали Истины. Лютер решительно заявил, что христиане не должны принимать никаких учений, кроме тех, которые основываются на авторитете Св. Писания. Эти слова, содержащие живительные начала реформации, ударяли в основания папской власти.
Лютер выступил против спекулятивных учений, противоречащих с Библией, и старался направить мысли своих слушателей к вечным истинам, проповедуемым пророками и апостолами.
Посланничество, которое возвещал слушающим его людям. Было неизмеримо ценно. Никогда еще не слышали таких учений. Радостная весть о милости Спасителя, об уверенности в прощении грехов и обретения мира благодаря примирительной крови Христа утешала сердца слушателей и пробуждала в них благословенную, чудную надежду.
В Виттенберге воссиял свет, но свет и тьма не могли существовать бок о бок в согласии. Между истиной и ложью всегда идет непрестанная борьба. Кто отстаивал одну сторону, должен быть выступить против другой. Спустя несколько лет после начала реформации Лютер сказал: «Бог не ведет меня – Он подталкиваем меня вперед, подхватывает меня. Я не владею сам собой. Хочу жить в спокойствии, но Его сила бросает меня в самую гущу сражений».
И вот наступило самое время, когда реформатор должен был начать свою битву.
Католическая церковь Божью милость сделала предметом торговли. Около алтаря устанавливался стол для обмена денег, и церковные стены отбивали эхо голосов – крики продающих и покупающих. В Риме публично продавались папские индульгенции об отпущении грехов, и это делалось по распоряжению самого папы.
Папские власти назначили в Германии служителя по имени Иоанн Тетцель, который должен был управлять торговлей индульгенциями. Впоследствии были доказаны самые мерзкие преступления, совершённые им против общества и закона Божьего. С поразительной безответственностью повторял оглупленному и суеверному люду всякие байки о ложных чудесах и явные выдумки, с целью задурить слушателей. Чтение Библии было запрещено чтобы держать людей под контролем папства, чтобы оно могло и дальше умножать богатства и власть ненасытного духовенства.
Когда Тетцель появлялся в каком-то месте, перед ним шествовал глашатай, выкрикивающий: «Милость Бога и святого отца – перед вашими воротами!». Народ приветствовал богохульного мошенника так, как если бы к ним пришел сам Господь Бог с неба. Торговля происходила в церкви, где Тетцель выходил на амвон и восхвалял индульгенции как самые ценные и полезные дары Божьи. Утверждал, что на силе его свидетельства все грехи, которые обладатель индульгенции захочет совершить, будут ему прощены, и не должен будет нести наказания за них. Уверял, что заверенные (подписанные) им индульгенции имеют спасительную силу не только для живых, но и для умерших, что в момент, когда зазвенит брошенная в его ящик монета, душа, за которую уплачено, немедленно оставляет чистилище и возносится в небо. `{History of the Reformation, t. I, p. 96}
«Хотя Лютер все еще был ревностным приверженцем папства, богохульные действия торговцев индульгенциями возмущали его.
Его прихожане также приобретали за деньги эти индульгенции, и приходили к нему как своему душепастырю и признавались в своих грехах, ожидая их прощения, - не потому, что сокрушались о них и желали их исправить, а на основании купленных ими индульгенций. Однако Лютер не давал им отпущения грехов и предостерегал их, что если не покаются и не обновят жизни, то погибнут в своих грехах. Весьма обеспокоенные, те прихожане искали Тетцеля и жаловались ему, что исповедник отверг заверенные им индульгенции, а некоторые осмеливались требовать назад свои деньги. Монахом овладел гнев. Извергая самые жестокие проклятия, несколько раз пытался склонить к разжиганию костра на рынке, утверждая, что получил от папы приказ сжечь всякого еретика, который будет сопротивляться его святейшим индульгенциям».
Теперь Лютер смело начал свое дело как защитника Истины. Его голос с амвона звучал серьезными и честными обвинениями. Указывал, что только сокрушение сердца, смирение перед Богом и вера в Иисуса Христа может спасти кающегося грешника. Божью милость невозможно купить за деньги. Она дается даром. Советовал людям, чтобы они не покупали индульгенций, но чтобы через веру приближались к Христу.
Так как Тетцель продолжал и дальше продавать индульгенции, и повторял свои богохульные заверения, Лютер решил более действенно выступить против этих скандальных злоупотреблений. Вскоре ему представилась подходящая возможность. В замковой каплице Виттенберга находилась реликвия, которую в определенные дни выставляли напоказ для публичного обозрения, и к этому дню были приурочены отпущения всем, кто в это время приходил в церковь и исповедался. В такие дни церковь была переполнена прихожанами. Приближалось одно из важнейших торжеств – День всех святых. Накануне праздника Лютер присоединился к толпе прихожан, которые направлялись в направлении церкви, и прибил на ее дверях 95 тезисов против учения об индульгенциях.
Тезисы выясняли, что ни папа, ни какой другой человек никогда не получал власти на отпущение грехов и отменять наказание за него. Вся система отпущений грехов есть не что иное как комедия, обычное мошенничество, способ выманивания денег, используя суеверие и невежество прихожан. Тезисы дальше подчеркивали, что Евангелие Христа является самым ценным даром церкви, а объявленная в нем Божья милость в Христе дана даром для всех тех, кто в послушании и вере ищут ее.
Тезисы Лютера вызвали широкую дискуссию. В течение нескольких дней охватили всю Германию, а через несколько недель стали известны почти по всей Европе. Многие искренние католики, которые замечали в церковной среде творящуюся неправду, с радостью прочитывали тезисы Лютера, видя в них голос Божий. Чувствовали, что Господь в Своем милосердии протянул руку, чтобы остановить волну зла, хлынувшую из папской столицы.
Однако суеверные и склонные к греху толпы охватила тревога, когда софизмы, которые так долго улаживали их опасения, лишились опоры. {Софизм (от греч. sofisma[ГМЖ№Гј±], «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка») — ложное умозаключение, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики} Хитрое духовенство, видя, что их прибыли оказались под угрозой, объединились, чтобы защищать узурпацию Рима. Реформатор наткнулся на яростное сопротивление обвинителей. Многие государственные и церковные сановники были убеждены в правоте его тезисов, но сориентировались, что принятие тех истин было бы равнозначно обрушению авторитета Рима, что это поколебало бы престол папы, исчерпался бы источник огромных доходов, что в свою очередь ограничило бы их расточительность и роскошь. Из этих соображений отвергли проповедуемые Лютером учения.
Лютер содрогнулся, когда осознал, что он один, что он, малый человек, который выступил против самой могущественной силы на земле. Иногда сомневался, действительно ли Бог повелел ему выступить против авторитета церкви. «Кем же был – писал позже – чтобы противостоять величию папы, перед которым дрожали короли и вся земля? … Никто не знает, сколько вытерпел в те первые два года, и сколько пережил сомнений?». Когда ему недоставало помощи человеческой, взирал на Бога, веря, что может полагаться на Его всемогущую мышцу.
Сторонники формализма и суеверия потребовали крови Лютера. «Еретик! – кричали папские фанатики. Если этот мерзкий еретик проживет еще хотя бы час, это будет наибольшая измена церкви. Немедленно сложите для него костер!». Реформатор получил приказ явиться в Рим и ответить на обвинения в ереси, но друзья Лютера противились его путешествию в Рим и изложили просьбу, чтобы дело рассматривалось в Германии.
Наконец согласились на этом; был назначен папский посланник, которому поручено было «обвинить и заключить (арестовать) немедленно». Более того, если б Лютер не захотел отказаться от своих учений, легат получил право преследовать его по всей Германии, наложить проклятие и отлучать от церкви всякого, кто не пожелал бы оказать помощь в поимке Лютера.
Местом слушания выбрали Аугсбург. Лютер отправился в этот город пешком. За него боялись, опасались, что в пути на него могут напасть и убить. Друзья упрашивали его, чтобы не подвергал себя опасности. Однако Лютер не пожелал оставить положения, которое ему назначил Бог. Был убежден, что любой ценой должен отстаивать Истину. На все предложения отвечал словами: «Я человек действия и борьбы; и чем больше мне угрожают, тем больше я радуюсь… Они уничтожили мою честь и репутацию, осталось только одно – моя немощная и никчемная плоть. Пусть заберут ее, и таким способом укоротят мою жизнь на несколько часов. Кто хочет проповедовать миру слово Христа, должен всегда быть готовым к смерти».
Когда Лютер предстал перед папским посланником, тот решил расположить его притворной доброжелательностью, однако потребовал подчиниться власти церкви и отречься своих взглядов безо всяких дискуссий и вопросов. Лютер запротестовал против такой позиции кардинала, который потребовал от него отречения от убеждений без высказывания ему ошибочных доктрин и догм церкви. Но кардинал твердил только одно: «Отрекись, отрекись!». Лютер решительно отказался отречься Истины». («Великая борьба», Е. Уайт).
- «связанных» - Удержаны от действия, сокрытые.
- «при великой реке Евфрате»- Эта река представляет человечество. Как река Евфрат вытекает из Едема (из рая), подобно так и человечество берет свое начало и Едеме. (Быт. 2:10-15).
Провозглашенные над (символическим) Евфратом реформаторские учения имели широкий охват и достигли многих уголков и стран земного шара. Библейские учения (ангелы), которые были связаны различными догматическими понятиями, соборными постановлениями и т.п.
Эти четыре ангела нельзя спутывать с иными четырьмя ангелами из Отк.7:1, так как само содержание нам указывает на различность их действий – те четыре ангела были связаны на четырех углах земли, тогда как эти были связаны у великой реки Евфрат.
__9:15_- «И освобождены были»- Получили свободу. Дело реформации создало условия для проповедования некоторых Истин, которые до этого были заглушены и попираемы папством.
- «четыре Ангела» - Правильной интерпретацией Св. Писания были разъяснены четыре важных Истины:
1) ОПРАВДАНИЕ – Не через дела и истязания плоти – Рим. 3:24; Гал.2:16; 3:11; 5:4.
Но «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе».
Четыре основания оправдания:
а) По благодати – Рим.3:24; Тит 3:7.
б) Через веру – Рим.5:1-2; 3:25-28.
в) Через кровь (смерть) – Рим.5:9-11; Евр.9:14; 1 Иоан.1:7.
г) Через воскресение – Рим.4:24-25.
Есть Бог, Который оправдывает– Рим.3:26.
2) ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ – По образцу, который установил Господь, с двумя символами: хлеба и вина. (Мф.26:26-27).
3) КРЕЩЕНИЕ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ – а не младенцев, которые не понимаю и не могут принимать решения о своем посвящении. Господь Иисус принял крещение в 30 году своей жизни, и это должно быть уроком и примером для всех христиан.
4) ВОЛЬНАЯ БЛАГОДАТЬ – Гарантия спасения была совершена через святую жертву Христа, и стал открыт узкий путь жизни, и теперь, в веке Евангелии, каждый может по собственной воле выйти на этот путь. «Бог никого не принуждает, Он только приглашает. Когда Иисус сказал: «Кто хочет быть Моим учеником, тот пусть отвергнется себя, возьмет свой крест и следует за Мной» - Он приглашал тех, которые желали стать Его учениками, Его последователями, чтобы шли узким путем и в конце концов, чтобы там где Он, чтобы и они там были. И это делается без какого бы то ни было принуждения, но по вольной благодати.
- «приготовленные на час и день, и месяц и год» - Тринадцать символических месяцев (день за год) дает период времени 390 лет. От начала реформации (1524) до года 1914 ровно 390 лет. Это есть период особой деятельности протестантства. Первая мировая война несколько приглушила эту деятельность и протестантизм сблизился с католицизмом, и уже не проявлял прежней оживленности.
- «для того, чтобы умертвить третью часть людей» - Здесь не идет речь о смерти натуральной, но духовной. «Умертвить» - или полностью подчинить себе. Протестанты являются третьей частью христианства.
__9:16_- «Число конного войска»- Сторонников.
«Конного» - Всадники представляют религиозных учителей и вождей. Кони представляют доктрины. Упомянутые всадники пользовались своими нововведенными доктринами, на которых возник и взрос протестантизм.
- «было две тьмы тем» - Около 200 миллионов.
- «и я слышал число его»- В начале 20-го столетия, согласно достоверных данных, число протестантов было около этого числа.
__9:17_- «Так видел я в видении коней»- Доктрины. Любимые, устаревшие фальшивые учения. Видеть – значит интересоваться ими.
- «и на них всадников» - Пасторы, проповедники. Они были хорошо утвержденные в них, уверены в их истинности, и что единственно они имеют ключ разумения библейских учений.
- «которые имели на себе брони огненные»- Проповедуя доктрины об оправдании через искупительную кровь Христа (цвет огненный – алый, цвет огня), в то же время практикуя учения об аде и адском огне.
- «гиацинтовые» - Гиацинт – небесный цвет, символизирует веру. Проповедники протестантских вероисповеданий воспитывают у своих прихожан веру в Бога и Его обетования через устрашение адом и вечными муками. Часто пламень огня преобразуется в синеватый, небесный цвет.
- «и серные» - Действительно, серу и смолу приняли как материалы наиболее подходящие для вечно пылающего ада.
- «головы у коней - как головы у львов»- Основательные доктрины, имеющие силу убеждения, уверенные в себе, хищные.
- «и изо рта их выходил огонь, дым и сера»- Их проповеди преисполнены адского огня и ужасных мучений. «ДЫМ» указывает, что протестантские учения - это учения во многом мрачные и ошибочные, что они нелогичные, бессмысленные и не в согласии с Божьими качествами: мудростью, справедливостью, любовью и могуществом.
__9:18_- «От этих трех язв» - Учений адских.
- «от огня» - От проповеди об адском огне.
- «дыма» - Дым указывает на тьму и замешательство в понятиях.
- «и серы» - Учения о непрестанных, вечных муках.
- «выходящих изо рта их» - Из их уст. Указывает на широкий охват усиленно пропагандируемых ложных учений о вечных муках, которые не имеют ни малейшего обоснования в Библии. Устрашающие и в то же время льстивое красноречие проповедников.
- «умерла третья часть людей» - Подневоленная третья часть (протестантская) из общего числа христианства.
__9:19_- «ибо сила коней заключалась во рту их»- А не в силе Святого Духа. (Деян.1:8; Лк.24:49).
- «и в хвостах их» - В проповедниках. (Ис.9:15).
- «а хвосты их были подобны змеям» - Хитрые, изворотливые, обольстительные. Обман представлялся вместо истины: «Нет, не умрете». (Быт.3:4).
- «и имели головы» - Они люди мыслящие, и во многих вещах способны принимать самостоятельные решения, не спрашивая и не считаясь о мнении своих прихожан.
- «и ими они вредили» - Признаваемые как «ГЛАВЫ» церкви – протестантство стало разделено на множество сект, деноминаций и вероисповеданий. «ВРЕДИЛИ» - истине. Отнимая почтение к ней и снижая ее ценность.
__9:20_- «Прочие же люди» - Остальные люди, которых не убедили протестантские учения. Это различные элементы общества, для которых религиозные дела не имеют существенного значения; они безразличны к ним и избирают скорее всего грешный способ жизни. Такие люди находятся в различных религиозных и объединениях.
- «которые не умерли от этих язв» - Не умерли в своих верованиях.. Не поддались учениям проповедников протестантских церквей.
- «не раскаялись» - Не обратились. Покаяние – это прекращение делать недоброе, обращение к добру и раскаиваться о прежних злых деяниях. Когда-то покаяние было делом обычным. Примером может быть Ниневия – она покаялась и приговор о ней был отменен. (Ион.3:3-10; Деян.3:19; 17:30; 26:20; Марк.1:15).
- «в делах рук своих» - В своих грешных делах – в греховной и аморальной жизни.
- «так чтобы не поклоняться бесам» - Все религиозные учения, несогласные с учением библейским, они не Божьего происхождения, но сатанинского. Практикующие такие учения находятся под контролем Диавола, и служение по этим учениям – это служение бесам. (2 Иоан.1:7-10; 2 Кор.4:3-4).
- «и (идолам) золотым» - Помимо того, что в номинальном христианстве практикуется буквальное идолопоклонство в виде почитания раззолоченных и в серебряных оправах, зачастую украшенных драгоценными камнями икон и других изображений, почитание «мощей святых» и других реликвий, есть еще и скрытое, символическое идолопоклонство. Рассмотрим эти символы:
Золото является денежным божищем (идолом). Господь сказал:
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне». (Мф.6:24). Павел писал: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям». (1 Тим.6:10).
- «серебряным» - Ложь, преподаваемая как истина. Иными словами, это лишь внешний вид и блеск, который обманчиво уподобляется истине. Принятие ложных понятий за истину, это поклонение серебряному идолу.
- «медным» - Медь есть символом человеческого совершенства. Здесь символизирует тех, кто доволен своим состоянием и не видят нужды стремиться к высшему моральному уровню. Многие люди впадают в такое состояние самоудовлетворенности. Для христианина такое состояние является склонностью к духовному упадку. Некто сказал: «Никогда не бывает настолько хорошо, чтобы нечего было поправить».
- «каменным» - Мертвые церемонии и ритуалы, безжизненные, производимые по традиции или из расчета, без убеждения и внутреннего посвящения – они ничего не дают. Это пустые и не имеющие значения религиозные обряды, которые есть мерзостью для Бога. (Ис.1:10-15).
- «и деревянным идолам» - Связывание своих чувств с земными вещами: улучшение быта, материальные выгоды, изысканные одежды, мирской стиль жизни, чрезмерная забота о завтра и т.п.
- «которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить»- Все эти вышеупомянутые вещи по своей природе мертвые и малозначащие, они просто вредны для посвященных.
Только неверные этого мира и большая часть номинального христианства эти вещи восхваляют и практикуют в своей повседневной жизни. (СОКРЫТЫЕ ИДОЛЫ - Быт.31:30-35).
__9:21_- «И не раскаялись …» - Не отвратились от привычной им греховной и аморальной жизни. Это те, кто слепо чтят идолов своей веры, и к суеверным этим и пустым вещам относятся легкомысленно, не заботясь удостовериться в их истинности.