Чуть ниже в этом Приложени находится список всех дат царей Иудеи и Израиля. Книга Время и Пророчество Глава 10, содержит тщательное исследование этих дат, подробно объясняя фиксацию продолжительности и местоположение во времени правления каждого царя. Здесь менее тщательная обработка, она ограничивается особенностями накладок (какая-то часть отрезка времени одного царя накладывается на отрезок времени другого царя) в царствованиях Иудеи, которые сокращают этот период на 50 лет по сравнению с прямым суммированием чисел продолжительности царствований.
Особенности упорядочения таковы: 1). Соправление Иосафата с его отцом снижает его самостоятельное царствование на 4 года. 2). Царствование Иорама, Охозии и Иоаса были считаны с приписыванием им года вступления на трон - non-accession - что означает, что каждый из них имел приписанный один год, когда он занимал трон в последний год царствования своего отца. Это в общем снижает результат еще на 3 года. 3). Со-царствование Озии (Азария) с его отцом Амасией снижает самостоятельное царствование Озии на 24 года 4). Самостоятельное царствование Иофама снижается на 8 лет. 5). Со-царствование Манассии с его отцом Езекией снижает его самостоятельное царствование на 11 лет. Всего снижено: 4 + 3 + 24 + 8 + 11 = 50 лет.
В еврейском году сегодня, как и во времена царств Иудеи в древности, месяцы считаются с весны, а год с осени. Такое необычное обстоятельство приводит, что Тишри, начало года, это месяц номер семь, и он есть началом года. Однако, когда Иеровоам обеспечил себе правление над 10 северными коленами, после смерти Соломона, он изменил обычаи в его северном царстве, в Израиле, и в этом стал отличаться от обычаев в двух остальных коленах (Иудее). Он сделал центрами богослужений Вефиль и Дан, чтобы его народ не ходил на поклонение Богу в Иерусалим. Он установил празднование Шатров(кучек) в месяц восьмой, вместо положенного месяца седьмого. Он стал считать годы с весны (с первого месяца), вместо того чтобы считать их с осени. Он изменил систему счета лет царствования, начиная не с начала нового календарного года, а с года восхождения на трон (non-accession система счета лет), в отличие от Иудейской аccession системы счета лет. (Эти изменения позже были отменены, начиная с царствования Иоаса).
Тем временем, в Иудее Ровоам придерживался прежних обычаев. Но во время Иосафата было союзничество между двумя царями, Иосафата с Ахавом, включая женитьбу сына Иосафата на Гофолии, дочери Ахава и Иезавели. После смерти Иосафата южное царство практиковало Израильскую non-accession систему счета во время Иорама, Охозии и Иоаса, 85, 86 затем снова вернулись к старой традиции, в царствование Амасии. 87
Включенная в это приложение таблица царей Иуды и Израиля показывает каждый год в разделенном царстве. Эту таблицу откройте по указанной выше ссылке и для удобства отпечатайте на принтере, чтобы она во время вашего исследования всегда была под рукой. Положите ее, пожалуйста, перед собой, разверните ее, и пусть она так будет во все время этого рассмотрения.
Таблица имеет три основные колонки, с 70-ю годами в каждой колонке. Колонки парные, показывающие царей Иудеи слева, а Израиля справа. Начала лет не совпадают, так как царствование в Иудее считалось от Тишри до Тишри, а в Израиле от Нисан до Нисан.
Таблица начинается с клеточки, представляющей последний год Соломона, который был его годом номер 40. В какое-то время этого года Соломон умер и его место занял Ровоам, его сын. Но этот год считается как Ровоама accession год, а его официальный год царствования начался со дня следующего Нового Года, а именно, 1-го Тишри. Поэтому мы поставили имя "Ровоам" - обозначающий его первый год царствования - в следующей клеточке. ( В этой таблице имя нового царя всегда находится в той клеточке, которая должна обозначать его "год первый" в его царствовании). Далее следуют годы 2, 3, 4 итд., до 17 лет царствования Ровоама. За Ровоамом последовали 3 года царствования Авия, затем 41 год Асы.
Маленькая точка, которая появляется у центральной вертикальной разделяющей линии между Иудеей и Израилем, указывает приблизительное время смерти одного царя и занимающего его место другого. Вы видите эту маленькую точку в клеточке последнего года Соломона? Эта точка показывает время смерти Соломона и его место занимает Ровоам. Это приблизительно то самое время, когда северные колена откололись в отдельное царство, Израиль, а Иеровоам стал их царем. Вы видите маленькую точку в клеточке Иеровоама, означающую его "год первый"? Это приблизительно время его восшествия на трон - где-то между Тишри, начавшего последний год Соломона, и следующим Нисан.
На таблице для удобства имеются пять удостоверяющих дат. Первая, это 930 днэ, во втором году Иеровоама; это также год, когда последний год царствования Соломона пришел к концу. Затем, единственно для привязки ссылки, в подобном месте в следующих колонках имеются даты 70 и 140 лет позже, именно, годы 860 и 790 днэ. Последняя дата, почти в конце таблицы, это 723 днэ, год, когда Осия, последний монарх северного царства, был свержен. 40-й год перед этим был год 763, это год удостоверяющий, год солнечного затмения (июнь 15, по юлианскому календарю), отмеченный в Ассирийских записях. То самое затмение было знамением неотвратимого суда над северным царством, предсказанным в Амоса 8:9 - "И будет в тот день, Говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня".
10 северных колен назывались "Израиль" в отличие от двух южных известных как "Иудея"; так что когда в этом исследовании мы говорим Израиль, то имеется в виду северное царство. Отмечен первый царь Израиля, Иеровоам. Год его воцарения подан как его "год первый". Напоминаем, что там где в клеточке стоит год царя, это значит его "год первый". Израиль использовал non-accession систему счета лет царствования, это значит, что с этого года началось его царственное правление как "год первый", а не с начала следующего календарного года.
Затем последовали остальные 22 года его царствования, до года его смерти, и этот год опять подан как "год первый" его престолонаследника Надава, который правил "два года", по официальной записи. Фактически Надав царствовал только около одного полного года времени, но поскольку год его вступления на трон был "годом первым", а год его смерти был "годом вторым", то официальная запись подает время его царствования как "два года" (1 Цар.15:25). Его второй год, это тот самый год, который для его наследника Ваасы был "годом первым", а этого год 24-й, это тот самый, что первый для его сына Илы, а второй Илы это тот самый, что год Замврия, правившего коротких семь дней, и тот самый год, когда Амврий захватил власть и т.д.
Легко убедиться, что по non-accession системе лет Израиля завершающий год царя считался дважды - один раз для него, другой раз для его преемника. "Чистый" метод счета лет, использованный Иудеей, подразумевает, что можно простым прибавление перечня лет царствования точно определить общую длину периода.
Мы говорим, что Иудея использовала " accession" систему лет, а Израиль "non-accession" систему лет. Как мы знаем? Некоторые считают это возможным предположением. Это не так. Это логический вывод из библейских дат, которые совсем различны. К примеру, отметим два списка лет:
Иудеи | . | Израиля |
Ровоам - - - - 17 | . | Иеровоам - - - 22 |
Авия - - - - - - 3 | . | Надав - - - - - - 2 |
Аса - - - - - - -41 | . | Вааса - - - - - - 24 |
Итого - - - - - 61 | . | Ила - - - - - - - -2 |
. | . | Амврий - - - - 12 |
. | . | Ахав - - - - - - - 5 |
. | . | Итого - - - - - - 67 |
Ровоам и Иеровоам начали царствовать в то самое время, а Иосафат стал преемником Асы в пятый год Ахава (в Иудее это считался как четвертый год Ахава). 88 Но первый список имеет общую сумму 61 год, а второй - шесть лет разницы. Почему? Тогда мы замечаем, что в течение этого периода было шесть царей Израиля, и если первый год в каждом случае был посчитан дважды (по non-accession системе), это сразу объясняет разницу.
Теперь мы проконтролируем синхронизмы. Авия начал свое царствование в год, называющийся в Иудее 18-й Иеровоама (который в Израиле назывался 19-м Иеровоама). Точка. Аса начал царствовать в год, называющийся в Иудее как 20-й Иеровоама (который в Израиле назывался 21-м Иеровоама). Точка. Иосафат начал в год, называемый в Иудее 4-м Ахава, (который в Израиле назывался 5-м Ахава). Точка.
Теперь мы проконтролируем синхронизмы другим путем. Надав начал править в год, в Израиле называемый как 2-й год Асы (в Иудее он назывался 1-м годом Асы). Точка. Вааса начал править в год, называемый в Израиле 3-м годом Асы (который в Иудее назывался 2-м годом Асы). Точка. Ила начал править в год, в Израиле называемый 26-м годом Асы, а Замврий в 27-м, который в Иудее был 25-м и 26-м, соответственно. Точка. 89 Ахав начал править в год, который в Израиле назывался 38-й Асы (который в Иудее назывался 37 Асы). Точка.
Вы видите, как эти вещи восстанавливают даты? Продолжительность каждого царствования и каждый синхронизм соответствуют. Без признания различия систем счета и различия календаря лет, они невозможны. Писания сохранили все даты точными, год в год, по ходу событий. Эти даты были сохранены при последующих переписываниях теми писцами, которые объединили информацию в Книги Царств и Паралипоменон, что мы и имеем сегодня.
И так все эти даты подходят дальше. Но с Иосафата дело несколько меняется. Если до этого в Иудее не было "накладок", то здесь мы видим первое короткое со-правление с его отцом Асой, и тогда же в Иудее произошла перемена к non-accession системе счета Как мы это знаем? Взгляните на таблицу, на 28-й год царствования Ииуя, царя Израиля. Его царство использовало non-accession систему, потому его год первый это то же самое, что год 12-й его предшественника Иорама - отметьте это на таблице.
В седьмой год его царствования в Иудее стал править Иоас - это отмечено маленькой точкой в нижней части первого года Иоаса, ближе к верхней части седьмого года Ииуя. Ииуй занял место Иоахаза в 23-й год Иоаса - смотрите точку в нижней части первого года Иоахаза. Теперь, рассмотрев эти две точки, вы видите, что мы не можем поместить правление Ииуя выше относительно Иоаса? Например, если мы передвинем царствование Ииуя на один год выше, его последний год уже не будет синхронизироваться с 23 годом Иоаса. Подобно, мы не можем передвинуть первый год правления Ииуя вниз, потому что год седьмой уже не будет синхронизироваться с первым годом Иоаса.
Иными словами, 28-й год Ииуя относительно царствования Иоаса нельзя передвинуть ни выше, ни ниже - он может подходить только там где он есть. Но это значит, что год вступления Иоаса на трон в то же время его "год первый" царствования, и поэтому выходит, что Иудея перешла к non-accession счета лет. Эксперимент… когда тебе хочется все это оставить. 90
Из-за того что в царствование Иоаса использовалась non-accession система счета лет, его первый год был тем самым что последний год Гофолии (седьмой). Поэтому, как видно на таблице, счет вверх от седьмого года назад к году первому, его первый год накладывается на верхнюю часть первого года Ииуя.
Гофолия пришла к власти, когда Ииуй убил ее сына Охозию и своего предшественника Иорама, в том самом эпизоде. Поэтому год номер один в ее царствовании был тем самым годом, когда она пришла к власти, а это значит, что здесь также была использована accession система.
Согласно 2 Цар.8:25 Охозия вступил на трон в 12-й год Иорама Израильского, это значит, что его короткое правление вмещается в пределы того самого года, и продолжительность его царствования записана как "один год" (стих 26), из чего видно, что в этом случае также использовалась non-accession система счета лет. 91
Это означает, что последний (восьмой) год Иорама в Иудее был тот самый, что год первый Охозии. Так следуя по таблице, мы можем считать обратно к его первому году и увидеть, что он накладывается на верхушку года пятого Иорама Израильского. Согласно 2 Цар.8:16 это тот самый год, когда он вступил на трон - а это означает, что Иорам в Иудее также записан по non-accession системе лет.
Теперь возьмем на короткий момент паузу и определим что все это означает. Первый год Иорама, Охозии, Гофолии и Иоаса, у каждого он накладывается на первый год предшественника. Как поясняется в сноске 1, такой перемены счета не было в традиционной хронологии Иудеи до Гофолии. Но это делалось для Иорама, Охозии и Иоаса. В каждом случае это снижает действительную продолжительность их царствований на один год. Вместе это означает изменение на три года.
Это важная находка. И это библейская находка. Во избежание неточностей, следует пристально всматриваться в Священные Писания, которые вынуждают к такому снижению - смотреть не только один текст, но всматриваться и сопоставлять несколько свидетельств. Это фактическая информация из Божьего Слова. В равной степени мы можем проэкзаменовать и остальных царей … не позволит ли это нам продвинуться дальше?
Из таблицы ясно, что если Иорам в Иудее начал царствовать в пятый год Иорама Израильского, это значит, что был только 21 год от окончания царствования Асы до начала царствования Иорама - не 25, как обычно допускают. Иными словами, самостоятельное царствование Иосафата продолжалось 21 год. Поэтому 25 лет, определенных ему в 2 Пар.20:31, очевидно включают четыре года его со-правления с отцом, Асой. 2 Паралипоменон поясняет, что Аса был слаб, будучи преклонных лет, что вероятно стало причиной со-правления.
Ранее мы сказали, что Израиль отказался практиковать non-accession систему лет с царствования Иоаса. Как мы это знаем? В 2 Цар.13:10 сказано, что Иоас Израильский воцарился в 37 год Иоаса Иудейского. Однако, как мы можем видеть на таблице, год, когда он стал царствовать после смерти его отца Иоахаза, должен быть 38-м годом Иоаса Иудейского (видите маленькую точку в последнем году Иоахаза?). Эта разница разъясняется, если Иоас принял accession-систему учета лет - применяя свою систему к Иудейской - то на самом деле это был год 37-й Иоаса.
Два года спустя, после окончания царствования Иоаса, Амасия вернулся к давнишней accession-системе, как показано на таблице. Как мы это знаем? Если нет, тогда первый год Амасии должен быть одним годом раньше, чем показано на таблице… что означает, что его последний (номер 29) год должен быть одним годом раньше чем показано на таблице. Но это означало бы, что Амасия пережил бы Иоаса Израильского только на 14 лет, тогда как 2 Пар.25:25 дает нам необычную (но очень полезную) информацию, что Амасия пережил Иоаса на 15 лет. (Эти пятнадцать лет показаны в третьей колонке справа маленькими жирными цифрами). 92 Поэтому мы не можем начать 29-й год Амасии раньше, чем показано на таблице… а значит, что "год первый" Амасии был не тот самый, что год 40-й Иоаса… а это означает, что Амасия использовал accession-систему лет.
Обратите ваше внимание на затемненную часть таблицы, в третьей колонке. Она включает 12 лет - 10 лет Менаима и 2 года его предшественника (Упускаем Факея - о нем поговорим позже). Согласно с синхронизмом, Менаим воцарился в 39-м году Озии и закончил царствовать в 50-м году Озии. Как мы видим на таблице, мы не можем начать царствование Менаима раньше, потому что в таком случае его год 10 не может достигнуть 50-го года Озии. Мы также не можем начать царствование Менаима позже, ибо в таком случае он не начал бы царствовать в 39-м году Озии. Это означает, что "год первый" Менаима это был год следующий после его вступления на трон… что означает использование им accession-системы счета. Это согласуется с тем о чем мы уже упоминали выше, а именно, что начиная с Иоаса, Израиль принял accession систему счета лет.
Имея Менаима зафиксированным на таблице, мы можем также зафиксировать его предшественника Селлума, который правил один месяц, и его предшественника Захарию, царствовавшего 6 месяцев, начав в 38-м Озии. Это, опять, фиксирует последний год Иеровоама, царствовавшего 41 год, как мы видим на таблице. 93
Теперь проследим годы Иеровоама до его года 27-го. Это год смерти Амасии, 15 лет спустя после смерти Иоаса (Израильского). Естественно, что это также должно быть время, когда сын Амасии Озия(Азария) унаследовал трон, и 2 Цар.15:1 утверждает, что это на самом деле было в 27-й год Иеровоама.
Но взглянув на таблицу, мы увидим проблему - это произошло в 24 году Озии! Это может означать только то, что Озия царствовал вместе со своим отцом Амасией уже 24 года, до его самостоятельного царствования. Какова была причина этого со-правления? Мы уже рассматривали это - это было пленение Амасии Иоасом, в битве. (Сноска 8). Народ Иудеи, не надеясь что он вернется, возвел на трон его 16-летнего сына, и только потом оказалось, что Амасия был отпущен, и фактически пережил своего пленителя на много (15) лет. 94
Тем временем, перед битвой, очевидно из предусмотрительности, Иоас возвел своего сына Иеровоама на трон, к со-правлению, тем самым установил престолонаследника на случай своей гибели. Как мы можем видеть это на таблице, Иеровоам со-царствовал 12 лет до его самостоятельного правления, начавшегося в 15-й год Амасии, царя Иудейского.(2 Цар.14:23). Царствование обоих, Озии и Иеровоама, было необычно продолжительным, но теперь мы видим резон для этого - значительное число лет в каждом случае было одновременным со-царствованием с их отцами.
Мы уже проэкзаменовали три из пяти нуждающихся в уточнении случаев относительно царей, рассматриваемых в этом Приложении. Священные Писания показывают накладку в 4, 3 и теперь 24 года - всего 31 год. Следующим рассмотрим Иофама. Число лет его царствования довольно разрозненное. 2 Пар.27:1 говорит, что он правил 16 лет, но 2 Цар.15:20 говорит, что Осия, царь Израиля, вступил на трон в 20-м году Иофама. Как он мог править только 16 лет, если упоминается, что это произошло в его 20-й год?
Фактически оказывается, как мы можем видеть на таблице, что Ахаз сменил Иофама в 17- год Факея, после Иофама, правившего 16 лет - но Иофам не умер, но еще жил после этого четыре года. (Уступил ли Иофам место из-за болезни, или из политических соображений - тогда велась сложная политическая игра против предстоящего господства Ассирии - это не установлено). Самостоятельное правление Ахаза достигает еще 16-ти лет, от смерти Иофама. Четыре года, которые Иофам прожил после оставления трона, не учтены нигде, чтобы они могли быть прибавлены к истории Иудеи.
Но Иофам был со-правителем 12 лет со своим отцом Озией, который в последние годы болел проказой. "А Иофам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли" -- 2 Пар.26:21. 95 Это снижает результат на 12 лет, а вместе с приписанными для него четырьмя годами, чистого снижения будет 8 лет. Итоговое снижение теперь будет: 31 + 8 = 39 лет.
Итак, до сих пор мы рассматривали даты только из Священного Писания. Теперь мы хотим проконтролировать эти результаты, сравнив их с тогдашней историей отдаленного, но доминирующего соседа - Ассирии. Вот список о царях Ассирии, с указанием лет их царствования в ассирийских записях:
35 Салманасар III
13 Самси-адад V
28 Адад-нерари III
10 Салманасар IV
18 Ассур-дан III
10 Ассур-нерари V
18 Тиглат-пилезер III
5 Салманасар V
Последний царь это тот, который обрушил северное царство Израиль и положил ему конец в дни Осии. "Против него выступил Салманасар, царь Ассирийский, и сделался Осия подвластным ему и давал ему дань. И заметил царь Ассирийский в Осии измену и приступил к Самарии, и держал ее в осаде три года". (2 Цар.17:3-5). Краткая запись в древних летописях 96 говорит, что Салманасар "опустошил Самарию" - Израиль. Во время царствования этого Салманасара в эпоним, списке лет, для годов 2, 3, 4 его царствования записано "против…", "против …", "против…". Название местности в этой трехлетней кампании утеряно (отломано), но эта местность очевидно была Самария, согласно записи в Священном Писании, что он (Салманасар) взял Самарию после трехлетней осады.
Поэтому мы можем обозначить годы 2,3,4 Салманасара годами 7,8,9 Осии, на котором закончилось царство. Это продемонстрировано на таблице. Видите те маленькие жирные цифры вдоль второй и третьей колонок, чуть с боку колонки? Эти числа представляют годы ассирийских царей, перечисленных выше. Их имена в сокращении S3, SA, AN, S4, AD, AN, TR, S5, соответственно. Отметьте, что годы 2,3,4 Салманасара V (S5) смежные с годами 7,8,9 Осии.
Такое установление места для Ассирийских царей позволяет нам произвести двойной контроль в наших результатах, поскольку в ассирийских записях сказано о царях Ахаве и Ииуе, в правление первого Салманасара, а именно, Салманасара III. Здесь имеется связь. О Салманасаре III, с его года шестого, есть записано, что он в битве под Кварквар сразился со своим врагом "Ахавом Израильтянином". 97 Позже записаны события в его 18-й год, где сказано: "В то время Я (Салманасар) получил дань от… Ииуя, из земли Омри". 98 Если вы взглянете на таблице на S3 год 6, вы найдете там отметку последнего года Ахава, а в год 18 отметку первого года Ииуя. Поэтому мы не можем передвинуть царствование Салманасара ни вверх на один год, ни вниз - и здесь мы имеем идеальное соответствие! Это наиболее удовлетворительное свидетельство, что мы имеем правильное понимание Еврейских Священных Писаний, что они точно передают историю Ассирии в том самом периоде времени… год в год. 99
Итак, в 2 Цар.15:19 сказано, Фул (сокращенное от Феглафеласар [Тиглат-пиласар]) получал дань от Менаима. Ассирийские записи подтверждают это. 100 Они также говорят, что Тиглат-пиласар был современником Осии. 101 Это означает, что Тиглат-пиласар в течение своего 18-летнего царствования соприкасался с обоими, с Менаимом и Осией. Это верно показано и на нашей таблице. Однако если б Факей не имел накладки с Менаимом, такое не было бы возможным.
Другим делом может быть дискуссия в связи с Иофамом, Ахазом и Езекией. Например, как мы знаем, что официальные "16 лет" Ахаза начались с его самостоятельного правления, а не с момента его восшествия на трон в 16-й год Иофама? Итак, со-правление Езекии с Ахазом началось, когда Езекия имел 12 лет, как выясняет 2 Цар.18:9,10. (эти годы со-правления на таблице показаны в скобках). Как мы знаем, что официальные "29 лет" Езекии начались с его самостоятельного правления, а не с его со-правления? Краткий ответ на эти вопросы таков: 1). Это означало бы, что вторжение Саннахериба, в 14-й год Езекии, произошло в 701 днэ, как это и определяет история. 2). Так мы избегаем недоразумения, что Езекия мог родиться, когда его отцу было только 11 лет. Все это, и более этого, изложено в Время и Пророчество, стр. 55 и далее.
Осталось рассмотреть только одну накладку, это между Езекией и Манассией, их со-царствование 11 лет. Мы в состоянии подсчитать эту накладку, потому что даты уже установлены - 723 днэ, это последний год Осии, который синхронизируется с 8-м годом Ахаза (смотри таблицу) и 587 днэ, это последний год Седекии. Вот как поданы годы этих царей в Священном Писании:
16 Ахаз
29 Езекия
2 Амон
31 Иосия
11 Иоаким
11 Седекия
------
155 всего.
От этого мы отнимаем первые восемь лет Ахаза что приводит нас к 723 днэ, когда царству Израиль пришел конец. Остается 147 лет до конца Иудейского царства, до падения Седекии.
Однако от 823 днэ до 587 днэ дает только 136 лет, с разницей в 11 лет, отсюда вывод, что в таком количестве лет была накладка, где-то между Ахазом и Седекией. В этом промежутке есть только одно место со-царствования, это между Езекией и Манассией (что также объясняет необычайно долгое царствование Манассии).
Это также объясняется молодым возрастом Манассии -12 лет - когда он стал царствовать. Езекия знал, что Господь продлил ему жизнь на 15 лет. Между прочими, это также могло быть причиной, чтобы подготовить сына к исполнению обязанностей на троне, еще до своего ухода. Это как нельзя лучше связывается с желанием заблаговременно приобщить его к соцарствию с раннего времени, по достижении им возраста ответственности. 102
Подтверждены все пять снижений - 4,3,24,8,11 - всего 50 лишних лет. Период царей Израиля и Иудеи в действительности был 463 года, а не 513 лет. Отнимем 120 лет до разделения царства, оставшийся период имел 343 года (что легко запомнить, это семь в кубе).
В этом Приложении все изложено подробно. Но отметим, что это всего лишь несколько страниц из 230, составляющих обширный труд Thile's (Тайля), посвященный этому предмету. И читатель может оценить сэкономленные многие часы на размышления и поиски, которые потребовались бы для изучения этого предмета. Дорогие братья, отмечая важные подробности в этих исследованиях, выражают незаслуженно обидные замечания, что будто бы все это слишком сложно, и что Господь не обременяет нас такими сложностями. Это фальшивое утверждение, для здравого ума. 1). Это очевидно, что Он предоставляет нам эти детали, поскольку они в Священном Писании. 2). Даниил, Иезекииль и Откровение - вот составные этих деталей. Разве это не доказывает, что они от Бога? 3). Хронология, привычная для братьев, и которою они пользуются, содержит не меньше подробностей чем эта. Но такое отношение есть удобным прикрытием для случайного читателя, который на веру принимает даты, без надлежащего поиска подробностей, стоящих за этими датами.
Фактически Господь, в надлежащее для Него время, делает эти вещи легкими и понятными. Он подготовил ученых, таких как Эдвин Тайль и других, меньших ростом в сравнении с ним, чтобы вникать в эти спорные вещи и решать их, уточнять, выверять и суммировать их, для того чтобы дорогие братья могли воспользоваться плодами трудов их исследований, со всеми удобствами. Теперь им не нужно исследовать древние записи, чтобы знать историю, что 539 днэ это первый год Кира; они не должны терять время для исследования древних записей, чтобы знать историю, что в 940 днэ закончились 40 лет Соломона.
Имеются в наличии все подробности, все детали, для всех, кто желает их проэкзаменовать и удостовериться. Выводы открыты для всех, кто желает строить на них. Все это появляется именно в то время, которое было предвидено Господом. Брат Рассел предполагал относительно Книг Царств и Хроник, что "мы можем увидеть какой-то день, как они точно будут гармонизировать", 103 и оказался прав. Что тогда было преждевременным… теперь на это надлежащее время.
85) Это касается также Гофолии, но в обычном списке царей о ней подано как шесть лет - на один год сокращено, поскольку она действительно царствовала и в седьмой год (2 Пар.23:1), но с учетом non-accession системы ее первый год накладывается на последний год ее предшественника. Поэтому обычный список подает верное число лет ее правления - 7 лет.
86) 2 Цар.8:25 говорит, что Охозия начал в 12-й год Иорама Израильского, но 2 Цар.9:29 говорит, что он начал в 11 Иорама. В первом случае отражено по новой non-accession системе счета лет, и по этой системе в то время был 12-й год. Вторая запись отражает давнюю, accession систему счета, и по ней действительно получается 11-й год Иорама. И такое происходит в каждом случае, только разница в цифрах. Какая бы система записи ни использовалась, она была неприменима в другом царстве, при записи официальных синхронизмов.
87) Это произошло в то самое время, когда Иоас в Израиле отказался от non-accession системы счета лет. Поэтому оба царства приняли accession систему, и поскольку для писцов это было "ясно",они больше не дублировали счета лет. Ассирия, доминирующая то время держава в Месопотамии, tакже использовала accession систему лет.
88) Помним, что каждое царство применяло свою систему в отношении другого царства. Поэтому от Ровоама до Иосафата, когда системы счета лет в Иудее и Израиле отличались, в Иудейских записях об Израиле данные на один год меньше, чем записывались в Израиле… а Израиль для Иудеи записывал на один год больше, чем записывалось в Иудее. Нечто подобное мы видели в Главе 2, Приложения А, относительно Навуходоносора - тот самый год иногда подавался как 18-й, иногда назывался 19-м. Для Иоакима, иногда тот самый год назывался год 3-й (Дан.1:1), а иногда год 4 (Иер.25:1) - другой год назывался, опять, и 7, и 8 (Иер.52:28; 2 Цар.24:12).
89) Об Амврии сказано, что он начал править в 31 год Асы (который в Иудее назывался год 30-й). Отметьте на таблице, что этот год накладывается на годы 5 и 6 Амврия. Этот синхронизм относится к самостоятельному правлению Амврия, когда он превозмог Фамния - и захватил правление, как выясняется в 1 Цар.16:21-23. После того как Фамний был побежден, Амврий пустил в ход свои богатства для развития Самарии, после того как 6 лет царствовал в Фирце (1 Цар.16:23).
90) Не беремся оспаривать саму библейскую дату.
91) Как уже отмечалось ранее, необычный второй синхронизм для этого царя в 2 Цар.9:29 говорит, что он начал править в 11-й год Иорама Израильского. Это не другой год, он только по-другому отмечен, записан по запомнившейся в Иудее accession системе счета, которая раньше использовалась царями Иудеи. Возможно что как раз этот год был годом изменения в системе Иудеи: Охозия, будучи под влиянием своей матери, Гофолии, которая фактически была из северного царства, и когда его дед Иорам в Иудее был убит, она подсказала ему делать записи о царствовании по non-accession системе счета лет, привычной для нее.
92) Почему такая необычная информация относительно того, как много лет Амасия пережил Иоаса? Вероятно это заслуживало такого внимания, потому что он во время битвы попал в плен и была постоянная угроза для его жизни, -- хотя, окончательно, он пережил своего пленителя на 15 лет - 2 Цар.14:13-17.
93) Пусть не смущает, видя Захарию в той самой клеточке, где 41-й год его предшественника. В этом случае это не означает "год первый" Захарии.. Писание нигде не упоминает о его "первом годе", потому что он должен был начаться с следующего Нисан, до которого он не дожил. Поэтому его правление упоминается только как 6 месяцев. - 2 Цар.15:8.
94) выражение "И взял весь народ Иудейский Азарию, которому было 16 лет, и воцарили его вместо отца его Амасии" - 2 Цар.14:21, 2 Пар.26:1. Такое необычное возведение на трон, какое случается при неожиданной или внезапной гибели в бою. Подобное выражение было употреблено после Иосии, неожиданно погибшего в битве -- 2 Пар.36:1.
Когда в Книге Царств или Хроник читается повествование о воцарении Азарии (Озии), то это происшествие записано следующим за рассказом о смерти Амасии. Это некоторых приводит к вопросу о со-царствовании (было ли оно?), не обращая внимания на то, что уже само число требует этого. Ответ таков, что первоначальные записи был потом составлены в теперешние Книги Царств и Хроник, после того как оба царства пришли к концу, и авторы (довольно разумные) собрали даты в систематический формат, так, что запись воцарения нового царя следовала за записью предыдущего царя. Такой порядок оформления вовсе не означает, что следующее воцарение не накладывалось в со-царствованиe с предшественником. Например, в Книге Бытие имеем такой порядок записи родословной. Адам жил 130 лет и родил Сифа /после этого он прожил еще 805 лет/ и родил он других сынов и дочерей/ всех его дней было 130 лет и он умер. Сразу после этого стих шестой говорит: "Сиф жил сто пять лет, и родил Еноса…". Ясно, что это произошло перед смертью Адама, несмотря на порядок повествования.
95) Как мы знаем, что его со-правление продолжалось 12 лет? Согласно синхронизма, правление Иофама началось во 2-й год Факея, а Осия сменил Факея в 20-й год Иофама. Как вы можете видеть на таблице, это означает, что первый год Иофама был тем самым годом когда он начал править, когда они оба, Иудея и Израиль, опять стали использовать было нарушенную accession систему счета лет. Более разумное объяснение, это что год 20-й Иофама начался с со-правления (accession-год не укладывается нормально в со-правление). Но так как Иофам и Факей связаны, это означает, что Факей также должен был быть со-правителем… но когда? Разумно рассудить, что в то время когда Селлум умер, Факей воспользовался хаосом и стал править в Гилеаде как соперник Менаима. Это объяснение показано на таблице, и как вы можете видеть, это делает Факея со-правителем на протяжении 12 лет. (Смотри Время и Прочество, где более полно рассмотрены эти предметы).
Отметим параллель. После продолжительного царствования Ваасы его сын Ила наследовал его, но после короткого правления пал жертвой заговора, который устроил Замврий, пребывший у власти несколько дней. В последующем хаосе восстали два соперничающих лидера, Амврий и Фамний. Тогда, после долгого правления Иеровоама (второго) его сын Захария стал наследником, и после короткого правления тоже пал жертвой заговора, устроенного Селлумом, который правил всего несколько дней. В хаосе, последовавшим за всем этим, возникли эти два соперничающих лидера, Менаим и Факей.
96) Текст взят из Cuneiform Sources, Том 5, Грайсон 1975, стр.73. Текст говорит "Самабарайн", что многие отождествляют как "Самария", и поэтому Грайсон воспроизводит это.
97) Cuneiform Parallels to the Old Testament, Второе издание, Роберт Уильям Роджерс, 1926, стр. 295-294.
98) Ibid, стр. 293-294.
99) Ассирийские записи взаимно контролируют друг друга, через списки в эпонимах (списки официальных лиц царского двора, утверждаемых в каждом году в их истории), и список царей, и взаимная связь между ними. Кроме ассирийского списка царей, некоторые их правители связаны также упоминанием в других древних хрониках.
100) Что Фул и Тиглат-пиласар это одно и то же лицо, смотри 1Пар.5:26. Что Менаим платил дань Тиглат-пиласару, это также представлено в ассирийских записях, которые говорят, что он получал дань от "Менагимму из Самарии" (Древние Записи Ассириии и Вавилонии, Том 1, Дениэль Дэвид Люкенвилль, 1968, Глава 772).
101) "Фекаха (Факея), царя своего, они свергли, и я поставил над ними Ауси (Осию)". Ibid, Глава 816; 2 Цар.15:29 относится к тому самому эпизоду.
102) Сегодня возраст ответственности для еврейских подростков определен как 13 лет, но тогда это было 12 лет, и несомненно резонно появление нашего Господа в храме в 12 лет, вопрошающего, в Его возрасте ответственности. Итак, Ахаз был связан с Езекией как с со-правителем, также, когда Езекии было 12 лет. (Смотри Время и Пророчество, стр. 55 и дальше)
103) Книга Вопросов, стр. 42 (англ).
104) СПИСОК ЦАРЕЙ -- Вернись НАЗАД
Года |
ЦАРИ ИУДЕИ |
Начало |
Ссылка |
Ссылка |
---|---|---|---|---|
17 | Ровоам | преемник Соломона | 2 Пар 12:13 | --- |
3 | Авия ----- воцарился | 18 Иеровоама | 2 Пар 13:1,2 | 1 Цар.15:1 |
41 | Аса | 20 Иеровоама | 2 Пар 16:13 | 1 Цар.15:9 |
25 | Иосафат | 4 Ахава | 2 Пар 20:31 | 1 Цар.22:41 |
8 | Иорам | 5 Иорама | 2 Пар.21:20 | 2 Цар.8:16 |
1 | Охозия | 12,11 Иорама | 2 Пар.22:2 | 2 Цар.8:25; 9:29 |
7 | Гофолия | с Ииуем | 2Пар.22:8; 23:1 | --- |
40 | Иоас | 7 Ииуя | 2 Пар.24:1 | 2 Цар.12:1 |
29 | Амасия | 2 Иоаса | 2 Пар.25:1 | 2 Цар.14:1 |
52 | Озия | 27 Иеровоама | 2 Пар.26:3 | 2 Цар.15:1 |
16 | Иоафам | 2 Факея | 2 Пар.27:1 | 2 Цар.15:32 |
16 | Ахаз | 17 Факея | 2 Пар.28:1 | 2 Цар 16:1 |
29 | Езекия | 3 Осии | 2 Пар.29:1 | 2 Цар.18:1 |
55 | Манассия | ... | 2Пар.33:1 | |
5 | Амон | ... | 2 Пар 33:21 | |
31 | Иосия | ... | 2 Пар.34:1 | |
11 | Иоаким | ... | 2 Пар.35:6 | |
11 | Седекия | ... | 2 Пар.36:11 | |
Года | ЦАРИ ИЗРАИЛЯ | Ссылка | ||
22 | Иеровоам | с разделения | --- | |
2 | Надав | 2 Асы | 1 Цар.14:20 | |
24 | Ваас | 3 Асы | 1 Цар.15:28,33 | |
3 | Ила | 26 Асы | 1 Цар.16:18 | |
7дн. | Замврий | 27 Асы | 1 Цар.16:10,15 | |
0 | Фамний | Амврий | 1 Цар16:21,22 | |
12 | Амврий | 31 Асы | 1 Цар.16:21,23 | |
22 | Ахав | 38 Асы | 1 Цар.16:29 | |
2 | Охозия | 17 Иосафата | 1 Цар.22:51 | |
12 | Иорам | 18 Иосафата | 2 Цар.3:1 | |
0 | Иорам | 2 Иорама | 2 Цар.1:17 | |
28 | Ииуй | с Гофолией | 2 ЦАР.10:36; 9:24,27; 11:3 |
|
17 | Иоахаз | 23 Иоаса | 2 Цар.13:1 | |
16 | Иоас | 37 Иоаса | 2 Цар.13:10 | |
41 | Иеровоам | 15 Амасии | 2 Цар.14:23 | |
6 мес. | Захария | в 38 Озии | 2 Цар.15:8 | |
1 мес. | Селлум, | в 39 Озии | 2 Цар.15:13 | |
10 | Менаим | 39 Озии | 2 Цар.15:17 | |
2 | Факия | 50 Озии | 2 Цар.15:23 | 20 | Факей | 52 Озии | 2 Цар.15:27 | 9 | Осия | 20 Иоафама | 2 Цар.17:1,6; 15:30 | --- | Осия | 12 Ахаза | 2 Цар.17:1 |
Смешанные царствования | Ссылки | Амврий 6 лет царствовал в Фирце | 1 Цар.16:23 | Аса заболел в 36-м году | 2 Пар.16:12 | Амасия пережил Иоаса на 15 лет | 2 Пар.25:25; 2 Цар.14:17 | Езекии 4 = Осии 7 . . . . . | 2 Цар.18:9 | Езекии 6 = Осии 9 . . . . . | 2 Цар.18:10 |
---|