“Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.”- Ефесянам 5:18,19
Выражение, “исполняйтесь Духом” в Новом Завете используется неоднократно, но не всегда с тем же самым значением. Это было впервые сказано ангелом, в возвещении Захарии относительно его жены Елизаветы, когда он заверил его, что в ответ на его молитву, она понесет сына [забеременеет], и что назвать его должно именем -- Иоанн. Ангел далее сказал, “И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израиля обратит к Господу Богу их.” (Лук 1:14-16) Здесь просто мысль, что Иоанн Креститель будет наделен силой от Бога и благословением, для того чтобы он мог выполнить особенное дело преобразования в Израиле.
В Луки 1:41 нам сказано, что Мария, мать Иисуса, посетила Елизавету, и когда Елизавета слушала ее приветствие, “взыграл младенец в чреве ее; и Елизавета исполнилась Святым Духом.” Это означает, что Елизавета очень обрадовалась по поводу тех чудесных событий, которые случились с нею и Марией. Дух, или сила Бога осуществлялась через этих женщин, к их большой радости.
В Луки 1:67 сообщается, что Захария “исполнился Святого Духа и пророчествовал.” Это - действие Святого Духа, подобного с тем, что происходило во времена Ветхого Завета, когда пророки “изрекали [говорили], будучи движимы Святым Духом.” (2 Пет.1:21) Захария, несомненно, радовался, что он пребывает в гармонии с божественной истиной, и восторгался тем пророчеством, которое Святой Дух позволил ему произнести,- но Дух не зачинал его к новой жизни, и при этом он не возрастал плодами праведности, как это происходит с зачатыми от Духа.
В Иоанна 3:34 об Иисусе сказано так: “Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа.” Это конечно подразумевает, что Иисус был “исполнен Святого Духа.” Он был так исполнен, и настолько водимый им в каждой Его мысли и слове, которые Он высказывал, и в каждом деле, что каждое слово и действие в Его посвященной, исполненной Духом жизни, выражало мнение, или желание Отца, пославшего Его. Исполнение Иисуса Духом произошло в Иордане, хотя еще перед этим была некоторая подготовка, в которой Он, несомненно, хорошо ознакомился со свидетельствами вдохновенного слова, содержащимся в “свитке книжном”, то есть в Ветхом Завете Священного Писания.
Как мы отметили в предыдущей главе, Дух Бога излился на Иисуса как чудесная сила откровения, предоставляющая Ему возможность понимать значение Священного Писания Ветхого Завета. И помимо этого, Дух, который наполнил жизнь Иисуса, наделил Его чудодейственной силой - чтобы изгонять бесов, слепых делать зрячими, очищать прокаженных, исцелять больных и воскрешать мертвых. Никто из непосвященных Христу не могут ожидать исполнения Духом в этом смысле.
Когда обещание послать Святого Духа в Пятидесятницу выполнилось, были удивительные проявления этого “излития” святой силы Бога. Об одном таком проявлении силы упоминается в Деяния 2:4, где читаем, “И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещать.” Здесь “исполнение Духом” означает одно из чудесных осуществлений божественной силы, позволяющей тем, кто были "исполнены", говорить на иностранных языках без потребности предыдущего изучения. Это мало чем отличалось от способа, в который Святой Дух уполномочил Иисуса исполнять чудеса. Позже, фактически, апостолы исполняли чудеса не только говоря иными языками, но и многие другие.
В Деяния 9:17 наше внимание привлекается к подобному случаю исполнения Духом. В этом случае это Савл Тарсянин, который на пути к Дамаску был ослеплен вспышкой света с неба, и услышал вопрос, “Савл, Савл, что ты гонишь Меня?”, и руководством Бога пошел в некий дом в Дамаске ждать дальнейших указаний от Бога. Те указания были посланы ему учеником по имени Анания. Входя в комнату, где находился обращенный гонитель церкви, Анания сказал, “Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа.” Савл, или Павел, был назначен Богом занять место Иуды, и было необходимо, поэтому, чтобы он так же был “исполнен Духом”, как другие апостолы были исполнены в Пятидесятницу. И он был исполнен Духом в такой же мере, потому что он был способен исполнить чудеса и говорить языками так же, как они.
Одно из полномочий, которыми были наделены Духом Иисус и апостолы, была чудесная способность читать сердца тех, с кем они общались. Именно на этом основании Иисус был способен назвать фарисеев лицемерами. Павлу также была дана эта способность. В Деяния 13:6-12 нам представлен очень интересный пример этого. “Елима волхв” противился, стараясь помешать усилиям учеников, и особенно Павлу, в представлении Евангелии Христа одному из начальников, римскому "проконсулу". Мы читаем, “Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и установив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне, вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал провожатого.” Павел был способен произвести это наказание на волшебника, потому что он был “исполнен Святого Духа.”
Дальнейшее удивительное проявление исполнения Святого Духа перечислено Павлом в его послании к церкви в Риме, главе 15, стихи 18 и 19. Павел пишет, “Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.” Каждый посланник Христа должен проповедовать Евангелие силой Святого Духа, но это было дано только этим двенадцати апостолам, чтобы возвещение Евангелия сопровождалось “силою знамений и чудес.”
Хотя Иисус и апостолы были единственными творениями нового класса, которые были “исполнены Духом” в смысле, что они были наделены чудодейственной силой от Бога, все истинные ученики Господа могут быть “исполнены Духом ” в смысле, что мысли Бога и Его планы, которые содержатся в Его слове, и Его воля для них становятся всепоглощающей, всеобъемлющей, непреодолимой силой в их жизнях. Все это обозначено в нашем тексте.
Непосредственно предваряя это указание, и в отличие от него, Павел пишет, “Не упивайтесь вином; но исполняйтесь Духом.” Здесь ясная ссылка на опьяняющий эффект крепкого спиртного напитка. “Упиться вином” означает быть полностью лишенным самоконтроля его опьяняющей силой. Тот, кто таким образом опьянен, неспособен должным образом даже выразить свои мысли. Это неправильно, Павел указывает, и вместо этого, христианин должен стараться быть “исполненным Духом.” Мысль такова, что, если мы исполнены Духом, наши плотские умы будут также подвластными, но не эффекту воздействия алкоголя, а подвластными воле Бога. Мысли Бога, показывая Его волю через Его письменное слово, будут брать контроль так, что нашим главным желанием - да, нашим единственным желанием во всем - должно быть исполнение Его воли.
Написав это увещевание, чтобы “исполняться Духом”, Павел тогда предлагает один из путей, которым это может быть выполнено. Это - “назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.” В общем отношении это предполагает привилегию и ценность христианского общения в период “исполнения Духом”. В этом тексте Павел, кажется, прежде всего описывает “славословия”, с использованием “духовных песен.”
Вдохновляющая сила музыки известна. Воинственные мелодии военных оркестров поощряли множество молодых людей умирать за свои страны. Так “псалмы и славословия и духовные песни” христианина имеют вдохновляющую ценность в его жизни. Когда поется вместе, в собрании, результат благотворно помогает всем участвующим, побуждая подавлять собственную волю, и более полно отдаваться Господу, чтобы Божья воля во все возрастающей степени могла управлять в их посвященных жизнях. И как правило, такие собрания для воздаяния совместной хвалы Богу довольно значительный фактор во всяком собрании святых. С другой стороны, полный план Бога для Его “нового творения” и для мира - как мелодичная, гармоничная песня. Действительно, это обозначено как “песня Моисея и Агнца.” (Отк. 15:3) В Псалме 39:4 и также в Отк.14:3 это описано как “новая песня.” Это удивительно гармоничное разворачивание перспективы извечной цели Бога через Христа Иисуса, как она сформулирована Святым Духом повсюду в письменном Божьем слове, которая, когда понята и верно оценена, затмевает каждое другое соображение [или философию] о жизни.Чтобы знать это, верить в это, чтобы подчиняться этому, чтобы использовать наши жизни для этого, надо быть “исполненным Духом.”
Одно из самых сильнейших средств для “исполнения Духом” является искреннее, энергичное изучение Библии. Из-за нашей несовершенной памяти мы не можем ожидать, что, прочитав обещания Бога однажды, мы в состоянии всегда сохранять их в наших умах. Кроме того, Библия написана так, что почти каждый раз, когда мы открываем ее вдохновенные страницы, мы обнаруживаем некоторые редкие драгоценные камни истины, никогда прежде не замеченные. Поэт хорошо сказал,
“Это источник, безмерно он глубок,
Чем может смертный исчерпать его.
И как бы много лет мы ни искали,
Всегда еще находим ценный бриллиант.”
И когда мы таким образом проникаем глубже и глубже в откровенные мысли Бога, записанные в Его слове, и нашими умами и сердцами уступаем в радостном желании привести наши жизни в гармонию с каждым открывающимся лучом света, которых сияние простирается с каждым разом все дальше, мы становимся все более и более исполненными Святым Духом. Иисус получил Духа без меры. Это потому что Он был совершенен. Мы несовершенны. “Страсти греховные” действуют в нашей "плоти", препятствуя исполнению Духом, и наши сердца скорбят из-за этого. (Рим. 7:5) Все же мы можем, и должны стремиться освободится от плотских слабостей, чтобы Святой Дух мог наполнять нас и более полно управляет нашим мышлением, нашим разговором, и нашим действием.
Иисус сказал Своим ученикам, “Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него.” (Лук 11:13) Это важное обещание, поскольку оно заверяет нас, что одним из средств “исполнения Духом” является молитва. Через молитву мы просим обещанного Богом, и так как мы знаем, что Он хочет, чтобы мы были исполнены Его Духом, это надлежаще, и необходимо, чтобы мы искренне просили у Него для получения обещанного.
Но мы не должны ожидать ответ на наши молитвы о Святом Духе в виде какого-то чуда. Времена чудес, какие бывали в дни апостолов, давно миновали. В отношении нас, чудотворная сила Бога уже задействована в снабжении нас Его письменным словом, источником Его мыслей для всего класса “нового творения.” Это верно, конечно, что Бог все еще использует Свою неограниченную силу в формировании Его провидения для нас, чтобы мы благодаря тем или иным обстоятельствам могли войти в соприкосновение с Его словом. Он дал ангелам поручение оберегать нас от злого случая, который мог бы помешать Его цели в наших жизнях. Но прося у Него ниспослания Духа, мы не должны ожидать, что Бог чудесным образом сразу наполнит наши умы Его мыслями.
Когда мы просим у Бога Его Святого Духа, мы должны сотрудничать с Ним в усердном использовании поставленных Им условий, и через исполнение их мы можем быть исполнены Духом. Мы должны жить по Его слову. Если бы только мы, как посвященные Богу люди, могли вполне осознавать, что когда мы открываем страницы Библии и читаем ее замечательные сообщения, то мы изучаем мысли нашего Небесного Отца, и там открываем Его волю для нас, и Его замыслы относительно нас,- насколько драгоценнее были бы часы, потраченные в изучении Его слова! Фактически, это часы, потраченные с Богом. В Псалме118:23,24 написано, что размышления об уставах Божиих дают откровения и приносят утешение верным. Те уставы [мысли и воля Бога] находятся в письменном слове, помещенном там силой Святого Духа, и размышляя над ними мы можем “исполняться Духом.”
Исполнение Святым Духом в жизнях Божьих детей проявляется в плодах праведности. Павел написал братьям в Риме, “Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою. И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга.” (Рим.15:13,14) Здесь мы находим, что исполнение радостью и миром - результат пребывания Божьего Духа. Быть исполненным Духа также означает быть “исполненным благостью,” и “исполненным всякого познания.”
В Ефесянам 3:19 Павел описывает это “исполнение Духом” как “исполнение всею полнотою Божиею.” Очевидно, что Бог лично не вступает в Его людей, но Его Дух вступает, Его святые мысли, которые Он причинил, чтобы они были выражены через Его слово. Павел также говорит о Христе, живущем в наших сердцах. Мы укажем на это, приведя весь текст. Павел молится, “Да даст вам [Бог], по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укоренные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую [человеческое] разумение любовь Христову, дабы вам исполниться полнотою Божиею.”- Еф. 3:16-19
В Филиппийцам 1:9-11 Павел, хотя без использования слова Святой Дух, однако показывает некоторые из качеств исполненной Духом жизни. Мы указываем: “Я…молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены духом праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию.” Никто не может быть исполнен “плодами праведности” не будучи “исполненным Духом,” ввиду того что плоды праведности - это плоды Святого Божьего Духа, результат Святого Духа истины, действующего в сердце и жизни.
Опять, в Колоссянам 1:8-11 мы читаем, “…который [Епафрас] и известил о вашей любви в духе, посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью.”
Это замечательное краткое изложение многого из того, из чего следует “исполнение Духом”. Это означает “исполнение познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном.” Если мы таким образом исполнены, мы будем “поступать достойно Бога, во всем угождая Ему.” Также, мы будем “приносить плод во всяком деле благом”,- “плоды Духа”, в изобилии проявляемые в наших ежедневных жизнях. Быть “исполненными Духом”, это также результат возрастающего познания Бога, через слово истины, которая, в свою очередь, приведет нас к “укреплению всякою силою по могуществу славы Его.” Эта могущественная сила Бога, которая является повседневным уделом исполненной духом жизни, позволяет христианину быть терпеливым в испытании, и долготерпеливым перед лицом каждой трудности - не в смысле просто переносящего неизбежное, но переносящего с "радостностью".
Святой Дух истины, которым каждый святой Бога, в этом веке Евангелия, может и будет исполнен, если будет соответствовать условиям небесного призвания, является даром от Бога. Павел упоминает некоторые характеристики этого в своем втором письме к Тимофею. Он напоминает “возгревать дар Божий”, который был у Тимофея. Затем Павел добавляет, “Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.”
Как мы видели, Дух Бога – это Дух могущественной силы. Его вдохновенное Духом слово – это могущественная сила в жизнях тех, кто поддаются его указаниям, и подкреплены его обещаниями. Кроме того, Дух Бога, действуя через различные средства, может формировать провиденцию в наших жизнях, по усмотрению "Всемогущего". Только Он, через инструкции Его слова и разными другими путями, которые Его мудрость может избрать, способен устроить так, чтобы “все содействовало ко благу” и для пользы Его людей. (Рим.8:28) Все Его замыслы, от начала и до их исполнения, всегда были, есть и буду совершенны. Так можем ли мы сомневаться относительно Его милосердия, Его способности, которые на протяжении всей нашей жизни должны быть нашим руководящим принципом?
Дух Бога, которым исполнены Его люди, это также одно из проявлений любви. Он устраняет эгоизм и все его качества -- зависть, недобрые намерения, ненависть и ссоры. Это ведет к самопожертвованию во имя других и доброму сотрудничеству с ними. Христиане, которые испытывают недостаток этих качеств, могут подвергаться сомнению, в большой ли мере они “исполнены Духом.”
Павел говорит, что Бог также дал нам “ духа здравого смысла.” Это так, потому что Он дал нам Его собственные мысли, Его собственное мнение, которым, в нашем посвящении, мы согласились управляться. Святой Дух Бога не изменяет способности мозга, чтобы дать нам разумность мышления. Просто, что мы отказались от наших собственных желаний и путей, и прилагаем усилия руководствоваться в наших мыслях, словах, и действиях святыми Божьими мыслями, которые так чудно по Его благоволению были записаны в Его письменном слове.
Мнение или воля Бога, которая ведет христианина, не могут казаться "здравыми" с точки зрения мира. Фактически, совсем наоборот. Когда Апостол Павел рассуждал об истине перед царем Агриппой и Фестом, этот последний, римский наместник в Иудее, ответил, “Безумствуешь ты, Павел! Большая ученость доводит тебя до сумасшествия.” (Деяния 26:24) Греческое слово, переведенное здесь "ученость", оно то же самое, используемое Павлом в 2 Тим. 3:15 и переведенное “Священные писания.”
В этом последнем тексте Павел обращает внимание, что Тимофей сызмальства знал “Священные писания” - "Священные писания", которые, говорит он в следующем стихе, “боговдохновенны, ” и поэтому полезны для “для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности.”
Очевидно Фест признал, что рассуждение Павла было основано на Священных Писаниях Ветхого Завета, и его заявление состояло в том, что они сделали Павла "безумным". Конечно, Фест не полагал, что изучение Священных Писаний дало Павлу “дух здравого смысла.” Ответ Павла был, “Нет, достопочтенный Фест, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла.” (Деяния 26:25) Да, все боговдохновенные слова в “свитке книжном” являются “словами истины и здравого смысла.” В какой степени люди Бога отказываются от их собственных рассуждений и их собственных предпочтений и путей, и управляются вдохновленным “словом истины и наставления”, настолько они имеют “дух здравого смысла.”
Но, как мы отметили, мышление христианина, оно не здравое согласно человеческим стандартам. Петр, прежде, чем он получил Святого Духа, не думал, что Иисус руководствовался “здравым смыслом”, добровольно сдаваясь врагам, чтобы они казнили Его. Друзья Павла также не думали, что он действовал мудро, настаивая на возвращении в Иерусалим, где, он знал, его ждали кандалы и заключение. Но как верно, однако, что Святой Дух правды направляет тех, кто управляются им, чтобы полагать свои жизни в жертву. Павел увещевал, чтобы мы представляли наши тела живой жертвой, объясняя, что это является нашим "разумным" служением, которое с Божьей точки зрения есть служением, основанным на мотивах, отражающих “духа здравого смысла.”- Рим. 12:1
Павел подводит прекрасный итог: что же это означает, иметь дух здравого смысла и быть “исполненным Духом”? Он говорит, “Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, чту приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим Святым; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, чту в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога. Чту и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, чту от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы судить его? А мы имеем ум Христов.”- 1 Кор. 2:9-16
Предыдущая - 7 | К СОДЕРЖАНИЮ | Следующая - 9 |