Дата царствования Навуходоносора очень важная, поскольку Священное Писание связывает ее с концом Иудейского царства в его 18-й год правления, и вся оставшаяся Ветхозаветная хронология исчисляется от этой точки назад.
Навуходоносор, это весьма заметная фигура в истории, подобно как Кир и Александр, и благодаря этому сохранилось достаточно свидетельств о его местоположении в истории. Почти два столетия назад, когда среди братьев еще только закладывались общие основания воззрений, возникали самые различные мнения. Тогда имелись только свидетельства классической истории, которые описывали события спустя столетия после времени Навуходоносора, и вполне допустимо, что по прошествии столь долгого времени летописцы могли иметь неточное представление истории, прошедшей так много времени раньше.
В прошлом это время было неопределенно. Но со временем археологические раскопки открыли тысячи документов того времени, и они не дают повода для сомнений относительно дат Вавилонской империи, 76 включая Навуходоносора.
Здесь суммированы все цари Вавилонии. Даты начинаются с года "первого" каждого монарха (обычно их год accession предшествовал календарному году). Число, стоящее перед каждым именем, это число лет правления каждого царя. Этот список представляет теперешнее видение этого предмета учеными.
625 -- 21 Набополассар
604 -- 43 Навуходоносор
562 --- 2 Амель-Мардук
559 --- 4 Нериглиссар
..... --- 0 Лабаши- Мардук (несколько месяцев)
555 -- 17 Набонид (его сын и соправитель Валтасар из Даниила 5)
Из этого списка ясно, что 18-й год Навуходоносора начался в 587 днэ. Это был год ниспровержения Седекии и конец Иудейского царства. Именно эта дата, а не 606 днэ, есть точная основательная дата, к которой может быть привязана библейская хронология, считая обратно до Адама.
Имеется несколько путей, и все они соединяются и взаимно поддерживаются. Один счет начинается с самого Навуходоносора и с его уникальной даты. Из эпохи Селевкида мы имеем записи лунных затмений в годы 1, 12, 13, 14,15, 30, 31, 32, 41 и 42 царствования Навуходоносора, которые определяют эти годы как 604, 593, 592, 591, 590, 575, 574, 573, 564, и 563 днэ. Это означает, что Навуходоносор зафиксирован в истории независимо от любой другой связи.
Или мы можем считать от Кира Персидского. Его армия взяла Вавилон в октябре 539 днэ, и его первый год царствования начался со следующего Нисан 538 днэ. Считая обратно 17, 0, 4, 2 и 43 года (из списка выше), приходим к 604 днэ, первому году Навуходоносора.
Или мы можем начать от солнечного затмения в июне 763 днэ, записанного в ассирийских записях во время 10 года царя Ассур-Дана, в тот год был эпоним Бур-Сагале, и счет через годы Ассирийской истории вперед. Для облегчения пользования в Ассирии каждому году присваивалось официальное название (эпоним), и сохранился список этих "эпонимов", которые являются списками лет. Считая вперед, мы приходим к таким ассирийским царям как Тиглат-пиласар, Салманасар, Саргон и Саннахериб (все упоминаются в Библии), которые управляли Ассирией в то или иное время. И так считая вперед через годы царствования всех ассирийских царей, до Навуходоносора, мы опять приходим к тому же результату - 604 году как его году первому. (Смотри Время и Пророчество, Приложение G и H).
Поэтому, используя любой из трех подходов - непосредственно от Навуходоносора, или считая от Кира, или вперед от солнечного затмения в Ассирии - результат постоянный и соответствующий. Год 18-й Навуходоносора, который Библия связывает с падением Седекии, начался в 587 днэ.6 77
Споры относительно даты Навуходоносора сводятся на нет при наличии многочисленных доказательств. Представленные в "Время и Пророчество" подробные доказательства, это нечто большее, чем братья, неохотные к тому чтобы вникать в эти вещи и делать собственные умозаключения, склонны следовать по кем-то намеченному пути. Там приводятся двойные, тройные доказательства. В данном изложении их меньше. Но это факт, что имеется больше доказательств к уникальному определению Навуходоносора, чем здесь, например, с определением Кира Великого в истории.
"Время и Пророчество" обращает внимание на более чем 9000 датированных табличек, 25 записанных затмений, 2000 записей финансовой фирмы "Дом Эджиби" и 10 прямых подтверждений продолжительности царствований. Ни один монарх, от Навуходоносора до Кира, не упущен. Это не высосанные из пальца доказательства. Также, это не просто подбор чисел, но объяснена уместность и пригодность каждого значения, и как различные нити документов переплетены крест-накрест, не позволяя внедриться излишнему году или оставить какой-то год незамеченным. Эта информация суммирована в виде таблицы в конце этого Приложения.
Кто-то, конечно, может простым приказанием кому-то отогнать всякое желание. 78 Официальные царские архивы, огромное количество зафиксированных финансовых сделок, таблички со списками царских правлений, копии списков лет - все материалы, которые определяют аккуратность истории - можно отменить простым указанием. Однако такой подход лишает нас всякой основы для определения истории древнего мира в Ассирии, Вавилонии, Персии, всех доказательств, обоснованных на такого рода свидетельствах.
Поводом для дискуссии о датах Навуходоносора есть то, что имеется состязание мнений о библейских свидетельствах. Есть мнение, что между падением Седекии и возвращением из Вавилона это промежуток времени в 70 лет (с 606 днэ по 536 днэ), тогда как имеющиеся в нашем распоряжении даты позволяют лишь 49 лет (с 587 днэ по 538 днэ). Мы считаем, что "семьдесят лет" Иеремии это семьдесят лет "для Вавилона", но не семьдесят лет для Иудеи. Они начались какое-то число лет до падения Седекии, и закончились близко около времени возвращения из Вавилона. Здесь, для сравнения, рассмотрим представим две точки зрения.
Вариант А: 606 днэ ( Разруш. Иерусал) - 536 днэ (Конец 70 лет опустош.)
Вариант А утверждает два предположения - (1) Что первый год Кира Персидского, позволившего евреям возвращаться из Вавилона, начался весной 536 днэ,
и (2) - Что Священное Писание говорит о "семидесяти годах опустошения" Иудеи. Опустошение началось вскоре после падения Седекии, и такая комбинация требует падения Седекии в 606 днэ. Но поскольку этого нет записанным в исторических свидетельствах, мы это оставляем без внимания.
Первое предположение, что 536 днэ был первым годом Кира, теперь известно как ошибочное. Такое предположение особенно часто встречалось в христианской литературе 1800-х годов, и поэтому в течение века было в употреблении как "фиксированная дата" (В80). Но не так в дальнейшем. Теперь это ясно, что первым годом Кира был 538 днэ, 79 и это широко известно среди братьев.
Вариант Б: 610 днэ (Завоев. Ассирии) - 540 днэ (Конец 70 лет для Вавилона)
Второе предположение, что Священное Писание говорит о "семидесяти годах опустошения", это также известно как ошибочное. Это легко можно выяснить по любой конкорданции, или взглянув в электронную Библию, и удостовериться, что такое выражение нигде не выступает в Библии - тем не менее факт, что это выражение в цитатах отмечено курсивом и подчеркивается для выразительности в некоторой нашей истинной литературе. 80
Однако факт, что выражение "семьдесят лет опустошения" не выступает в Священном Писании еще не дает повода говорить о неверности концепции. Таково общепринятое мнение и оно заслуживает исследования. Относительно чего Священное Писание говорит "семьдесят лет"? Достаточно взглянуть на соответствующие тексты и сравнить с теми двумя предположениями, затронутыми выше.
Иеремия 25:12. "И будет, когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, сделаю ее вечною пустынею".Отметьте, что наказание царя Вавилонского следует после исполнения 70 лет. Царь Вавилона очевидно был наказан в 539 днэ, когда он был сражен. (Дан.5:30). Несомненно, что 70 лет должны были истечь тогда или раньше, согласно текста выше. Рисунок А не позволяет этого, так как 70 лет истекают спустя три года, как царь Вавилона был убит. 81 Рисунок В не имеет таких проблем.
Иеремия 29:10. "Так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне 70 лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас в место сие".82 (Во всех других переводах "для Вавилона" - Пер.)
Отметим, эти семьдесят лет были "для Вавилона". Многие случайно думают, что в течение этих онкретно обозначенных лет предстояло пребывать Иудее, но обозначенная точка относится к Вавилону, а не к Иудее. Этот текст, это часть послания, написанного около 4-го года Седекии (Иер.28:1) к евреям в Вавилон, которые были угнаны в плен вместе с Иоакимом. Иеремия советует им поселяться там, обзаводиться семьями и приготовится к длительному пребыванию в Вавилоне. Очевидно пленники восприняли это послание с пониманием, что 70 лет "для Вавилона" уже начались, - то есть, что они были в Вавилоне как представители народа - некоторое время перед падением Седекии. Этот текст также соответствует варианту В, а не варианту А.
Иеремия 25:11. Иеремия впервые говорит о 70-ти годах. Дата пророчества, это четвертый год Иоакима (non-accession система счета). Это был год 605 днэ., тот самый год что третий год Иоакима в Дан.1:1 (по accession системе счета). Это был год accession Навуходоносора; когда это пророчество было изречено, он был тогда еще коронованным принцем, наследником его больного отца Набополассара.
Семьдесят лет "для Вавилона" уже начались. Вавилон занял место Ассирии как доминирующая сила на Ближнем Востоке, когда вавилоняне завоевали последнюю ассирийскую крепость Харран, пять лет назад. Тремя годами позже Навуходоносор переправил армию через реку Евфрат и взял город Кимгам, а в следующем году его отец Набополассар взял три больших города на запад от Евфрата. Однако вавилонские войска еще не двигались на юг, и Палестина все еще находилась под контролем Египта. 83
В Иеремия 25:6 сказано, что Иуда имел благоприятную возможность для покаяния, но он не воспользовался этим, и теперь Бог посылает против него Навуходоносора. И он выступил против Иудеи, позже, но в этот самый год. Иеремия тогда предупреждал, что "вся эта земля будет пустынею и ужасам" Иер.25:11, 84 и что этот приговор растянется на многие годы. Как раз после падения Седекии Бог сказал остатку, что они должны быть сохранены в земле (Иер.42:10,11), но они пренебрегли этим, переселились в Египет, и земля была опустошена окончательно.
Иеремия тогда выяснил, что служение народов Вавилону должно быть семьдесят лет (а не опустошение Иудеи). "И народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет" - Иер.25:11. По ходу времени один народ за другим подчинялись Вавилону, некоторые раньше, некоторые позже. Также и Иудея, она не больше других народов служила Вавилону, и не его полный период, но в пределах семидесяти лет, определенных для Вавилона, все эти народы были покорены или завоеваны. Ассирия пала в начале семидесяти лет. Иудея пала пятью годами позже. Тир пал более чем через 30 лет после этих, а Египет пал уже последний.(Иер. 25:19, 22; Иез.29:17-19).
2 Хроник 36:21. "Во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения своего она субботствовала до исполнения семидесяти лет". Предсказанное Иеремией опустошение исполнилось. Однажды начатое, оно с неослабевающей силой продолжалось до окончания назначенных Вавилону семидесяти лет. Поэтому оно продолжалось "до исполнения 70 лет". Этот текст вовсе не говорит, что опустошение заняло все 70 лет. Текст также не говорит, что опустошение прекратилось немедленно, как только закончились 70 лет. (Фактически опустошение Иудеи началось 23 года спустя после начала семидесяти лет, и продолжалось еще два года после их окончания).
Даниил 9:2. "Я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнится над опустошением Иерусалима". Этот текст говорит о том же, что было в предыдущем тексте - что семьдесят лет должны закончиться до прекращения опустошения. Даниил знал из пророчества Иеремии, что Вавилону было дано 70 лет. Он знал, что опустошение Иерусалима не прекратится до их окончания. Он знал из Иер. 29:10, что "Когда исполнится для Вавилона семьдесят лет, Я посещу вас… чтобы возвратить вас на место сие". Вавилон пал. Семьдесят лет исполнились. Поэтому Даниил знал, о чем молиться для избавления Израиля.
Захария 1:12. "Доколе ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые ты гневаешься вот уже семьдесят лет?". Негодование Господа началось с нашествия Навуходоносора на Иудею с 589 днэ по 587 днэ. 70 лет от 589 днэ должно истечь в 519 днэ, когда начался семидесятый год Господнего гнева. Это согласуется с вариантом В, а не с вариантом А.
Захария 7:3. Местоположение четвертого года Дария, это девятый месяц, ближе к концу 518 днэ. С этого времени возникает вопрос относительно 5-го и 7-го месяцев, соблюдаемых в память о разрушении храма и убийства Годолии, соответственно, в 587 днэ. Однако поскольку храм уже был восстановлен, то возможно что пришло время прекратить соблюдение этих месяцев? "Плакать ли мне и поститься в пятый месяц, как я делал это уже много лет?" (т.е. продолжать ли?). Стих пятый указывает, что по числу лет это был уже 70-й год. Народ недавно пересек месяц Тишри (начало года) и вступил в год 70-й с тех пор как был разрушен храм. Это опять соответствует варианту В, а не варианту А. Представляем список соответствующих лет, согласно текстов выше:
610 днэ Вавилон побеждает Ассирию в Харране. Начало 70 лет "для Вавилона"
605 -- Навуходоносор взял Иерусалим (Иер. 25:1,2; 2 Цар.24:1; Дан.1:1)
597 -- Навуходоносор пленил Иоакима (2 Цар.24:12; 2 Пар.36:10)
589 -- Третье вторжение в Иудею (2 Цар.25:1; Иез.21:14)
587 -- Падение Седекии, последовало опустошение (2 Цар.25:8-26)
540 -- Конец 70 лет для Вавилона, Кир готов сразиться с Вавилоном
539 -- Кир победил Вавилон
538 -- Нисан, 1-й год правления Кира. Молитва Даниила, Кир отпускает евреев.
519 -- Семьдесят лет от осады Иерусалима в 589 днэ
518 -- Семьдесят лет от разрушения Храма в 587 днэ
Те дорогие братья, которые противятся историческим свидетельствам, упускают, что пастор Рассел имел иной подход к истории нежели они. Он жил в то время, когда исторические доказательства не были так ясны как сегодня. Он писал до того, как эти факты, на которые мы сегодня ссылаемся, стали доступными. Уже даже в его дни он имел большее доверие к мыслящим ученым, нежели некоторые сегодня, пренебрегающие всякими открытиями. Отметим, например, его позицию в поддержку того, что эра Набополассара началась в 747 днэ (В36, весь нижний параграф, англ.). Если кто-то, доверяющий пастору Расселу, сегодня запросто отвергает богатство и полноту свидетельств, то будь он жив (Рассел), признал бы он такого как ум проницающий в Духе? Такой писатель (или исследователь) представлял бы нечто обратное. Уважение к служению пастора проявляется уважением к его принципам.
Представляем краткое суммирование нитей, которые дают нам продолжительность Вавилонских правлений от Набополасара до Набонида, которому положил конец Кир Персидский. Переход от каждого значения лет, которые подтверждают эти свидетельства для царей, отмечены. (Особенности, со ссылками, детально изложены в Время и Пророчество, Глава 5 http://www.heraldmag.org/olb/contents/doctrine/time.pdf ). Мы не включили в список Лабаши-Мардука, который царствовал всего несколько месяцев после Нериглиссара, поскольку его царствование не пересекло наступления нового календарного года, и поэтому нечего прибавлять к счету лет.
ИСТОЧНИК |
Набопо
|
Навухо
|
Амель-
|
Неригли
|
Набонид |
---|---|---|---|---|---|
Библия | -- | 43 | -- | -- | -- |
Вавилонск. хроники | 21 | -- | -- | -- | -- |
Список царя Урук | 21 | 43 | 2 | -- | -- |
Стела Адда-Гуппи | 21 | 43 | 2 | 4 | -- |
Стела Гиллах | 21 | 43 | 2 | 4 | -- |
Таблички Эджиби | 21 | 43 | 2 | 4 | 17 |
2000 табличек | 21 | 43 | 2 | 4 | 17 |
4500 табличек | 21 | 43 | 2 | 4 | 17 |
Таблички затмений | 21 | 43 | 2 | 4 | 17 |
VAT 4956 | -- | 43 | 2 | 4 | 17 |
Набон. 18 | -- | -- | -- | -- | 17 |
Династическ. надписи | -- | -- | -- | -- | 17 |
Список 18-летн. цикл. | -- | -- | -- | -- | 17 |
76) Технически царство Набополассара, Навуходоносора и вперед до Кира Персидского обычно пишется как Нео-Вавилония, в отличие от Древнего Вавилона, которого цари были могущественными подобно Хаммурапи. Мы пользуемся сокращенным термином, для ясности, о каком периоде идет речь.
77) Сокращение результата значительное. Мы можем также начать счет с 18-го года затмения, на таблице, где соприкасаются годы 14 и 32 Навуходоносора, год 1 Набонида и год 2 Кира. Последняя была в 537 днэ, поэтому 1 Набонида был 18 лет раньше в 555 днэ, 32 Навуходоносора был 18 лет раньше в 573, что означает, что его первый год был в 604 днэ. Или мы можем положить в основание годы Вавилонской империи, где каждый из 87 лет от Набополассара до конца империи документированы. В среднем выходит по более чем сорок табличек в год. Эти таблички содержат записи финансовых сделок, особенно отмечающих годы царствования того или иного царя, и записи продолжаются до Персианского периода, следующие затем через Кира, Камбизеса, Дария и далее. Поэтому каждая дата зафиксирована в полном спектре - скажем, например, в царствование Кира - автоматически датируется каждый другой год в его промежутке.
Или мы можем зафиксировать Навуходоносора единственно посредством таблички VAT 4956, которая идентифицирует 37-й год Навуходоносора как 568 днэ. записями различных астрономических наблюдений Меркурия, Марса, Венеры, Юпитера, месяца и лунную дату летнего солнцестояния. Здесь нет недостатка в доказательствах. (В Время и Пророчество выяснено двенадцать нитей доказательств. Глава 5, со ссылками на источники).
78) 3 После всего, мы доверяем исследованиям ученых и историков, предоставивших эту информацию для нас, и кто может сказать что они недействительны, или что эти вещи могут быть утаены или сокрыты для нашего видения? Такие аргументы случаются, и они возводят предположения и подозрения. Это не прибавляет аппетита к решению этих задач, и элементарное упущение в какой-нибудь записи является причиной для отказа в участии. Цель такого подхода не к использованию свидетельств, а к отказу от них. Пусть нас не смущает приблизительность даты, исходящая из фрагментальной даты (как в случае отдаленной истории Египта), при наличии ясных свидетельств тысяч государственных и деловых документов (как в примере Нео-Вавилонии). Если по поводу какой-то неясности в уме читателя возникает какой-то вопрос, любой читатель может воспользоваться нашим email и выяснить любые подробности.
79) Время и Пророчество, стр. 13, 14 приводит четыре примера об этой точке зрения, все из давнишних трудов, все утверждают с уверенностью, что Дарий Мидийский вклинивается двумя годами между Вавилонским пленом и царствованием Кира (что передвигает его первый год с 538 на 536 днэ). Однако имеющиеся теперь в наличии документы того времени показывают, что Кир был провозглашен императором, когда триумфально вступил в Вавилон две недели спустя после его падения. (Смотри параграф после следующего. Это также согласуется с Ис. 45:1).
Сегодня преобладает мнение, что Дарий Мидийский был той же персоной, что Кир Персидский (его мать была мидийка, а отец персиянин), и что Дан 6:28 должно читать "Дарий, он же Кир" (подобно как в Хроник 5:26 мы читаем "дух Фула,.. дух Феглафелассара", два имени для одной персоны). Мы поддерживаем такое мнение. Это подкрепляется дальнейшим рассмотрением. Геродот говорит о жене Кира, Кассандане, что "она умерла еще при жизни Кира, и он не только сам горько убивался по ней, но приказал, чтобы его подданные соблюдали по ней траур" (Книга Вторая, первый параграф). В Хронике Набонида имеется такой комментарий относительно месяцев, следующих после завоевания Киром Вавилона: "В месяц […] умерла жена царя. С двадцать седьмого, месяца Адар, по третье месяца Нисан [был] (официальный) траурный период в Аккад. Весь его народ обнажил свои головы". (Текст из Cuneiform Sources, Том 5, Ассирийская и Вавилонская Хроника, Грайсон, 1975, стр 111). Эта запись согласуется с записанным Геродотом и подтверждает, что тем "царем" был Кир.
Из того же источника, стр. 109 -111, там есть большой рассказ о завоевании Киром Вавилона, который подтверждает очевидность, что Кир был лидером с самого начала. Наш комментарий заключен в {скобки}. "В месяц Тишри 539 днэ когда Кир (II) выиграл битву под Опис, что [на берегу] Тигра, против Армии Аккад {Вавилон}, люди Аккад отступили. Он преследовал, захватывал в плен, грабил и убивал народ. В четырнадцатый день Сиппар был захвачен без боя. Набонид бежал. В шестнадцатый день Угбару, правитель Гути, и армия Кира (II) вошли в Вавилон без боя {Сходится с Даниила 5}. Впоследствии, после отступления Набонида, он был пленен в Вавилоне. {…} В третий день месяца Мархешван Кир (II) вступил в Вавилон. {…} В городе стало мирно, когда Кир (II)выступил с приветственным обращением ко всему Вавилону. Губару, его областеначальник, был назначен областеначальником Вавилона. С месяца Кислев по месяц Адар божества Аккад, которые Набонид обрушил в Вавилоне, были восстановлены на своих местах. В ночь на одиннадцатое месяца Мархешван Угбару скончался".
80) Это выражение появляется во 2 Томе десять раз. Дважды оно имеется в отмеченных цитатах (В185, В191). В последнем случае для выразительности это выделено курсивом в выражениях, что "семьдесят лет… это библейский стиль 'семидесяти лет опустошения земли'". Это просто ошибка. Но такое выражение встречается в Священном Писании.
81) Некоторые братья изменили обычную дату окончания семидесяти лет с 536 днэ на 537 днэ (не зная их различия из Тома 2 и Reprints), но это не решает проблемы. Иер. 25:12 требует окончания семидесяти лет перед наказанием, тогда как они были наказаны 2 года перед окончанием семидесяти лет.
82) Мы используем термин "для", потому что так находим в NASB и NIV. Перевод этого текста в Библии короля Иакова передает это как "в Вавилоне" (Российский текст также - Пер.), но это попросту неверный перевод - проверь любые другие переводы если желаешь. Предлог "для" происходит из еврейского префикса искаженной буквы (по-нашему это звучит эль), который означает принадлежность к кому-то или для кого-то. Некоторые дорогие братья, с достойным сожаления чрезмерным усердием повторяют ошибку переписчика, пользуясь конкорданцией Стронга, и полагают, что здесь использовано еврейское слово, которое иногда имеет значение "в" - но это не так.
83) Вавилон занял Палестину вследствие битвы под Каркемишем, упомянутой в Иер. 46:2, когда Навуходоносор был еще наследным принцем. Битва в Каркемиш была поворотным пунктом в истории. Навуходоносор поразил фараона Нехао, преследовал египетскую армию на юг, и захватил также Иерусалим. Это взятие города и захват пленников упомянуты в Дан.1:1, когда Даниил и другие евреи были угнаны в Вавилон. В течение южной кампании Навуходоносор услышал весть из дома, что его отец Набополассар умер, и двинулся с отборным конвоем через пустыню, чтобы утвердиться на троне. После угона первой партии пленников затем последовали другие, меньшие партии. Для интереса наших читателей, подаем Вавилонский отчет об этом эпизоде (наши комментарии в {скобках}, все остальное из первоисточника).
"[Двадцать первый год {Набополассара, отца Навуходоносора}]: царь Аккад {Вавилон} оставил дом (когда) Навуходоносор (II), его старший сын (и) коронованный принц, отправился с походной {армией Аккад}. Он возглавил армию и повел ее на Каркемиш, что на берегу Евфрата. Он переправился через реку [неожиданно для армии египтян], которая располагалась лагерем около Каркемиша. […] Они сразились в битве. Армия египтян отступила перед ним. Он наступал и поражал ее и преследовал ее, и полностью обратил в бегство. В области Гаматх {вступая в пределы Израиля} армия Аккад догнала остатки армии {египтян}, которая сумела спастись бегством и не была побеждена. Они {армия Аккад} нанесли удар и поразили их (так что) ни один из египтян не вернулся домой. С того времени Навуходоносор (II) завоевал всю Га [матх] {или возможно толкование - Гаффу, Палестина}. Двадцать один год Набополассар правил Вавилоном. В восьмой день месяца Авон скончался. В месяце Элюль {месяц шестой, как раз перед седьмым} Навуходоносор (II) возвратился в Вавилон, {что означает, он прибыл тогда} и в первый день месяца Элюль он занял царственный трон в Вавилоне. В (его) accession год {вспомним, это был год перед следующим Нисан} Навуходоносор (II) вернулся в Гаффу {это Палестина, что подтверждает, что он до этого был в "Гаффе"}. До месяца Шебат месяц 11 он победным маршем {без сопротивления} вступил в Гаффу {Палестину, расшифрованный вариант}. В месяце Шебат он воздал почести Ваалу ({обычный весенний ритуал}) (и) устроил празднество Акиту". (Текст из Cuneiform Sources, Том 5, Ассирийские и Вавилонские Хроники, А.К. Грайсон, 1975, стр. 99, 100).
84) Период (четко отмеченный и подчеркнутый в стихе 12), как то же самое находим, сравнивая этот стих с Иер.34:7 и Иер.16:9, которые не содержат факта из Иер.25:11б