Семь недель из Даниила 9:24-27 начинаются "с того времени как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима" и простирается "до Христа Владыки", включая Его смерть на кресте, "чтобы… были заглажены беззакония". Мы согласны, что Иисус сделался Мессией во время Его крещения осенью 29-го года и умер весной 33-го года 28, но не все соглашаются, как эти даты отождествляются с пророчеством.
Популярное мнение на этот счет таково, что декрет, ставший началом 490 лет, был издан персидским царем Артаксерксом в его 20-й год, что позволило Неемии возвратиться и восстановить Иерусалим, в 454 днэ. Согласно этой точки зрения, Иисус был крещен в начале семидесятой недели, и умер в середине той недели, а оставшиеся 3Ѕ недели считаются благоприятными исключительно для Израильтян, до Корнелия-язычника, который якобы был крещен после окончания этой недели. Это мнение представлено в Томе 2, глава 3.
Однако вдумчивый читатель найдет проблему в такой точке зрения. Даты неточно исчислены, потому что не учтен поправочный год при пересечении днэ/нэ. В действительности, 69 недель от 454 днэ заканчиваются 30 нэ, а середина недели должна быть 34 нэ, а конец недели приходится на 37 нэ - что не соответствует. И эта проблема фатальна для такой точки зрения.
Такое решение следует подвергнуть сомнению. Здесь вопрос не во мнениях - даты не сходятся. Читатель может удивиться - как такой простой счет, не будучи ни проверенным, ни отмеченным, ни комментированным, мог так долго оставаться незамеченным братьями... до исправления. Такое упущение не является чем-то необычным касательно религиозных предметов, несмотря на важность предметов, когда хорошие люди склонны полагаться на других хороших людей без исследования должным образом подробностей их веры.
Ошибка о поправочном годе при пересечении днэ/нэ была осознана нами в наши юношеские годы, при исследовании 2-го Тома. Впоследствии мы проконсультировались с другими зрелыми, более старшими веком братьями, но нашли очень немногих, которые сознавали данную проблему. Ситуация немного изменилась за истекшие несколько десятилетий. Однако даже сегодня слышим и читаем утверждения привычной точки зрения о точности и аккуратности не оправдывающей доверия хронологии, которую предают глубоким безразличием к этим вещам… даже если осведомлены о них.
Мы надеемся, читатель отметит эти точки и увидит ценность ясного понимания в этих результатах, и в других элементах веры. Это не должно привести к придирчивости или к позиции критики. Вместо того, они должны привести к вдумчивому, почтительному и уважительному изучению всех их исследований Божьего Слова, и таким образом исполнить совет апостола "Все испытывайте, хорошего держитесь" -- 1 Фес.5:21. В этом принципиальная основа Движения Истины Жатвы, которую всегда поддерживал Посланник Жатвы: "Верные святые… должны удостоверяться и критически исследовать каждое учение и каждого учителя" (R3427). Пренебрегать такими принципами, это недостойно. Не стоит убеждаться в этом.
Вторая проблема, в связи с общим мнением, то, что 454 днэ не является датой издания декрета для Неемии, предписывающего ему возвращение в Иерусалим, в 20-й год Артаксеркса. (Неем.2:1 и контекст). Правильная дата, как показал ход истории, это девять лет позже, а именно, 445 днэ.
Однако, в отличие от проблемы упомянутой выше, здесь был не просто недосмотр. Это было сознательное допущение отличия от преобладающих данных истории. "Дата комиссии Неемии, это общепринятая установленная дата, 445 днэ. Но в труде д-ра Гейля о хронологии (стр. 449 и 531) и д-ра Пристли в трактате под заглавием "Гармоничность Евангелии" (стр. 24-38) показан этот общепринятый результат на девять лет раньше, что должно дать 454 днэ как точную дату комиссии Неемии" (B67).
Однако в исследовательском труде д-ра Гейля находим, что его дата отличается только одним годом от текущей истории, но не на девять лет. 29 Д-р Пристли попытался разъяснить теорию различия в девять лет, но в следующей главе объяснил, почему он предпочитает несколько иное мнение. 30 Поэтому никакой источник не поддерживает надежно эту версию девяти лет ранее, которая в любом случае дает неверный счет. 31 А если нет, тогда действительно ли свидетельство, содержащее дату 454 днэ, которое противодействует делу истины?
Ясно, что братья Джон и Мортон Эдгар'ы имели проблемы с этой датой. Очевидно, они применили ее и сделали неверное исчисление; вероятно, они использовали указанные источники, для которых ни Гейль, ни Пристли не дали надежного обоснования.
Поэтому они отказались от такого решения и нашли другое. Они использовали десятилетний вариант вместо девятилетнего, который устанавливал время комиссии Неемии в 455, а не в 454 днэ. Разъяснение этой точки зрение находится в "Переходы Великой Пирамиды", том 2, Глава 59, (стр.295 в широкой версии, 315 в малой версии). 32 Она базируется на труде немецкого теолога Е. В. Генгстенберга "Христология в Ветхом Завете".
Генгстенберг решил, что Канон Птолемея в записях царствования Ксерксеса, отца Артаксеркса, ошибочно содержит число 21 вместо должного 11. Допуская, как и все, что первый год Ксерксеса имел начало в 485 днэ, такая ошибка автоматически подвинула первый год Артаксеркса вперед, с 474 до 464 днэ. Исправляя ошибку, его первый год должен быть в 474 днэ, а его 20-й год девятнадцатью годами позже, в 455 днэ. Решение этой арифметической задачи дало: 70 годовых недель от 455 днэ действительно заканчивались в 36 нэ.
Однако такое решение долгое время не было возможным. 33 Когда Генгстенберг опубликовал данное объяснение в 1830 году, теперешних записей о древностях Ближнего Востока еще не было открыто. Благодаря раскопкам, теперь они имеются. И уже не стоит вопрос относительно того, сколько же лет правил Ксерксес - он правил 21 год. Период! Наша уверенность, это не догматизм, это только отражение свидетельства фактов, в первую очередь записей Персидской империи, которые на данный момент открыты при раскопках и опубликованы. 34 Запомним, что мы имеем единственное доказательство для датирования царствования Артаксеркса -- это историческое доказательство, и оно имеет решающее значение.
В древние времена было обычаем при заключении финансовых сделок указывать год царствования царя империи, и исследованием дат, записанных на глиняных табличках той эры, можно восстановить продолжительность царствования данного царя. Особенно, когда имеются сохранившиеся записи, датированные годами 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20 и 21 Ксерксеса, что позволяет установить, что его царствование не было ограничено 11-ю годами, как допускал Генгстенберг в свете тех дней. Если бы эти таблички были в то время в его распоряжении, в 1880 году, теория Генгстенберга не увидела бы света по сей день. Позже стало выяснено, благодаря свидетельству Священного Писания Есфирь 3:7, что Ахасверос (та же личность что Ксекрксес) царствовал самое малое 12 лет и что он вступил в год 13-й. (Есф.3:13) Сверх этого, имеются записи о затмениях, отмечающих годы 3-й и 21-й Ксерксеса, что точно соответствует годам 483 и 465 днэ.35, 36
Все эти доказательства предварительно были опубликованы в "Время и Пророчество", стр. 23, 36 и соответствующие сноски, дополненные источниками, которые всякий может проверить и перепроверить. Мы с удовольствием окажем помощь и предоставим всем заинтересованным разъяснение по любой части предмета, или ссылки и копии, могущие служить для установления этих результатов. 37 На таблице представлена диаграмма Персидских царей. 38
Этот так ясно подтвержденный факт учит нас, что декрет, данный Неемии в 20-й год Артаксеркса в 445 днэ, это не тот самый декрет, который упоминается в Дан.9:25. Поэтому мы обратимся к другому выбору. Исаак Ньютон, Уильям Миллер и многие другие верили, что декрет, открывший начало 70-ти годовых недель, был тот, который позволил вернуться Ездре в 7-й год Артаксеркса, а это был год 458 днэ.
Читатель может найти запись об этом декрете в Ездры 7:11-26, и сразу поинтересоваться, как официально этот декрет записан, как будто таким образом Святой Дух специально обращает внимание на него как на средоточие пророчества. Дан.9:25 говорит, что декрет был "о восстановлении Иерусалима", и что "обстроятся улицы и стены". Ездра приступил к исполнению обоих. Он реставрировал храм, строившийся 57 лет раньше (Езд.6:15; 7:8) и заложил основания под стены Иерусалима. Как его противники наблюдали и донесли царю, "Иудеи… строят… город, и стены делают, и основания их уже исправили" - Езд.4:11,12. 39
Тридцать лет спустя Неемия захотел завершить это дело, которое на долгое время было прервано. 40 Хотя в свое время Киром был издан декрет о восстановлении храма, но дело было прервано, до возобновления снова во 2-й год Дария (Езд.4:24); поэтому декрет, уполномочивающий на восстановление и обустройство Иерусалима, был получен Ездрой, однако дело опять было прервано, до возобновления Неемией.
Ездра вернулся из Вавилона в Иерусалим в Нисан в седьмой год Артаксеркса (Езд.7:9-7), что было в 458 днэ. Иисус умер в Нисан 33 нэ "чтобы заглажены были беззакония" (Дан.9:24). Между этими двумя событиями ровно 490 лет - 70 недель по семь лет каждая.
Многие христиане в фундаменталистских кругах отделяют последнюю неделю от предыдущих частей, и переносят на период 2000 лет, к пришествию Христа. Такое обхождение с пророчеством нельзя назвать разумным. Но теперь исключается возможность подобной интерпретации. С тех пор, от выхода декрета, 70 недель истекли в начале 33 нэ, и там ничего не остается, чтобы переносить вперед. Ни семь лет, ни 3?, ни вообще сколько-нибудь.
Отметим, как ясно это применяется на деле. Декрет Ездра получил в начале весны, и 490 лет спустя, весной 33 нэ, Иисус отдал Свою жизнь на кресте. Перед этим видели, используя комиссию Неемии, что повеление было дано весной, и поэтому все число 490 лет должно исполниться весной; но средина последней (годовой)недели, с которой связывают смерть Христа весной, эта средина приходится на осень - очевидное противоречие.
Пророчество дано в единицах измерения "неделях" - увеличенных, годовых неделях. Используя такой прямой ход измерения, пророчество обуславливает число недель, которые должны пройти до пришествия Мессии, а именно, 69 недель. И Мессия действительно пришел по истечении 69 недель, и конечно перед окончанием 70-ти недель, так что эта часть пророчества исполнилась правильно.
Но когда точно в этой последней неделе началось Его служение? Из-за особой важности этого пророчества Божее Слово говорит, что по какой-то причине "жертвы и приношения", требуемые Законом, должны прекратиться "в середине седмины(недели)". Но середина недели должна приходиться на осень 29-го года, как раз на то время, когда Иисус предоставил Себя Иоанну для крещения, в Иордане. С этого момента Иисус стал заменять типичное устроение, чтобы осуществить его антитипичное исполнение. "Вот, иду исполнить волю Твою, Боже. Отменяет первое (Закон и его тип), чтобы постановить второе (антитип)" - Евр.10:9.
Отметим, что пророчество ничего не говорит, что Иисус должен был казнен в середине недели. Эта мысль, выражающая общепринятое толкование этого пророчества, фактически не обусловлена текстом. Стих 26 говорит, что "предан будет смерти Христос", а стих 27 говорит, что Бог прекратит "жертвы и приношения", но это две отдельные части пророчества.
Стих 27 говорит: "И утвердит завет для многих одна неделя". Когда текст говорит "утвердит", то ясно, что имеется в виду Божее намерение (Следует иметь в виду, что в других переводах, кроме русского, стих 27 начинается с местоимения "Он утвердит…"). Некоторые полагают, что это местоимение относится к тому же, что и местоимение в стихе 26, и утверждают, что оба говорят о Христе. Но еврейский текст не позволяет на такое утверждение. Тот, Который утвердит завет в стихе 27, это Тот же самый, Который "определил" семьдесят недель(седмин)" (стих 24), то есть Бог. Очевидно, что эта "одна седмина" относится к последней неделе, которая включает служение Иоанна Крестителя, начавшееся перед явлением Иисуса как Мессии в середине недели. Завет Закона был утвержден с ими обоими с Иоанном и с Иисусом Мессией, в последовательности их верования, переходящего от Мойсея к Мессии. После креста Иисуса наступил "конец закона… к праведности всякого верующего". (Рим.10:4). После смерти Христа Завет Закона с Евреями уже не утверждался.
Начало последней недели должно приходиться на 26-й год нэ, и естественно, возникает вопрос: какой эпизод отмечает эту дату. Но пророчество не упоминает какого-то особого события. Пророчество только обусловливает, что до явления Мессии должно истечь 69 недель, и не обязательно, чтобы явление Мессии произошло непосредственно к истечению 69 недель, но несколько больше, как определяет стих 25, что Мессия должен быть распят "по истечении шестидесяти двух седмин(недель)".
Тем не менее мы отмечаем, что 26-й год был датой, когда Понтий Пилат стал прокуратором над Иудеей, т.е. создавалась сцена действия, в которой вскоре произошли события. 41 К этому вернемся в следующей главе.
Фундаментальным основанием для применения семидесяти недель должны быть соответствующие даты. Если мы отнесемся к этому условию пренебрежительно, своевольная интерпретация может направить рассмотрение вопроса различными путями, но вопрос так и не будет исчерпан, не будучи подкрепленным фактами.
Теперь мы имеем такие подкрепляющие факты. Ездра начал свою комиссию в 458 днэ, а Неемия в 445 днэ, и только одна из них соответствующая пророчеству. Семьдесят годовых недель простираются до распятия на Голгофе, с обязательным уточнением поправочного года при пересечении днэ/нэ. Несомненно, такая информация заинтересует благоговейного студента, желающего познать замыслы Небесного Отца. 42
Уточненное размещение 70-ти недель подтверждает большую ценность - чего мы и ожидаем, когда большая ясность приходит к большему видению. Это прибавит новые измерения к жатвенным параллелям (следующая глава). Она откроет удивительную серию расширенных параллелей (две последующие главы). Такова природа истины.
28) Все наши вероятные читатели очевидно согласны с этим. Даты жизни Христа время от времени где-либо дискутируются. Однако убедительные доказательства изменяют точку зрения в пользу Исследователей Библии. В октябре 1966 года в The Journal of Theological Studies, оказался материал Уильяма Филмера "Хронология Правления Ирода Великого", в которой показано, что Ирод умер около окончания 1-го года днэ, (а не в 4-м нэ), что допускает рождение Христа осенью 2-го днэ, за 30 лет до Его служения, начавшегося в 15-й год Тиберия (Лк.3:1,23). Поскольку со ссылкой на Евангелие Иоанна служение Иисуса охватывает три Пасхи, но возможно и еще одну в Иоан. 5:1, это согласуется с 3Ѕ года служения, которые должны были закончиться в 33 нэ. И прекратилось в пятницу 14-го Нисан, согласно евангельского повествования. Смотри также "Дата Распятия" Гумпфрайса и Ведингтона, Издательство Nature, декабрь 1983 г., которые представляют эту дату единственно возможной для распятия из всех лет правления Иудеей Понтием Пилатом, а именно, с 26 нэ по 36 нэ.
29) Цитирование д-ра Гейля для этого мнения есть совершенной ошибкой. На стр. 531 его труда он делает предостережение о поправках на 5, 3 и 1 год соответственно, всего девять лет, но это относительно событий в греческом периоде, много лет спустя после Артаксеркса в персианском периоде. На стр. 449 и далее, на стр. 531 Гейли объясняет связь 444 днэ с губернаторством Неемии. "От даты его комиссии, 444 днэ…" (стр.531) Это только 1 год, отличающий от давней исторической даты 445 днэ. Многие исследователи пророчеств, его современники, поддержали этот один год отклонения, которое уже раньше было представлено через Адвентистов, включая также известного Эдвина Тайля. (Следует уделить внимания и проследить то упущение, когда Тайль поддержал это заблуждение… соприкосновение с этим окажется полезным). Мотивация для этого одного года отклонения отсылает нас обратно к Уильяму Миллеру. Он полагал, что Иисус был распят весной 33 нэ, а 70 недель начались, как мы теперь знаем, с декрета, наделяющего Ездру полномочиями на возвращение в Иудею. Он же использовал дату для этого декрета 457 днэ (одним годом позже чем действительная дата 458 днэ). Так что это "работа" Миллера, в том отклонении, потому что он упустил один поправочный год при пересечении днэ/нэ. Поэтому он просто вычислил 490 - 457 днэ =33 нэ, и так же и 2300 дней закончились в 1843 (2300 - 457 = 1843). Когда некоторые осознали проблему, они сделали поправку даты на 34 и 1844 нэ, вместо того чтобы скорректировать исходную дату… и так Адвентисты имеют по сей день. (Смотри Время и Пророчество, стр. 8 и сноски 5 и 6 с большими подробностями).
30) Пристли выбрал разницу в 10 лет, в отличие от того, что приняли Джон и Мортон Эдгар'ы, поэтому его разница разумнее чем та, которую приняли Эдгар'ы.
31) Два подсчета в Томе 2 сделаны должным образом, а именно, с 1813 днэ до 33 нэ дает 1845 лет, и с 2 днэ до 29 нэ дает 30 лет. Все остальные сделаны неправильно. Кто-то может удивляться, как это могло случиться, что некоторые подсчеты сделаны правильно, а некоторые неправильно. Это вероятно отчасти потому, что различные подсчеты исходят из разных первоисточников, где некоторые авторы подсчитывали с учетом поправочного года при пересечении днэ/нэ, а некоторые не учитывали. Эти детали были проблемными для многих писателей в прошлые годы.
32) Видимо некоторые братья принимают это как такую же точку зрения в "Время Пришло" (2-й Том), только иначе выражено, но это не так. Здесь применена разница года, основана на различных поддерживающих свидетельствах. Одни применяют вариант девяти лет, другие вариант десяти лет.
33) Этого также требует необъяснимое продление на десять лет позже, невозможное, чтобы не нарушился порядок истории для всех последующих царей.
34) Некоторые братья полагают, что запись о продолжительности царствования Ксерксеса 11 лет сделана древним историком Тацитом. Это заблуждение. Ничего подобного не записывал ни Тацит, ни кто другой из летописцев.
35) Эдгары знали, что сокращение царствования Ксерксеса на 10 лет было единственно возможным, если его 21 год "не зафиксирован астрономически" -- ("Переходы Великой Пирамиды", Том 2-й, стр. 316, малая версия). В 1830 г. этого не было. Сегодня есть. Все правления Нео-Вавилонской империи и персидских царей до Артаксеркса включительно, зафиксированы астрономически. Одна из записей на табличке зафиксировала цикл затмений в периоде 18 лет, в частности касающиеся 3 и 21 годов Ксерксеса, и год 18-й его преемника Артаксеркса.
36) Из-за чрезмерного воображения некоторые дорогие братья упражняются в том, чтобы вновь переделать персидскую историю на 10 лет. Такие выразительные доказательства, приведенные выше, приводят к спекулятивной импровизации о со-правлении между Артаксерксом и Ксерксесом, или возможно Ксерксеса с его отцом Дарием, что совершенно невероятно, и это обнаруживает неосведомленность о записанных периодах. Артаксеркс, например, стал престолонаследником своего отца в десятилетнем возрасте, и если бы он был допущен к со-правлению на 10 лет раньше, то был бы еще младенцем. Также известно, что после смерти Ксерксеса на короткое время захватил власть некий Артабан, и это его короткое правление вклинивается после смерти Ксерксеса. Между Дарием и Ксерксесом? Геродот (Книга Седьмая, первые две страницы) записал, что Ксерксес был нежелателен для Дария как его преемник за год до того как Ксерксес воссел на троне, поэтому ясно, что о каких-то десяти годах со-правления не может быть и речи. Не можем уплотнять историю на 10 лет никоим образом, поскольку записи затмений с интервалом 18 лет охватывают весь период от Вавилонской империи до царствования Артаксеркса. Уважаемый читатель может проэкзаменовать все возможные варианты, если захочет впустую потратить время. Содержание истории это вспомогательное средство, предвиденное для понимания божественных пророчеств, и оно дает благословенные плоды.
37) Источники: Каталог Вавилонских табличек в Британском музее, Томы VI, VII, VIII: Таблички из Сипара 1, 2, 3. Leichty, Filkenstein and Walker, Издания Британского музея для Государственного Британского Музея, 1986-1987. Вавилонская Хронология 626-75 днэ., Parker and Dubberstein, Типография Браунского Университета, 1956. Пересмотренное Приложение к Временам Язычников, стр. 40-44, Carl Olof Jonson, 1989.
38) На схеме показаны также цари, правившие меньше года. Между Камбизесом и Дарием вклинивается правление некоего Бардиа, который называл себя Смердис, но он умер, не достигнув календарного года (accession). Тем не менее он включен в пророчество, как об этом сказал Даниил в 11:2 во время правления Кира: "…вот, еще три царя восстанут в Персии, потом четвертый превзойдет всех великим богатством своим, и когда усилится, то поднимет всех против царства греческого". Этим четвертым царем был Ксерксес, который известен своим неудавшимся походом на Грецию. Без признания царствования Бардиа число царей не получается, но он конечно был настоящим царем, даже если очень недолго, и поэтому пророчество верно включает его как одного из трех между Киром и Ксерксесом (а именно, Камбизес, Бардиа(Смердис) и Дарий.
39) Восстановление храма не оговорено специально в пророчестве о семидесяти неделях, очевидно потому, что это восстановление было еще много лет перед началом семидесяти недель. С началом семидесяти недель Ездра реставрировал храм и начал отстраивать город. Его комиссия была "чтобы обозреть Иудею и Иерусалим", что он и сделал (Езд.7:14). Семьдесят недель позже Иисус очистил храм и положил основание Новому Иерусалиму, основание которого имеет параллель с трудом Ездры.
40) Если Ездра предзнаменует Иисуса, то предзнаменует ли Неемия Павла? Неемия был губернатором - а Павел был "первой звездой"? Первое служение Неемии закончилось в 433 днэ (Неем.5:14; 13:6), а Павел был заключен в тюрьму, когда был губернатором Фест, в какой-то день 58 нэ. (спустя семьдесят недель). Неемия возвратился для второго срока служения, а Павел был освобожден и продолжил служение (Не имеют ли отношение "семь советников"из Ездры 7:14 к "семи звездам" из Откровения?).
41) Mc&S "Пилат", стр. 199 - "Понтий Пилат (Древности 18, 2, 2), где определяется это время как 25-26 нэ, в двенадцатый год Тиберия. Он пребывал в этой должности в течение 10 лет (Древности 18,4, 2). Тиберий воссел на троне в августе 14-го нэ. Если остаток того года был как его accession год, тогда его первый год должен быть в 15-й нэ, а его 12-й когда Пилат получил назначение на должность, должен быть годом 26 нэ, а в его 15-й Иоанн начал свое служение, это был год 29-й нэ.
42) Теперь, когда эти факты разрешены, связующую параллель можно видеть между восстановлением храма посредством Кира, Иисуса и Зоровавеля, и восстановлением города посредством Артаксеркса, Ездры и Неемии. Кир издал декрет о восстановлении храма, но основания закладывались только один год после возвращения евреев. В дальнейшем работы ослабели и были остановлены из-за происков врагов Израиля, которые нажаловались царю. Работы были возобновлены во 2-й год Дария на основании первоначального декрета (Езд.3:8; 4:4, 5, 24). Подобно и декрет Артаксеркса, данный Ездре в интересах Иерусалима. После восстановления храма Ездра заложил фундаменты под стены Иерусалима, но работы снова были остановлены из-за врагов, нажаловавшихся царю. Они были возобновлены опять через несколько лет Неемией, который завершил дело, начатое Ездрой. Оба эти, и храм, и город, были начаты с декретов - основания, прекращения, и возобновления. В данном случае, как передает описание в Езд.4:6-23 в связи с этим делом, отмечено подробное перечисление различных происков и жалоб врагов Израиля, которые действительно имели место после царствования Дария; между прочими они опоминаются в стихах 5 и 24 главы 4. Цари Ксерксес и Артаксеркс были следующими после Дария (Дарий Гистаспес, не спутывать его с Дарием Мидянином, упомянутом в книге Даниила). Непонимание этой вещи основывается на несколько по-другому обработанному предмету относительно Ездры и Неемии писателями 1800-х годов, но некоторые время от времени подбирают эти устаревшие понятия и сегодня вводят в заблуждение некоторых неопытных читателей. Ахашверош из Ездры 4:6 это тот самый что Ахашверош в книге Есфирь, которого правильно отождествил брат Рассел и что согласно современным историкам, а также, что Ксерксес это отец Артаксеркса.