“Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия."- Иоанн 3:3
Слова нашего текста были адресованы Иисусом Никодиму, фарисею, который тайно ночью пришел к Учителю с целью узнать больше о Нем и Его учении. Текст обращает наше внимание на другую особенность божественного плана, который выполняется Святым Духом, или силой Бога; а именно, что тем, кто должны жить и править с Христом в царстве, которое должно благословить все племена земли, надлежит прежде всего быть "рожденными" к новой жизни. Иисус использовал невидимую силу ветра, как иллюстрацию одной из характеристик той новой жизни – “Так бывает со всяким, рожденным от Духа”. - Иоанн 3:8
Никодим не понимал, что Иисус подразумевал этим выражением - “рожденный от Духа”. Он спросил, “Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей, чтобы родиться?” (стих 4) Иисус объяснил, “Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.” (стихи 5,6) Сомнительно, чтобы Никодим понял это объяснение. Это подсказывает нам то, что мысль о рождении в связи с новой жизнью, которую Иисус обсуждает, используется в символическом смысле. Это вовсе не то, как Никодим предположил, что нужно снова оказаться в лоне матери, чтобы быть рожденным заново.
Здесь, как в подобных случаях, так часто встречающихся в Библии, используется образная речь, чтобы помочь нам понять великую истину. Слова рожденные или рождение немедленно вызывают в наших умах идею о новой жизни. Так что Иисус говорит, что через силу Святого Духа некоторые должны испытать новое рождение, означая просто, что они должны достигнуть новой жизни; и та жизнь отличается от той, которая “рождена от плоти”, и что те, кто рождены так, будут невидимы и могущественны. Так как они рождены Святым Духом или силой Бога, они становятся духовными сыновьями Бога. Но это невозможно для наших ограниченных умов, чтобы до конца постигнуть все, что это духовное рождение будет означать. Иоанн написал, “Возлюбленные! Мы теперь дети Божии. Но еще не открылось, чту будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.”- 1 Иоанн 3:2
Поскольку рождение от Духа не влечет потребность входа буквально в утробу матери, чтобы “родиться снова,” метафора применяется как значительная деталь различными авторами Нового Завещания, когда они относятся к этому аспекту действия Святого Духа в сердцах и жизнях посвященных последователей Господа. К сожалению, наши переводы Библии в большинстве случаев не в состоянии представить ясно, что авторы имели в виду. Это привело к ошибочному представлению, что можно быть рожденным от Духа в то время, когда человек все еще в плоти. Из этой ошибки произошло выражение “возрожденные христиане.”
Иногда в обсуждениях, когда кто-то в недоумении относительно мысли, выраженной теми словами, делается замечание, “в греческом языке содержится это слово”. Это вовсе не значит, что это не верно относительно классического, или Новозаветного греческого языка. Сложность состоит в связи с выражением “родиться снова.” В русском языке мы имеем два слова, которые описывают возникновение новой жизни - зачатие и рождение. Но в греческом языке есть только одно слово, чтобы описать оба - и зачатие, и рождение. Это слово - gennao. Когда оно используется Иисусом и апостолами, каждый должен определять контекстом, что именно имеется в виду - зачатие или зарождение, или, действительно, предполагается полный процесс, обеспечивающий существование новой жизни.
Это греческое слово gennao используется в Мф.1:1-16, где изложена родословная Иисуса. “Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его”, утверждает запись. Слово “родил” используется в этом счете все тридцать девять раз, и в каждом случае это слово было бы куда вернее перевести нашим словом «зачал» или «произвел». Очевидно, в этом случае родил – несоответственный перевод. Как странно это было бы, если б мы буквально понимали, что “Авраам родил Исаака”!
В разных переводах это подается по-разному. Например, в английском переводе в 1 Иоанна 5:18 греческое слово gennao используется дважды, и переведено и зачатие, и рождение. И данный текст читается, “Мы знаем, что всякий, зачатый от Бога [то есть его Святым Духом] не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.” Чтобы быть последовательным, переводчик должен был использовать слово зачатие в обоих этих случаях. Единственная очевидная причина не поступить так, видимо, была в желании с делать речь перевода более красочной.
Если мы рассматриваем полное значение метафоры рождения, нам необходимо достигнуть заключения, что для того чтобы родиться, нужно сначала быть зачатым. Другими словами, когда новая жизнь должна быть приведена в существование, должно сначала быть зачатие, затем период беременности, в течение которой эмбрион питается и развивается, и таким образом подготавливается для рождения в должном времени. Так и действие Святого Духа, представленного нам в Священных Писаниях. Когда Иисус сказал Никодиму, “должно вам родиться свыше”, Он говорил о законченной работе Святого Духа в предоставлении новой и более высокой жизни тем, кто посвящают себя полностью к исполнению Божьей воли. В кратком уроке Никодиму Иисус не входил в подробности, чтобы показать, что прежде, чем кто-то родится от Духа, он должен сначала быть зачат от Духа. Однако в другом месте в Новом Завете эти детали ясно сформулированы.
В Иакова. 1:18 мы читаем, “Восхотев, родил [зачал] Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.” Это важный текст, не только потому что он показывает, что зачатие имеет место в сердце и разуме христианина, но также и то, что это выполнено “словом истины” и в соответствии с желанием Бога. В 1 Петра 1:23 нам дана такая же самая информация. Здесь мы читаем, “возрожденные [gennao, которое здесь должно быть переведено зачатые] не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век.
Как ясно это формулирует мысль о зачатии, поскольку ссылка сделана к "семени". В естественном процессе произведения потомства это - зачатие, которое происходит посредством семени, а не рождение; так что Петр здесь подразумевает начало новой жизни, а не ее завершение в рождении. И семя зачатия, он говорит, это “слово Божие.” Здесь снова мы имеем утверждение, более проясняющее смысл выражения о зачатии и рождении.
Мы узнали, что каждое слово в Священных Писаниях боговдохновенно. Пророчества Ветхого Завета были написаны в древности святыми людьми, которые были “движимы Святым Духом.” (2 Петра 1:21) Все учение Иисуса - прямой результат освящения Его разума и сердца Святым Духом. И это так же верно относительно апостольских Писаний. Когда Иисус упомянул сошествие Святого Духа, Он описал его как “Дух истины.” (Иоанн 15:26; 16:13) Это ясно, тогда, что быть рожденным “словом истины” означает, что кто-то зачат Святым Духом.
Это - важный факт, и ясное понимание его поможет уберечь нас от неверного представления, что каким-то таинственным образом Святой Дух входит как личность непосредственно в жизнь верующего, очищает его от всякого греха, и делает невозможным, чтобы он мог когда-либо “отпасть от благодати.” Именно это ошибочное представление ведет к ошибочному выводу, “Однажды в благодати -- навсегда в благодати.”
Иаков и Петр дают нам верную мысль. Только через слово истины начало новой жизни зарождается в разуме и сердце верующего. Но не подразумевает ли это, что все, кто читают Божее слово, имеют зачатие от Святого Духа? Нисколько. Давайте вместе дальше рассматривать метафору. Должны быть соблюдены все условия для приема семени, чтобы произошло зачатие. И точно так же в случае зачатия от Духа. Миллионы читают Божее слово, но их умы и сердца не восприимчивы к его живительным истинам; и хотя они могут получать некоторое утешение от его страниц, и некоторые указания, помогающие им решать их ежедневные задачи, они не зачаты к новой жизни.
Полная отдача божественной воле и святым импульсам Божьего слова – вот условие, необходимое в порядке истинного восприятия зачинающей силы Святого Духа через слово истины. Участь Бога в этом замечательном устроении, посредством которой некоторые должны достигнуть бессмертной жизни на божественном уровне, это предоставление Его вдохновенного слова, семени. В отличие от всякого предыдущего осуществления Его силы, этот аспект Его плана выполнен властью Его мыслей над мыслями верующего. И даже с неограниченной властью в Его приказаниях, Создатель не будет вторгаться в чей-то разум и начинать развитие нового мышления без приглашения и согласия того вовлеченного.
Здесь отражена одна из наиболее замечательных характеристик нашего Небесного Отца. Когда Дух Бога носился над водами при первоначальном создании и подготовке земли для человеческого жилья, это было произвольное осуществление Его могущественной силы; но не так в зачатии тех, кто должны жить и править с Христом. Он осуществил Свою власть, чтобы наполнить Его слово Его мыслями, которые выражают Его волю относительно них, и заверяет их, что будет давать им все необходимое руководство и помощь, чтобы им знать и исполнять Его волю. И затем Он ждал – ждал тех, кого Его провидение приведет в соприкосновение с Его словом, чтобы они добровольно решали, действительно ли они готовы отдаться полностью Ему и полностью Его воле, как Святой Дух выразил это через Его слово.
Бог в Его драгоценном слове побудил Его Дух сделать запись многих, очень многих замечательных обещаний “славы, чести и бессмертия.” (Рим. 2:7) Он показал, что этими “великими и драгоценными обещаниями” мы можем быть сделаны “участниками божеского естества.” (1 Пет. 1:4) Святой Дух вдохновил Иисуса, чтобы сказать, “Я иду приготовить место вам…– и приду опять, и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я."- Иоанн 14:2,3
Когда мы изучаем Божье слово, эти обещания привлекают наше внимание, и мы думаем, насколько замечательны они. Но сначала мы можем радоваться даже больше теми великолепными условиями, которые Бог уготовил для мира человечества, которое Петр описывает как "реституция". Как мы счастливы осуществлением того, что предсказывали все Божие святые пророки от начала мира, -- что наступают “времена отрады… и совершение [восстановление] всего,” и сначала, возможно, мы просто являемся частью “класса реституции.”
Мы не пропускаем мимо внимания небесные обещания Библии, но мы понимаем, что, чтобы достигнуть “высокого призыва,” требуется отдача и жертва. Через длительное изучение Слова мы приходим к пониманию, что путь, который ведет в небесный Ханаан, - "узкий", трудный. Мы слышим, что Иисус говорит, "Кто хочет идти за Мной [быть Моим учеником], отвергнись себя, возьми свой крест, и следуй за Мной." (Мф.16:24) Мы читаем увещевание Павла, чтобы мы представили наши тела "живой жертвой." Эти условия "высокого призвания", вероятно, кажутся трудными сначала, так что мы можем думать, что для нас лучше, чтобы только продолжать наслаждаться истиной божественного плана и ждать прихода Божьего царства, когда "дорога" святости и жизни будет открыта, и затем идти тем путем к совершенной и бесконечной человеческой жизни.- Ис. 35:8
Но можно ли быть полностью удовлетворенным только этим решением? Великий план Бога, как он открыт в Его слове, продолжает увеличивать нашу оценку Его божественного Архитектора. Его любовь, предоставившая Его Сына, чтобы быть нашим Искупителем, и Искупителем и Спасителем всего мира, вызывает в нас возрастающую любовь к Нему. Любовь Христа до страдания и смерти, чтобы мы могли жить, проникает все глубже и глубже в наши сердца. Подобно Павлу, мы начинаем рассуждать, что, так как Христос умер для всех, тогда мы все мертвы; и теперь, когда мы можем иметь жизнь, через Его большую жертву, мы действительно принадлежим Ему. А если это так, тогда мы впредь не должны "жить для себя," но для Него, и для любящего Небесного Отца, Который послал Его, чтобы быть Спасителем мира. – 2 Кор. 5:15
Иисус сказал, что никто не может придти к Нему, если его не привлечет Небесный Отец. (Иоанна 6:44) И в значительной степени это происходит через Его слово, что Отец привлекает нас Христу. Его замечательная любовь, показанная через Его план начинает влечение в наших сердцах, но сначала возможно мы говорим, "Весь свой, и нисколько Твой." Однако, это отношение скоро уступает место, "Несколько свой, и несколько Твой". Но это не позволяет зачинающей силе слова истины давать нам надежду относительно новой жизни. Мы не можем быть зачаты от Духа через слово и при том, когда мы достигли меры отдачи, в которой мы говорим Богу, "Меньше свой и больше Твой." Окончательно, силой истины, отражающей, насколько большую она производит любовь к Богу, мы достигаем точки полной сдачи, и изливаем наши сердца Богу, подобно, как это выразил поэт:
"Господь, Твоя любовь наконец победила:
Теперь я не свой, но весь Твой".
К такому моменту, конечно, мы узнали, что как члены греховного и умирающего рода мы не приемлемы для Бога по нашим собственном заслугам, но только через заслугу искупительной крови Христа. И с верой в это замечательное условие божественной милости мы открываемся Богу в полном и искреннем посвящении. Мы говорим Ему, что больше мы не хотим поступать по нашим желаниям, но по Его воле, и что впредь мы будем пытаться полностью управляться в соответствии со вдохновенными наставлениями Его драгоценного слова. Теперь всякое сопротивление влиянию Его мыслей на наши жизни исчезло. Его воля стала высшим правилом всех наших мыслей, слов, и дел.
Тогда мы пробуждаемся к чудесной реализации! Принимая приглашение, чтобы взять свой крест и следовать за Учителем, мы знаем, что все "великие и драгоценные обещания" Бога тем, кто таким образом стали учениками Его возлюбленного Сына, теперь принадлежат нам. Иисус сказал богатому молодому человеку, что, если он откажется от всего богатства и последует за Ним, то будет иметь сокровище в небесах. (Мф. 19:21) Учитель не прилагал никаких условий к этой гарантии. Он не говорил, что Его Отец примет вопрос на рассмотрение и возможно решит, что молодому человеку нужно дать сокровище в небесах. Если ты последуешь за Мной, это будет твоя награда, - обещал Иисус этому юноше, который пришел к Нему спросить, как он мог бы унаследовать вечную жизнь.
Так теперь с нами, принявшими приглашение Бога, чтобы мы полностью отдались Ему; и будучи управляемы Его вдохновенным словом, мы знаем, что драгоценные обещания Его слова тем, кто соответствует этому условию, относятся к нам. Те вдохновляющие обещания небесного дома и божественной природы, вместо того чтобы рассматривались нами, как мы, и многие другие, прежде рассматривали просто как интересную особенность божественного плана, теперь стали живительным влиянием в наших жизнях! Через отдачу Богу, семя сразу начинает производить надежду относительно новой жизни. Мы “зачаты Божьим словом истины.”
Так же, как “только Бог может дерево взрастить,” так и вся жизнь - чудо, так что наши ограниченные умы не могут постигнуть это. Мы являемся свидетелями чуда рождения младенца, и мы инстинктивно понимаем, что фактически не родители дали жизнь тому ребенку. Они просто выполнили условия, которые Бог разработал, посредством которых земля будет в конечном счете наполнена Его человеческими существами. На более высоком уровне, это истинно относительно тех, кто “рождены (зачаты) Божьим словом истины. ”Это - одно самых великих чудес Бога, что Бог провидел для нас благословенную привилегию сотрудничать с Ним.
Некоторые чудеса выполнялись почти мгновенно; другие за более длительный период времени. Когда Иисус позвал умершего брата Марты и Марии, “Лазарь, выйди!”- “и вышел умерший”, то это было чудо, выполненное в коротком времени. Но чудо творения, как оно проявлялось по всей вселенной, охватило длинные эпохи времени для выполнения. Чудо зачатия от Духа и затем рождения также распространяется на более длительный период времени.
Подумайте о времени, использованном в подготовке семени зачатия; то есть, слово Бога. Дух Бога чудесно вел написание Библии. Сотни лет были задействованы для записывания мыслей Бога в такой способ, в который они могли входить в человеческий разум и сердце, обдумываться, и приниматься или отклоняться по выбору читателя. Бог мог непосредственно заполнять разум любого человека Своими мыслями, но как тот будет знать, что они пришли от Бога? Кроме того, каким смущением это было бы для человека, когда бы он обнаружил, что его разум заполнялся идеями неестественным образом! Но как мудры пути Бога! Чудодейственная сила Бога действует в формировании обстоятельств жизни тех, которые подготавливаются к внедрению в их разум семени зачатия. Сколько свидетельств опытов жизни, в которых они были сломлены и которые так долго и так много вызывали безответных вопросов, возникающих в результате их трудных проблем жизни! Никто, кто полностью удовлетворен своей участью в жизни, вероятно, не придаст никакого серьезного внимания слову Бога, особенно той части слова, которая говорит о жертве и терпениях, неизбежных для учеников Христа.
Только, когда кто-то понимает его потребность помощи от Бога, он, вероятно, рассмотрит слово Бога. И Бог, в Его бесконечной мудрости, и в нежности Его любви, знает точно вид опытов, которые наиболее эффективно коснутся сердца тех, кого Он желает призвать, чтобы тот призываемый мог обратить внимание на Его слово. Да, эта работа подготовки к зачатию от Духа удивительна, хотя даже и подготовка к зачатию от семени происходит действием Божьего Духа. Каждый аспект части Бога в этой особенности Его плана был и есть удивителен.
Для нас остается только поддавать наши умы влиянию Духа, и принимать волю Бога как она выражена через Его слово. Не может быть никакого зачатия от духа, когда кто-то не поддается воле Бога. Но с другой стороны, в случае тех, кто становятся восприимчивыми через обстоятельства жизни, которыми с этой целью управляет Бог, и, изучив слово добровольно поддаются воле Бога как выражено словом, последует зачатие от Духа. Все, с кем таким образом Бог имеет дело, могут претендовать на “славу, честь и бессмертие,” с ясным знанием, что если они останутся верными Богу, тогда они получат “венец жизни.”- Отк. 2:10
В согласии с мыслью образного зачатия и рождения, Священные Писания показывают, что эмбрион новой жизни развивается, и что это также происходит воздействием Божьего Духа. Духовный рост, как угодно Богу, должен соответствовать божественному образу. Таким образом Дух Бога развивает в христианине плоды мира, радости, долготерпения и любви. (Гал.5:22; 2 Пет. 1:5-7) Павел дает нам прекрасное описание этой работы Святого Духа, высказыванием, “Отложить прежний образ жизни… а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, в праведности и святости истины .”- Еф. 4:23, 24
Когда новая жизнь развита до состояния готовности к рождению, наше тленное тело умирает, и рождение новой жизни произойдет посредством воскресения. Здесь опять проявляется Дух, или сила Бога. Павел говорит об этой могущественной силе, что она использовалась, чтобы поднять из мертвых Иисуса, или, используя символ, который мы обсуждаем, произошло Его рождение от Духа. Он говорит, “Безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он действовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах”- Еф. 1:19, 20
В разговоре с Никодимом Иисус использовал ветер, чтобы помочь проиллюстрировать некоторые из характеристик тех, кто рождены от Духа. Ветер невидим и могуществен. Так будет со всеми теми, кто, будучи сначала зачатыми Духом через слово истины, затем питаются словом для последующего развития, пока они не становятся готовыми “к участию в наследии святых во свете.” (Кол.1:12) Божественная сила возвысит их к небесной жизни. Им будут даны "божественные", или небесные тела; и если они были победителями, они “оживут и будут править с Христом тысячу лет.”- Отк. 5:10; 20:4; 2:7,11,17,26; 3:5,12,21
Не все из рода Адама, спасенные через кровь Христа, будут таким образом “рождены снова.” Иисус не говорил Никодиму, что необходимо быть рожденным снова(свыше), чтобы быть спасенным. Но Он сказал, что тот, кто родится свыше, сможет увидеть небесное царство. (Иоанн 3:3) Поэтому, это сказано о тех, кто будут связаны с Иисусом как правители в долго-обещанном царстве. В любом царстве или правительстве есть правители и подданные. Иисус и его истинные ученики, избираемые в этом Евангельском веке, будут правителями в царстве Бога. Они будут тогда “рождены свыше.” Иисус был первый, Кто испытал это великое изменение жизни от человека к духу. Его ученики, Его истинная церковь, испытают это новое рождение в “первом воскресении” в конце века. Тогда обещанная Богом река жизни, -- то есть, восстановление человеческой жизни к совершенству, – будет течь для всех племен земли.- Иоанна 3:14-16
Предыдущая - 4 | К СОДЕРЖАНИЮ | Следующая - 6 |