Это Приложение имеет две цели: 1). Выяснить, как изложенное в Книгах Судей и 1 Самуила согласовать с 1 Цар.6:1, которое допускает 349 лет периода Судей; и 2). Проэкзаменовать родословную Руфь 4:18-22. Ниже подаем список 19-ти периодов из Книг Судей и 1 Самуила, относящихся к той эпохе.
Годы Судей |
Источник |
---|---|
1) 8 лет служения царю Месопотамии | Суд.3:8 |
2) 40 лет правления Офни | Суд.3:11 |
3) 18 лет подчинения Моаву | Суд.3:14 |
4) 80 лет правления Аода | Суд.3:15,30 |
5) 20 лет под царем Хананеев, Аодом | Суд.4:2,3 |
6) 40 лет суждения Деворы | Суд.4:4,5,30 |
7) 7 лет под Мадианитянами | Суд.6:1 |
8) 40 лет суждения Гедеона | Суд.8:28 |
9) 3 года правления Авимелеха | Суд.10:1,2 |
10) 23 года служил Фола | Суд.10:1,2 |
11) 22 года суждения Иаира | Суд.10:3 |
12) 18 лет угнетения от Аммонитян | Суд.10:8 |
13) 6 лет суждения Иеффая | Суд.12:7 |
14) 7 лет суждения Есевона | Суд.12:8,9 |
15) 10 лет суждения Елона | Суд.12:11 |
16) 8 лет суждения Авдона | Суд.12:13,14 |
17) 40 лет угнетения Филистимлянами | Суд.13:1 |
18) 20 лет суждения Самсона | Суд.15:20 |
19) 40 лет судил Илий | 1 Сам.4:18 |
450 лет -- общая сумма |
Сумма этих лет, это точно то число, которое содержится в Деяния 13:20. Это не совпадение. Павел, "фарисей из фарисеев", обученный в школе знаменитого Гамалиила, знал эту сумму, она и явилась источником для его информации в Деян.13:20. Павел знал то, что знаем все мы - что это были промежутки времени как с разрывами, так и с накладками, и эта сумма вмещала в себе не точное знание лет, но отражала только суммированное их количество.
Но как этот период согласовать с числом в 1 Цар. 6:1, которое допускает только 349 лет для периода Судей? Можем ли мы сжать этот общий результат, который указан выше, т.е.450, до необходимых 349? Ответ: да. Ключ к пониманию этого истекает из самого рассказа.
Первые 11 периодов сверху перечисляют серию зависимости, угнетения и освобождения для Израиля. Впоследствии, по причине возрастающего в Израильтянах греха Бог позволил на два случая длительного рабства в одно и то же время - с юга от Филистимлян, и с востока от Аммонитян. "И воспылал гнев Господа на Израиля, и он предал их в руки Филистимлян, и в руки Аммонитян". Суд.10:7.
Оставшаяся часть главы 10 и полностью 11 и 12 содержат описание того, как после 18-него ига Аммонитян Иеффай избавил землю от оккупантов, и описание судейства следующих по нем Есевона, Елона и Авдона.104 Но что с филистимским нашествием?
Глава 13 содержит такой источник, отправляя обратно назад на 49 лет, к началу нашествия и дает ясность для решения. В Суд.13:1 находим такое же предисловие как в Суд 6:1. Но время филистимского угнетения оказалось куда труднее преодолеть, чем другие бывшие до этого, и оно продолжалось 40 лет. За этот период Самсон родился, вырос, в последние десять лет возмужал и стал мстить своим врагам различными путями. Это продолжалось 20 лет (Суд.15:20, 16:31), до его смерти, когда он разрушил храм Дагона и там погибло 3000 врагов, и среди них многие филистимские правители.
Но с его смертью угнетение не закончилось. Даже ангел, предупредивший о рождении назорея Самсона, сказал, что "он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян", но не прекратит это угнетение (Суд.13:5). 40 лет должны были закончиться вскоре после этого, но когда? Кто избавил их? Где об этом сказано? Мы могли бы ожидать этого в главе 17, после описания смерти Самсона, но вместо этого находим там повествования о двух коленах, Дана и Веньямина, и на этом Книга Судей заканчивается. Книга Руфь предоставляет другие замечательные рассказы, но все еще не находим ничего об избавлении от Филистимлян. 105
Нить рассказа продолжается в 1 Самуила, но сперва отсылает назад, к началу истории Самуила, который был современником Самсона. Когда мы берем главу седьмую, в ней мы находим, как закончилось угнетение от Филистимлян. Самуил собрал Израильтян в Массифе, где они почтили Господа и исповедали свои грехи. Филистимляне услышали о собрании и выступили против них. Израильтян охватил страх, что не удивительно после 40 лет подданства Филистимлянам и рабства. Самуил воззвал к Богу и совершил жертвоприношение. И как только Филистимляне выступили, Бог возгремел над ними сильной бурей, и Израильтяне побили Филистимлян и одержали над ними победу.
"Так усмирены были Филистимляне, и не стали более ходить в пределы Израилевы; и была рука Господня на Филистимлянах во все дни Самуила".(1 Сам.7:13,14). Несколько лет спустя, когда Самуил состарился, Израильтяне пожелали себе царя, и царем был помазан Саул.
В Суд.11:26 Иеффай сказал, что Израильтяне обитают на земле, оспариваемой Аммонитским царем, уже 300 лет. 106 Это началось, когда Израильтяне переправились через реку Арнон, семь лет до деления земли. Поэтому, от деления земли до судьи Иеффая должно быть 293 года. Тогда остается 56 лет до царя Саула. 107 Нашествие Филистимлян началось 18 лет раньше (времени этого спора с Аммонитянами), оно началось в тот же год что Аммонитское нашествие. Поэтому, остается только 22 года до окончания Филистимского угнетения. Оно закончилось после пребывания ковчега завета в Кириаф-иариме 20 лет, с кратким пребыванием до того в Вефсамисе, а еще до того 7 месяцев у Филистимлян. 108 Так, округленным числом, илистимское владычество над Израилем закончилось через 21 год после того как Израильтяне остались без ковчега завета, во время смерти Илия.(1 Сам.4:18; 6:1,19; 7:2). Илий был судьею в Израиле 40 лет, и умер в возрасте 98 лет. Все это сходится вместе, как показано на схеме.
Взглянув на схему, вы можете легко убедиться, что все эпизоды очень хорошо подходят к числу 349 лет, определенных согласно 1 Цар.6:1. Более того, если период Судей был на 101 год больше, мы будем иметь долгий и необъяснимый разрыв между филистимским владычеством и царством Саула.
Книга Руфь содержит всю родословную от Фареса (сына Иуды) до Давида.
Фарес
Есром
Арам
Аминадав
Наасон
Салмон (муж Раав)
Вооз
Овид
Иессей
Давид
Отметим, что Салмон женился на Раав в Иерихоне. Вероятно, это произошло вскоре после падения Иерихона, около семи лет до конца разделения земли. Давид родился 10 лет после того как Саул стал царем (значит, когда закончились 40 лет царствования Саула, он имел 30 лет). Поэтому, от женитьбы Салмона до рождения Давида должно быть около 16 лет больше, чем период Судей. Если период Судей был 349 лет, то от женитьбы Салмона до рождения Давида должно быть 365 лет. Этот отрезок времени для четырех поколений - Салмон(Раав), Вооз, Овид и Иессей. Каждая из этих личностей должна быть следующей, по порядку, для полных 365 лет, приходящихся только для этих поколений. Давайте посмотрим как это может быть.
Когда Иерихон был взят, Раав была зрелой женщиной, но нам не известно, в каком именно возрасте она была; ну скажем, 20-ти лет. Но нам известно, что Вооз родился, когда она была в старших годах, и в общем допустимо предположить, что от падения Иерихона до рождения Вооза прошло 40 лет. (Люди в то время жили несравненно дольше чем в наше время, так что возможно, что Раав родила Вооза когда ей было 60). Остается заполнить 325 лет, оставшихся для Вооза, Овида и Иессея, до рождения Давида. Это означает, что в среднем эти люди имели по 108 лет от своего рождения до следующего звена в родословной. Выглядят довольно старыми. Но это возможно?
Построим схему. От 365 лет отнимаем 40 лет, до рождения Вооза. Оставшиеся 325 разделим на три:
Раав ←--40--→Вооз←--108¼ --→Овид←--108¼ --→Иессей←--108¼ --→Давид
Мы знаем, что Иессей был стар, а Давид был его младшим сыном. Мы знаем, что Вооз был стар, когда Руфь стала его женой. Мы не знаем относительно Овида, но так как факты требуют этого, похоже что он также был очень старым, когда ему родился Иессей. Как долго могли эти люди жить? Мы знаем из Писаний о некоторых старых людях того периода, как, например, сообщается о первосвященнике Иодае, что он прожил 130 лет. Это может быть исключительный случай, но это допустимо, что в те давние поколения эти упомянутые личности могли жить довольно долго, будучи способными быть отцами этих детей.
Могли ли быть в этом месте некоторые недостающие здесь поколения? Мы знаем, что Иессей действительно был отцом Давида, что Овид действительно был сыном Вооза, а Мф.1:5 говорит, что Салмон (с Раав) родил Вооза. Возможно недостающие поколения могли находиться между Овидом и Иессеем, но нет никаких доказательств для этого. 1 Пар.2:11-15 соответствует родословной Руфь, а она должна предполагать для такой личности как Давид полнейшую родословную.
И еще вот что. Родословная, приведенная выше, включает 10 имен. Фарес, сын Иуды, вошел в незаконную связь с невесткой Иуды, и вероятно из-за этого попал под запрет во Второзаконии 23:2; наложенное проклятие продолжалось до десятого поколения. 109 Давид находился в десятом поколении, когда проклятие закончилось, и был помазан царем. Иаков пророчествовал, что царство не отойдет от Иуды, но следовало ожидать до десятого поколения, поэтому между тем (пока не истек срок проклятия) царем был помазан Саул из колена Вениамина.
Если же никаких отсутствующих в родословной поколений нет, а период Судей был на 101 год больше, то средний возраст Вооза, Овида и Иессея, до рождения следующего звена, должен быть 142 года.
Это невероятно. Если родословная записана правильно, она не позволяет на такую продолжительность периода Судей как 450 лет.
Раав ←--40--→Вооз←--142--→Овид←--142--→Иессей←--142--→Давид
1 Цар. 6:1 в полном согласии с рассказанным в Книге Судей и 1 Самуила. Фактически, было бы весьма затруднительно расширить этот период на 101 год больше, и приспособить к описанному в Библии. В таком случае это могло бы предполагать многократную повторяемость филистимского владычества над Израилем. Но ни о чем подобном нет никаких записей, для подобных предположений. Итак, если родословная в Книге Руфь, Глава 4, полная, тогда расширение периода Судей на 101 год невероятно.
104) Очевидно эти три описанные события произошли раньше, до времени Самсона. Они важны в истории Израиля, и все в некоторой степени связаны с Вифлеемом, будущим домом царя Давида, который впоследствии основал царскую династию. Рассказы могли быть отложены на дальнейшее время, и составители книг сочли нужным ввести рассказ об этих событиях в этом месте.
105) Возможно это округленное число, но мы подаем как оно есть, а дело читателя, какой вывод он или она сделает, по своему разумению.
106) Если 300 лет закончились раньше на 18 лет, когда Аммонитяне начали вторжение, тогда оставалось бы только 38 лет (до Саула). Это выражено на схеме следующим образом: 1).293 года должны закончиться, когда начались 18 лет. 2). Тогда между филистимским владычеством и царем Саулом должно быть 17 лет (а не 35). 3).Рождение Самуила могло быть, скажем, на 10 лет раньше, тогда ему, возможно, было 65 лет в первый гол Саула. Когда Давид начальствовал над отрядом воинов, Самуил был еще жив и видел это. Так что Давиду должно было исполниться не менее 20 лет, когда Самуил умер. Поэтому Самуил жил после того как Саул стал царем плюс 30 лет. Это означает, что Самуил умер когда ему было свыше 100 лет, по одному сценарию, или в 90 лет, по другому. Он должен был прожить этот приблизительный век, потому что написано, что он "был стар" уже тогда, когда Саул стал царем.
107) Очевидно ковчег оставался в Кириаф-иариме еще много лет после этого. После судейства Самуила и царствования Саула, уже царь Давид перевозил ковчег из Кириаф-иарима, в эпизоде, где Оза лишился жизни (1 Пар.13:5-10).
108) Писание говорит: "Сын блудницы не может войти в общество Господне, и по десятое, поколения ее не могут войти в общество Господне. (Русский перевод подает несколько иначе). Наша точка зрения, что не мог войти тот, кто не достиг десятого колена, но в десятом колене это возможно. Мы знаем это на примере Давида - при самом тщательном изучении - и это есть фактор для нашего чтения этого текста именно в таком значении.