На Главную Исследования Библии
На протяжении всех веков своего существования на земле человек стремился достичь определенных благородных целей в своей жизни. Основные желания человечества определялись по-разному: стремление к жизни, к свободе, благосостоянию и счастью.
Государственные деятели пытались установить мир и добрую волю среди народов. Главы правительств добивались политической независимости, экономического и социального благополучия для своих стран. Поборники гражданских свобод выдвинули требования личных прав независимо от расы, цвета кожи или вероисповедания. Ученые создали производительные машины, облегчающие труд. Медики постоянно борются против болезней, чтобы улучшить и продлить жизнь человека.
Благородные люди всякого сословия во все века стремились облегчить участь человечества. Но что на самом деле достигнуто, несмотря на эту возвышенную цель улучшить судьбу людей?
Правда, последние столетия свидетельствуют о постепенном улучшении уровня жизни многих людей. Но достигнуто ли что-нибудь конструктивное в борьбе против основных причин человеческих проблем? Изглажены ли из сердца человека жадность, ненависть, эгоизм и другие скрытые грехи? Изменилась ли жизнь человека к лучшему за многие тысячи лет его истории на земле? Устранен ли страх экономической нищеты, войн, болезней, страданий или смерти?
Никто не отрицает, что эти основные недуги все еще причиняют боль человеческому роду и продолжались бы бесконечно, если б не вмешались иные силы, чтобы освободить человека из плачевного положения. Библия заверяет, что Бог не забыл нужду земных Своих творений и уже предпринял шаги, чтобы восстановить первоначальное совершенство человека.
Среди основных религий мира только Библия учит о буквальном воскресении мертвых. Хотя языческие религии учат о "жизни после смерти", однако они характеризуют эту жизнь как неистребимую вещь, которая, раз начавшись, никогда не прекращает свое существование. Смерть рассматривается, как переход в другую форму жизни, выше или ниже, не нуждаясь в воскресении. Вместо этого введено перевоплощение или переселение душ.
Противоположно этому Библия учит, что вечная жизнь была даром Создателя, и этот дар был утрачен по причине пренебрежения Божественной волей. "...Душа согрешающая, та умрет" (Иез. 18: 4). Библия описывает смерть как состояние, лишенное всякой жизни, как великого врага человечества (Еккл. 9: 5, 10; Пс. 145: 4; 1 Кор. 15: 25, 26).
Только благодаря благодати Божьей и искупительной заслуге Иисуса Христа индивидуальная жизнь может быть восстановлена через воскресение. Наибольшее обетование о Царстве находим в Св. Писании, где сказано: "...Будет воскресение мертвых, праведных и неправедных" (Деян. 24: 15).
Установление на земле божественного правления имеет целью благословить не только тех, которые окажутся в живых в то время, но и умерших: "Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божьего, и выйдут..." (Иоанна 5: 28, 29). Нигде, кроме Библии, нет такого утешительного заверения и надежды, гарантирующих всем возвращение их возлюбленных из гробов.
Тем, которым трудно поверить этим подробностям Божьего плана, ап. Павел говорит: "Почему вы (царь Агриппа) считаете невероятным для Бога воскресить мертвых?" (Деян. 26: 8). Всемогущий Бог, который был способен сотворить человека, также способен воссоздать (оживить) и восстановить его жизнь. Великая жертва Иисуса, удовлетворившая требование Божьей справедливости искуплением, гарантирует воскресение всего человечества. "Ибо, как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15: 22).
Божий план воскресения предусматривает постепенное пробуждение всех умерших в двух больших этапах. На первом этапе этим воспользуются последователи Иисуса, которые принадлежат к "первому воскресению": "Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет" (Отк. 20: 6). Следующий этап будет для остального человечества, для всех тех, кто получит благословение под правлением класса Церкви. Им будет дана возможность перестраивать свою жизнь в гармонии с указаниями введенных правил Христа.
Обратите внимание на эти две фазы воскресения, упомянутые в 1 Кор. 15: 22, 23: "Во Христе все оживут. Каждый в своем порядке: первый плод Христос, потом Христовы, в присутствие Его (в течение тысячелетнего правления)" (перевод Diaglott). Выражение "первый - плод Христос" включает весь класс Церкви, которому надлежит первое воскресение. Это подтверждается в Иакова 1: 18, где сказано: "Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым зачатком Его созданий".
Выражения "первый плод" и "первое воскресение" подразумевают, что будут еще другие плоды и "второе воскресение". Бог предопределил спасение не только для класса Церкви. В пророчестве о воскресении всего человечества Иов пишет: "Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?.. Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ; и Ты явил бы благоволение творению рук Твоих" (Иов 14: 14, 15). А Моисей так выразил это: "Ты возвращаешь человека в тление (наказание за грех), и говоришь: возвратитесь, сыны человеческие! (Потому, что жертва Христа совершила примирение за грех)" (Пс. 89: 4). Если воскресение коснется всего человечества, то возникает вопрос: "Какая разница между первым и вторым воскресением?" Главная разница, кроме очередности пробуждения, в роде достигнутого спасения. Классу Церкви обещана небесная награда, то есть перемена природы с человеческой к духовной (небесной). Духовные тела владеют большими способностями, что и нужно для тех, которые будут царствовать с Христом.
Для остального человечества не предусмотрена перемена природы, поскольку первоначально Бог запланировал иметь земное творение. Поэтому цель воскресения - восстановить утраченное совершенство в Эдемском саду. Человек будет восстановлен в его земном доме. Под руководством и надзором Христа и Его Церкви ему будет предоставлена возможность, через соблюдение справедливых законов Царства, вечно жить на земле.
Ап. Павел, перечисляя эти две категории спасения, которые будут обнаружены при воскресении, писал: "Не всякая плоть такая же плоть;.. Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных;.. Так и при воскресении мертвых: ...Есть тело душевное, есть тело и духовное,.. каков перстный, таковы и перстные (таковы и воскрешенные быть земными); и каков небесный, таковы и небесные (воскрешенные быть небесными)" (1 Кор. 15: 39-48).
В заключении имеем подтверждение самого Иисуса. Заметьте слова Его, записанные в Евангелии от Иоан. 11: 25, 26. Он доказывают, что всему человечеству будет предоставлена возможность для жизни при общем воскресении: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет; И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек". Стих 25 относится к последователям Иисуса в этой жизни: Всякий практикующий веру во Христа, хотя и подлежит (теперь) смерти, тем не менее, как обещано, будет обновлен к жизни при воскресении.
Стих 26 относится к общему миру человечества после воскресения в тысячелетии. Всякий уверовавший во Христа в то время и охотно принявший распорядок Божьего Царства никогда больше не умрет.
Несколько мест Св. Писания здесь заслуживают особого внимания. Эти места понимались так, будто неверующие воскреснут только для того, чтобы получить свой приговор и назначение обреченной судьбы. Но правильное понимание воскресения должно согласовывать все Божьи обетования, касающиеся конечного, благословенного исхода для человеческой семьи в течение тысячелетнего Царства. Взгляды, имеющие этот недостаток, не оценивают благородный план Бога восстановить умерших. Главная цель воскресения состоит в том, чтобы дать возможность желающим и покорным людям достигнуть вечной жизни.
Первый текст, который в целом ошибочно понимается, находится в Откровении 20: 5. На первый взгляд этот стих как будто противоречит многим Божьим обетованиям благословить человечество в течение тысячелетнего Царства. Общее воскресение мира ставится в самом конце тысячелетия, что не позволило бы никому воспользоваться царствованием Христа и Его Церкви. Там сказано: "Прочие же из умерших (кроме Церкви) не ожили, доколе не окончится тысяча лет".
Этот отрывок сомнительной достоверности, ибо отсутствует в Ватиканском и Сирийском манускриптах. Некоторые предполагают эту цитату неправдивой, которая могла не быть частью оригинала вдохновенной кн. Откровения. На этом основании они считают, что авторитет этого стиха не может считаться наравне с другими текстами Св. Писания.
Есть еще два стиха, которые также нужно проанализировать. Первый говорит: "Все находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и выйдут; творившие добро - в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения" (Иоан. 5: 28, 29). А второй, сходный этому, звучит: "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан. 12: 2). Оба эти места вкратце описывают два класса воскресения. Оба подчеркивают награду для праведных и наказание для нечестивых.
Исходя из этих текстов, спрашивается, какой вид наказания ожидает воскресших неверующих? Синодальный Русский перевод определяет это как "осуждение", "поругание" и "вечное посрамление". Греческое слово "krisis" в Иоанна 5: 29 переведено как "осуждение", а на самом деле означает "суд" ("Young's Analytical Concordance") (более точные переводы так и передают). Воскресение к осуждению никак не то же самое, что для суда. Это означает, что подлежащим суду будет предоставлено благоволение и Божья милость.
Еврейское слово "olam", переведенное в Дан. 12: 2 как "вечное", означает также "века", "неопределенное время". Поскольку речь здесь идет о неопределенном периоде времени, это всецело может поменять смысл текста. Поругание и посрамление, назначенные для неправедных, будут продолжаться только век или столько, сколько нужно для исправления путей. Принимая справедливые законы и порядки Царства, они будут иметь возможность постепенно улучшить свою репутацию.
В начале своего пробуждения этот класс поставлен в унизительное и позорное положение из-за извращенного характера и злодеяний прошлого. Через смирение и послушание законам Царства они смогут прогрессировать к лучшему. Если они полностью порвут с заблуждением своих путей и покажут полное послушание Господу, то позор прежних грехов уступит место признанию и уважению. Период "поругания и посрамления" для таковых придет к концу. Об этом классе Бог скажет: "Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более" (Иер. 31: 34). Таким образом, даже этот текст гармонизирует с общим смыслом Св. Писания относительно воскресения и суда.
В предыдущей дискуссии было установлено, что Божий план предусматривает воскресение и восстановление всех умерших людей на земле. Но некоторые люди практического подхода могут возразить возможности восстановления к жизни всех умерших на земле, ссылаясь на то, что не будет достаточно места, чтобы содержать их. Однако ниже будет показано, что эти опасения беспочвенны.
Верно, что через 200 лет (если ничего не будет предпринято) не останется достаточно места на земле для поддержания нормальной жизни (людей и других существ). Но также верно, что на сегодня имеется много пространства, чтобы поместить всех людей - живых и умерших. И хотя это заявление может показаться противоречивым, его можно легко доказать нижеприведенной таблицей о "малонаселенных континентах земли", а также таблицей о "густонаселенных частях мира" (Данные этих таблиц взятые из кн. "The World Almanac and Book of Facts" ("Густота Населения"), стр. 199, 439, 511, издание 1978г.)
Первая диаграмма показывает, что на сегодня некоторые континенты очень мало заселенны. Четыре континента имеют в среднем по 27 человек на квадратную милю. Средняя густота населения земного шара - около 69 человек на квадратную милю в среднем. Примерно такая же густота населения США. Но официальные исследования в этой стране показывают, что только 1% территории США использован для жизненных целей и еще 2% для производственных нужд. Подумайте, сколько незанятой территории может быть использовано человеком!
Вторая диаграмма показывает, что существует достаточно места на земле для уютной жизни одинаково для ныне живущих людей как и для всех умерших (когда они воскреснут). Подсчитано, что около 30 миллиардов людей жили когда-либо на земле - примерно за 6000 лет. Если 30 миллиардов людей равномерно распределить по всей земле, то 530 человек будет приходиться на одну квадратную милю.
Как ни странно, но эта цифра фактически ниже густоты населения многих стран сегодня, таких как Бельгия, Великобритания, Германия, Голландия, Япония, а также штатов Нью-Джерси, Массачусетс, и Род Айлэнд. Нужно отметить, что самый высокий уровень жизни сегодня имеется в странах, где густота населения превышает 530 человек на квадратную милю. Верно и то, что население мира, в целом, под правлением Божьего Царства без особого труда обеспечит себе высокий уровень жизни, ведь тогда вся экономика будет направлена на мирные цели, для пользы людей.
Поскольку доказано, что имеется достаточно площади для поддержания удобной жизни живущих теперь людей, а также всех умерших (за всю историю), становится ясно, что Божий план воскресения имеет смысл и осуществим. Но остается еще одно возражение, которое может быть выдвинуто: Возможно ли, с точки зрения агрокультуры, производить достаточно продуктов питания, чтобы накормить воскресшие миллиарды? Библия отвечает утвердительно и указывает на интересную вещь о том, как это будет сделано!?
У Михея 4: 1-3 читаем: "И будет в последние дни: гора (Царство) дома Господня поставлена будет во главу гор... И будет Он судить многие народы... И перекуют они мечи свои на орала и копья свои - на серпы". Здесь символическим языком сказано, что под божественным надзором народы направят свои огромные ресурсы на мирные цели - для прокормления и улучшения благосостояния восстановленного человечества, а не для войны.
Псалом 66: 4-7 заявляет: "Да веселятся и радуются племена! Ибо Ты судишь народы праведно, и управляешь на земле племенами... Земля даст плод свой (обильно)". Когда усилия человека будут разумно направлены на решение проблемы питания, когда современные методы земледелия будут применяться во всем мире, когда излишки будут употреблены, а не сожжены или уничтожены, и когда новые ресурсы энергии будут использованы для орошения пустынных и засушливых земель, тогда земля будет изобиловать (во всем). Как предсказано в Исаии 35: 1: "Даже пустыня будет ликовать и цвести как роза".
Тысячелетний период Царства можно рассматривать и с другой точки зрения. Библия говорит о времени, когда Бог будет "судить мир посредством предопределенного Им Мужа" (Деян. 17: 31). Вопреки традиционному мнению, "День Суда" (не "день страшного суда", страха и ужаса для всего человечества) - это период времени или целая эпоха. День суда, о котором говорит Библия, фактически то же самое, что тысячелетний день царствования Иисуса Христа. Хорошо описал его поэт:
"О, тысяча лет той земной славы!
Давно обещан нам сей срок;
Тот яркий славный свет Сиона,
Его предвидел ведь пророк".
("Песни тысячелетнего рассвета", номер 152)
Св. Писание изобилует упоминаниями насчет Судного Дня; оно уверяет, что это будет славное и приятное время, в котором люди будут благословлены. В 1 Паралипоменон 16: 31-33 сказано: "Да веселятся небеса, да торжествует земля... да радуется поле и все, что на нем. Да ликуют вместе все дерева дубравные пред лицом (присутствием) Господа; ибо Он идет судить землю".
Псалмопевец добавляет: "Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте... Да рукоплещут реки; да ликуют вместе (холмы и) горы пред лицом Господа; ибо Он идет судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы - верно".
Ап. Павел продолжает эту мысль о благословениях Судного Дня, говоря: "Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную,.. подав удостоверение всем (людям)" (Деян. 17: 30, 31). Не имело бы большого значения дать людям удостоверение о будущем суде, если это время для них неблагоприятно.
Дальнейшие доказательства об этом даны в Ветхом Завете. Бог выдвинул судей, чтобы навести справедливость и устранить притеснение среди Израиля. Под администрацией этих судей народ был благословлен. Как пример, смотри книгу Судей 3: 9-11. Относительно предстоящего Царства Бог обещал: "Опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как в начале" (Ис. 1: 26). Тогда благословения не будут ограничены только для Израиля, но будут излиты на все народы.
Мы верим, что День Суда будет периодом тысячт лет и будет посвящен научанию человечества путям праведности. Ап. Петр связывает День Суда с тысячелетием (2 Пет. 3: 7, 8). А в 9 стихе он говорит, что Бог не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию в течение этого периода. "Ибо угодно Богу, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2: 3, 4).
Процесс постепенного просвещения выражен словами: "Когда суды Твои совершаются на земле, тогда жители мира научаются праведности" (Ис. 26: 9). Евангелие будет таким ясным, что даже простак уразумеет и будет привлечен. "И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым, нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся" (Ис. 35: 8).
Некоторым вещам не будут учить: "Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Мих. 4: 3). При конце тысячелетия, когда уроки праведности окажутся полностью усвоенными, тогда "уже не будут учить друг друга, брат - брата и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь" (Иер. 31: 34). Тогда исполнится сказанное: "Ибо земля будет наполнена Господним осведомлением, как воды наполняют море" (Ис. 11: 9).
Однако небольшая группа неисправимых, которые во время тысячелетнего века не захотят делать прогресс к праведности, пожнет впоследствии "вторую смерть". В притче об овцах и козлах (Мат. 25: 31-46) они представлены как недостойные жизни и осуждены на "вечный огонь", который Откровение называет второй смертью. "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов - участь в озере, горящем огнем и серою; это - смерть вторая" (Отк. 21: 8).
По окончании тысячи лет воистину произойдет, "что всякая душа, которая не послушает Пророка Того, истребится из народа" (Деян. 3: 23). Бог не позволит маленькой кучке непослушных людей постоянно портить (губить) совершенство Своего сотворения. Разногласие с Богом ведет к образу жизни, который вредит себе и другим. Поэтому, справедливо быть наказанным "второй смертью" значит навеки быть отсеченным от жизни и быть преданным забвению.
Осуществленный общий план Божьего спасения будет доказательством для всех, что Бог является успешным Творцом человеческого рода. Евангельский Век дан для спасения Церкви: "Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения" (2 Кор. 6: 2). Предстоящий Тысячелетний Век будет благоприятным временем для обращения мира: "И Дух и невеста говорят: Приди! И слышавший да скажет: Приди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром" (Отк. 22: 17).
При завершении грандиозного Божьего плана большинство из громадного множества людей, когда-либо родившихся на свет, достигнет вечной жизни. "Богатство моря обратится к Тебе" (Ис. 60: 5).
Некоторые христиане возражают такому взгляду насчет Судного Дня. Они считают, что дать людям второй шанс достигнуть спасения маловероятно и неоправданно. Они не видят глубины Божьей любви к Своему творению, и ограничивают Его спасение только для класса Церкви. Поскольку Церковь призывается в настоящем веке, они считают оправданным, что спасение ограничится этой жизнью.
Только подумать, каким ограниченным окажется действенность Божьего плана для тех, кто так понимает. Подумайте об огромном числе людей, родившихся до христианской эры, которые никогда не слышали об Евангелие или имени Христа. Неужели они обречены на вечную смерть лишь потому, что родились в другую эру?!
Подумайте о миллиардах, до которых на протяжении христианской эпохи никогда не дошло Евангелие. Также подумайте о другом, бесчисленном количестве людей, недоумевающих над противоречивой информацией, которая всюду проповедуется. Неужели и эти должны навсегда быть потерянными?!
Осуществление подобного взгляда позволило бы только малому числу людей воспользоваться Божьим спасением, только тем, которые удостоились стать членами класса Церкви. Большая же часть человечества, в силу обстоятельств от нее не зависящих, родилась бы только для того, чтобы умереть. Таким образом, Бог окажется весьма неудачным Творцом, если такому малому проценту посчастливится достигнуть вечной жизни. Поэт проник глубже в план Бога, когда написал:
"Ведь любовь у Бога крепче,
Нежли разум у людей,
У Предвечного ведь сердце
Милосерднее, теплей.
Ты в Писании прочти,
В Бога много к нам любви.
Умаляют люди сами
Милосердие Христа,
Превышают месть и злобу,
Ее нету у Христа.
Ты в Писании прочти,
Что пред Богом все равны".
("Песни тысячелетнего рассвета", номер 296).
Основной вопрос касательно Судного Дня для всего мира таков: Будет ли это действительно тысяча лет благоприятной возможности (так называемой второй шанс) достичь морального и духовного критерия праведности или же просто 24-часовой день, предназначенный только для того, чтобы повторно произнести грешникам приговор и вернуть их к обреченной судьбе!? Доказательства из Св. Писания достаточно удостоверяют, что люди (каждый в отдельности) никогда не имели настоящего шанса или благоприятной возможности достигнуть жизни. Но искупительная заслуга Иисуса Христа гарантирует это всем людям.
Только Адам, праотец человеческого рода, был поставлен на испытание жизни. В результате его неудачи все его потомки ввергнуты в участь смерти. По логике и по справедливости искупительной жертвы ожидается, что если в Адаме весь его род был обречен, то во Христе все также искуплены. Ап. Павел сказал: "Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие" (Рим. 5: 19).
Имеются и другие доказательства, которые показывают, что человечество не могло иметь полную, справедливую и благоприятную возможность достигнуть вечной жизни. Св. Писание говорит, что каждый потомок Адама "в беззаконии зачат и во грехе рожден" (или воспитан) (Пс. 50: 7). Исходя из этого, можно ли сказать, что под бременем унаследованных недостатков греха имеется хоть какая-то надежда?! О настоящем периоде времени написано: "Тьма покроет землю, и мрак - народы" (Ис. 60: 2). Только Тысячелетний Век устранит эту тьму, которая держит народы во мраке: "И (Бог) уничтожит на горе (царстве) сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах" (Ис. 25: 7).
Ап. Павел поясняет, почему так мало людей принимает настоящее Евангелие в этом веке. Это происходит по причине ослепления, которое препятствует людям (2 Кор. 4: 4). Откровение показывает, что эти вредные влияния будут удалены во время тысячелетия (Отк. 20: 2, 3).
В кн. Иеремии есть еще одно пророчество, которое указывает на контраст между настоящим веком и веком Царства. "В те дни уже не будут говорить: "Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах - оскомина. Но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет" (Иер. 31: 29, 30). Сегодня это верно по причине "отцов" (наших прародителей, вплоть до Адама), "которые ели кислый виноград" (пренебрегли Божий закон и грешили), поэтому "у детей на зубах - оскомина" (нам приходится отвечать за них и нести на себе следы их греха).
В период Царства с этой поговоркой будет покончено, она исчезнет. Тогда воистину если кто и умрет, то "умрет за свое собственное преступление". Благоприятная возможность для жизни будет сугубо индивидуальным делом. Никто не понесет наказание за преступления предков.
Есть и другие места в Библии, освещающие характер Судного Дня. Например, притча об овцах и козлах из Мат. 25: 31-46. Эта притча говорит о том, кто будет судить, кого будут судить и что лежит в основе суда.
Во-первых, кто будет судить? В притче сказано: "Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним,.. отделит одних от других". Из этого текста вытекает, что судить будет Христос; а другие тексты показывают, что класс Церкви в то время уже будет прославлен вместе с Ним и будет участвовать в деле суда. Например, 1 Кор. 6: 2 говорит: "Разве не знаете, что святые будут судить мир?"
В этой притче "святые ангелы" представляют Церковь. Греческое слово "angelos" переведено "ангелы" и буквально означает "посланники "или "поверенные", которыми в данном случае являются воскресшие святые. Подобное выражение находим в послании к Кол. 3: 4, где сказано: "Когда явится Христос, наша жизнь, тогда и вы явитесь с Ним во славе".
Поскольку класс Церкви участвует в деле суда, то становится ясным, что те, которые будут судимы, это остальное человечество, не достигшее спасения в Евангельском Веке. Овцы и козлы представляют два класса - послушных и непослушных, которые будут формироваться в течение Дня тысячелетнего Суда.
Те, которые охотно будут подчиняться Божьим законам и будут стремиться преодолеть греховные склонности, будут соответственно награждены. "Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (стих 34).
Притча в дальнейшем показывает, что те, которые не восхотели изменить пути свои, принять Божий "закон любви" и быть полезными для других, будут обречены на вторую смерть, символически показанную в вечном "огне": "Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный" (стих 41). Это согласуется с вышеприведенным текстом, "что всякая душа, которая не послушает Пророка Того, истребится из народа" (Деян. 3: 23).
Еще одна картина Судного Дня должна быть рассмотрена. Она описывает мертвых, судимых "по написанному в книгах": "И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были... и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими" (Отк. 20: 12).
Содержат ли эти книги донесение всех поступков людей (добрых и недобрых), совершенных при этой жизни? Мы так не думаем. С Божьей точки зрения все люди уже осуждены через Адама. Поэтому, никто не удостоился бы жизни на основании своих дел. "Нет праведного ни одного" (Рим. 3: 10).
Эти книги являются символом воли Божьей. По мере раскрытия книг открывается также воля Божья для людей. На протяжении Судного Дня книги постоянно будут открыты как образец для людей, чтобы согласовать свои дела "с написанным в книгах". Это гармонизирует с тем, что написано в Иоиля 2: 28: "И будет после того, изолью от Духа Моего на всякую плоть".
Ныне книги Библии великолепно являют волю Божью. Однако их понимание остается тайной для большинства людей. В течение тысячу лет принципы истины и праведности, содержащиеся в них, вполне будут понятыми всеми. Окончательное решение суда для мира будет основываться на том, как люди будут воспринимать и прислушиваться к тому, что "написано в книгах" - после того как они станут ясными для всех.
Имеют ли большое значение дела нынешней жизни, если в том периоде всем людям будет дана полная благоприятная возможность? Конечно имеют! Каждая мысль и каждое действие имеют прямое влияние на характер, который формируется теперь. Каждый человек при общем воскресении будет иметь те же самые привычки, мысли и мотивы, которые были у него до того, как он умер. Его прогресс к праведности во время Судного Дня в большой мере будет зависеть от приобретенного характера в теперешней жизни. Эти привычки, укоренившиеся в нем, будут или полезными, или будут ему препятствовать в день его испытания.
Библия говорит, что дела и поведение в этой жизни не забыты. "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет" (Гал. 6: 7). "А который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, много спроса будет" (Лук. 12: 48).
Для людей, которые стараются поступать правильно в этой жизни и применять "золотое правило" в своих действиях, сравнительно легче будет слушаться требований Божьего Царства (Мат. 7: 12). А с другой стороны те, которые сознательно избегают поступать правильно и многократными злодеяниями сожгли свою совесть, имеют в своем характере склонность делать зло - имеют это глубоко укоренившимся. Им будет весьма трудно изменить свои пути и будет тяжело под справедливым "железным жезлом" Христа, которым Он будет управлять народы.
Насчет этого последнего класса написано: "Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых, и не будет взирать на величие Господа" (Ис. 26: 10). Исходя из этого, всем нужно и полезно стремиться поступать правильно, иметь хорошее моральное поведение в этой жизни, чтобы обеспечить себе благоприятный исход для жизни в День Суда.
Такова картина великого Дня Суда над миром. Правильное понимание этого предмета вызывает восхищение, славу и хвалу для Бога, Который это запланировал. По-видимому, нет более важной черты в этом плане спасения, чем высота и глубина Божьей доброты и любви к Своему человеческому созданию.
Нам ничего не остается, кроме как стоять в благоговейном страхе пред долготерпением и милосердием нашего Бога, "Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины". "Как непостижимы суждения Его и неисследимы пути Его!" (1 Тим. 2: 4; Рим. 11: 33).