На Главную Исследования Библии
"И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло" (Откровение 21: 4).
"Надежда вечно бьет ключом в груди человека", - писал Александр Поуп. И это верно, когда идет речь о стремлении человека к миру во всем мире. Когда мы просматриваем страницы истории, каждая из них запачкана кровью тех, которые пали жертвой в непрерывной борьбе народов.
"За всю историю имеется небольшая разница в частоте войн. Период с 1496г. до н. э. до 1861г. н. э. - это 227 лет мира и 3130 лет войны. История западной цивилизации (со времен Греции и до созыва "Лиги Наций") показывает в среднем только два года перерыва между войнами, хотя отдельные страны могут иметь другие показатели" ("Collier's Encyclopedia" (глава "Войны").
Без всякого сомнения, важным источником надежды человека на достижение мира является сообщение ангелов, данное при рождении Иисуса и записанное в Ев. от Луки 2: 14: "На земле мир, (и) к людям благоволение" (перевод KJV). На протяжении многих лет христиане твердо верили, что это Библейское сообщение относится к людям "Евангельской эпохи". Почти все проповеди во время "Рождества" были на тему неминуемого мира для всего человечества в результате христианского влияния.
Эти обетования поддерживали огонь надежды живым. Но каждый раз они кончались глубоким разочарованием, когда народы прибегали к войне, чтобы силой решить свои разногласия. Некоторые даже отказались от своих Церквей, потому что эти обетования и эти надежды никогда не были реализованы, а были грубо попираемы.
Являются ли пророчества относительно "общего мира" на земле только фантазией, на деле неосуществимой? В наше время исследователи Библии пришли к заключению, что эти пророчества не ошибочны, но нужна поправка к их применению. Теперь стало ясным, что обещания в Библии о "мире" относятся к Тысячелетнему Веку, когда Царство Божье будет установлено на земле. Нигде Слово Божье не говорит, что обетования насчет общего мира на земле относятся к нынешнему Евангельскому веку.
Есть много доказательств, которые говорят в пользу такого вывода. Сам Иисус сказал Своим ученикам, что одним из доказательств Его возвращения будет волнение, борьба, состязание при конце (Евангельского) века: "Услышите о войнах и о военных слухах... ибо надлежит всему тому быть... Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство" (Мат. 24: 6, 7). Каждый раз в анналах истории раздаются призывы: "Приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят (все пригодные для войны и), поднимутся (быть наготове) все ратоборцы" (Иоил. 3: 9, 10). Не лучше ли предположить, что "мир на земле и добрая воля", упомянутые при рождении Спасителя, не наступят, пока не придет Сам Князь мира в Своей славе и великолепии? Тщательное рассмотрение пророчеств показывает, что только Царство Божье с божественным правительством сможет установить прочный мир и гармонию на земле. Только благодаря применению Божественной силы и благодаря Его вмешательству в дела человека, жители земли смогут пребывать в мире со своими ближними.
Прежде всего, обратим внимание на два пророчества, касающиеся рождения Иисуса. В Ев. от Луки 2: 14 сказано: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, благоволение к людям". Это становится понятным, когда сверяем с тем, что написано в Исаии 9: 6, 7: "Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество (правительство) на раменах Его, и нарекут имя Ему... Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела".
Обратите внимание, как в пророчестве о рождении Иисуса мир неотделим от установления владычества или царства. Когда Иисус был на земле, Он выразительно сказал, что Его Царство не должно быть установленным тогда. (Иоан. 18: 36). И это не произойдет до тех пор, пока человек высокого рода, из притчи о десяти минах, не вернется, чтобы начать Свое царствование (Лук. 19: 11-27).
Кто-то может спросить: Каким способом Царство Божье приведет к условиям для всеобщего мира на земле? Это будет достигнуто принудительным внедрением принципов справедливости и критериев праведности как в местном, так и в международном масштабе. Вначале божественная сила нужна, чтобы низвергнуть противление всякой власти и силы. "Придите и видите дела Господа, - какие произвел Он опустошения на земле: Прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжег огнем. Остановитесь и познайте, что Я Бог: (Я) буду превознесен в народах, (буду) превознесен на (всей) земле" (Пс. 45: 9-11).
До тех пор, пока Бог не "будет судить многие племена и обличит сильных народов в отдаленных странах", до тех пор человек не поймет, что нужно проводить в жизнь Божьи постановления (Мих. 4: 3). Бог определил навсегда положить конец войнам. А неисчислимые страдания и ужасы, причиненные ими, должны прекратиться и никогда не повториться.
Чтобы осуществить это дело, потребуется правительство "железного жезла", и это будет сделано Христом и Его прославленной Церковью (Пс. 2: 6-12). Насчет того времени Писание говорит: "И поставлю суд мерилом и правду весами" (Ис. 28: 17).
Чтобы порвать с прежним образом жизни - с насилием, несправедливостью и войнами, - потребуются очень взыскательные условия повиновения. Только таким способом народы пойдут на уступки, "и перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы". Только тогда, когда наступит Тысячелетний Период, "не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Мих. 4: 3). Когда наступит "господство тысячелетия", жители земли очень скоро заметят и будут ценить Его благословения, ибо Царство Божье обеспечит покой и безмятежный мир для всех людей. Даже следы страха будут устранены. "Кроткие наследуют землю и насладятся изобилием мира" (Пс. 36: 11).
"Во дни Его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе пребывает луна. Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли" (Пс. 71: 7, 8).
"Каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их" (Мих. 4: 4).
"Они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей (во всем Царстве Моем), говорит Господь Бог" (Ис. 65: 25).
Чем дальше продвинется дело этого Царства и будет сделан прогресс, тем больше люди будут благодарны за милосердие и необъятную любовь Создателя. В результате этого они охотно будут вовлечены творить Божью волю. У них появится склонность от чистого сердца помочь своему ближнему и любить его как самого себя. Когда таким образом произойдет изменение в нраве человека, тогда мир и гармония станут очевидными.
Сказанное уже не будет принуждением Божественного повеления, а станет желанием человека, станет неотъемлемой частью его перерожденного сердца. "После тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом" (Иер. 31: 33).
Теперь падшее состояние человека является препятствием для установления мира (на земле). "Характер человека является причиной и составной частью в разжигании войн. Психологическая причина войн состоит в эмоциональных чувствах, которые составляют сущность падшего человека. При возникновении недоразумений гнев, вспыльчивость, агрессивность, жадность, предубеждение орудуют и ведут к конфликтам" ("Collier's Encyclopedia" (глава "Войны").
Но, слава Богу, эти отрицательные эмоции будут замещены любовью, доброжелательностью, любезностью, щедростью и бескорыстием - когда жители земли научатся праведности под правлением Царства. Всякое препятствие, которое мешает установлению прочного всеобщего мира между людьми, будет устранено.
"Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле. И делом правды будет мир, и плодом правосудия - спокойствие и безопасность вовеки. Тогда народ мой будет жить в обители мира, и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных" (Ис. 32: 16-18).
Вечная жизнь - это высшая надежда и мечта человека. Станет ли она когда-нибудь реальностью? Есть ли что-нибудь об этом в Божьем плане? Да, Библия говорит, что есть. Но не таким способом, как многие думают. Традиция, со своими корнями в паутинной сети языческих философий, наставляла людей, что они по своей натуре бессмертны. Говорят, что когда человек умирает, то на самом деле он не проходит через смерть или прекращение жизни, а просто переходит в другую форму жизни, выше или ниже. Библия отвергает такую концепцию простым заявлением: "Душа согрешающая, та умрет" (Иез. 18: 4, 20).
"В могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Еккл. 9: 10).
"Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают" (Еккл. 9: 5).
"Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот (же) день исчезают все помышления его" (Пс. 145: 4).
Первый человек, Адам, был одарен физическими способностями жить вечно. Он был сотворен совершенным, окружен эдемской средой, обеспечен всем, что нужно, для поддержания его жизни. От него требовалось только одно: Бог желал, чтобы Его человеческие создания изъявили полное послушание Его повелениям. В случае непослушания их ожидала смерть, "ибо возмездие за грех - смерть" (Рим. 6: 23). Через падение Адама весь человеческий род отдан ужасному врагу - смерти.
"Ужасы смерти внушают страх всем людям. Не только из-за боли, которая часто сопровождает смерть, а также разложения тела и таинственного исхода, но, прежде всего вследствие разрыва близких отношений. Этот ужас породил убеждение в неминуемости смерти, которое сказывается в постоянных попытках избежать ее, вопреки неизменным неудачам. Представленная картина отчаянного нежелания человечества мириться с крайними условиями существования является наиболее жалким состоянием в истории человека" (Джеймс Хастинг, "Смерть и предрасположенность к смерти", "Энциклопедия Этики и Религии").
Да, человек имеет большое основание бояться смерти, поэтому на протяжении истории он пытался отсрочить ее реальность. Первые землепроходцы Американского континента старательно искали Источник Юности (эликсир жизни). Они полагали, что он находится в Новооткрытом Мире. В наши дни исследователи в отрасли медицины ищут то же самое средство продлить жизнь человека. И в какой-то мере удалось достичь успеха.
Прогресс медицины и гигиены сыграл большую роль в увеличении продолжительности жизни человека отдельно и в целом. В начале 19-го столетия средняя продолжительность жизни (в США) еле доходила до 45 лет. А к 1950г. продолжительность уже была около 70 лет ("Collier's Encyclopedia", "Longivity "). Факт, что приблизительно 150 000 людей умирает ежедневно, показывает, что невозможно избежать рокового исхода вне замыслов и устройств любящего Бога. После появления смерти и бесплодных усилий человека устоять против нее, остается только один правдивый источник надежды - Библия. Она говорит о любящем Боге, Который определил общий план спасения. В Его плане предусмотрено воскресение для всех умерших людей, чтобы дать им благоприятную возможность достигнуть вечной жизни на человеческом уровне.
Как было подчеркнуто выше, искупительная жертва Иисуса Христа гарантирует эту благоприятную возможность для всех. Вспомните текст из 1 Тим. 2: 5, 6: "Человек Иисус Христос, предавший Себя для искупления всех, в предназначенное время будет удостоверено" (KJV). Должным временем для этого удостоверения и случая воспользоваться выбором для достижения вечной жизни является период Царства Тысячелетнего Века.
Когда всем людям будет предоставлена индивидуальная возможность жить (вечно) в тот великий, тысячелетний День Суда, тогда для всех будет одно правило: "Приклоните ухо ваше, и придите ко Мне; послушайте, и жива будет душа ваша" (Ис. 55: 3). Подчинение справедливым принципам Божьего закона будет ключом для прочного счастья всех людей.
Все искупленные, если они пожелают жить вечно, должны будут охотно прислушаться и приспособиться к этим законам. Только так "осуществится желание всех народов", и человек, наконец, удовлетворится миром, счастьем и жизнью без конца. (Агг. 2: 7).
Комментируя продолжительность жизни в Тысячелетии, Иисус сказал: "А сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых... умереть уже не могут" (Лук. 20: 35, 36). Что Иисус подразумевал под этим заявлением? Понимается ли это, что когда воскресшие будут восстановлены в полной мере совершенства, в условиях Царства Божьего, они станут бессмертными? Мы так не думаем.
Смерть, как сущность или как принцип будет существовать всегда. Возможность для человека умереть по причине пренебрежения своим Создателем будет существовать на протяжении нескончаемой вечности. Из заявления Иисуса можно понять, что после краткого испытания в конце тысячелетия уже никто из искупленных не будет отступать от Бога. (Отк. 20: 7, 8).
Спрашивается, откуда нам известно, что большинство людей будет повиноваться Богу после установления Царства, если Адам первоначально не устоял? Очевидно опыт жизни даст свое. Человечество будет иметь двойной опыт пережитого. Теперь, в этой жизни, испытывая на себе зло и последствия неповиновения, а потом, в Период Тысячелетия, - вкушая добро и преимущества от повиновения требованиям Божьим. На фоне такого пережитого опыта, человек охотно выберет служить Богу в праведности и жить вечно.
Когда Божий план спасения осуществится, тогда класс Церкви и мир человечества воспользуются благословениями вечной жизни. Однако есть большая разница в характеристиках и природе этой (вечной) жизни. Бессмертие, в полном смысле этого слова, будет дано только классу Церкви. Вечная, человеческая или смертная жизнь, будет долей для человеческого мира.
Класс Церкви унаследует форму жизни наподобие той, какой владеет сам Бог, великий Источник жизни. Бог является духовным существом, который по Своей сущности владеет наивысшей формой жизни, бессмертием, божественной природой. Это форма жизни в самом себе; она не зависит от какого-либо источника, она неиссякаема и неистребима. (Иоан. 4: 24; 5: 26; 1 Тим. 1: 17; 6: 16).
Кто может претендовать на такую жизнь? Библия говорит, что бессмертием владеет только Бог, Иисус Христос и класс Церкви. Бессмертие никогда не упоминается в связи с общим человечеством. Бессмертие является наивысшей формой награды за верность для тех, "которые (терпеливым) постоянством в добром (Божьем) деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную" (Рим. 2: 7), ведь "дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них сделались причастниками Божеского естества" (2 Пет. 1: 4).
Но какая жизнь, именуемая вечной, будет предложена человечеству? Им будет дана жизнь, в которой смерть является возможной. Ныне эти слова (смертная жизнь) употребляются неверно, описывая состояние человека, где смерть неминуема. Все вокруг нас свидетельствует о неизбежной смерти. Это ведет к выводу, что смертные существа должны обязательно умирать. Но это верно только сегодня, в условиях, где доминирует грех и смерть. Скоро это прекратится, когда в Божьем Царстве "последний враг - смерть, истребится" (1 Кор. 15: 26).
Смертность тогда будет состоянием вечной жизни, состоянием совершенного человека, при котором жизнь будет продолжаться без конца - столько, сколько человек будет соблюдать повиновение своему Создателю. Эта жизнь всегда будет зависеть от высшего источника своего существования. Как уже было сказано, смерть всегда будет возможной, но не обязательной, и даже маловероятной.
Кроме достижения вечной жизни, человеку достанутся в этом Царстве еще другие благословения. Подумайте на миг о плачевном состоянии человечества за все века. Подумайте о нищете, о душевной боли, о страданиях, о болезнях, о притеснении и эгоизме, которые приводили в отчаяние падшего человека. Все это следы несовершенства, которые сопровождали смерть и были с человеком до могилы.
Когда человечество освободится от оков смерти (по мере того, как люди придут к гармонии с путями Божьими), постепенно будут устранены также другие следы греха. Ночь (великих) страданий минует, а большинство людей искренне будет искать Божьего избавления. "Ибо на мгновение гнев Его, а жизнь - в благоволении Его: ночь проходит плачем, а на утро радость" (Пс. 29: 6, KJV).
Благословение этого Царства не будет исключительно в вечной жизни. Все люди постигнут невиданную радость. Страдание, болезни и горе уйдут и будут воспоминаниями прошлого, никогда больше не принося вреда славному состоянию человеческого совершенства. "И ни один из жителей не скажет: "я болен"; народу, живущему там, будут отпущены согрешения" (Ис. 33: 24). "И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло" (Отк. 21: 4).
По благоволению Божьему на утро тысячелетия начнется воскресение, начнется суд праведности, всеобщий мир, вечная жизнь и освобождение от всяких страданий и болезней. В такой обстановке, которая превзойдет все страстные надежды реформаторов и мечты философов всех веков, люди действительно будут счастливы!
"Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне и в степи потоки... И возвратятся искупленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся" (Ис. 35: 5, 6, 10).
Мы рассмотрели установление Божьего Царства на земле, не имеющего себе подобного в истории мира. В полном смысле предстоящее Царство является восстановлением того, что было вначале, когда человек был сотворен. Первые главы Бытия описывают установление первого царства и обстоятельства, которые привели к его уходу. Заключительные главы Откровения образным языком рисуют восстановление этого царства и его блестящих условий для человека.
Процесс возвращения отчужденного человечества к согласию с Богом назван искуплением или примирением. Потребность в искуплении является фундаментальным учением Библии. В ней многократно повторяется, что падшему человеку нужен Искупитель, жертвенная деятельность Христа и, наконец, приход Царства, как инструмент осуществления необходимого примирения. Сегодня, во многих кругах, простое библейское учение о падении человека, о его состоянии нынешнего отчуждения от Бога считается смешным и слишком примитивным, чтобы в него верить. Оно не принимается в расчет, отвергается подлинность отчета кн. Бытия о том, как грех вошел в мир, а сама книга считается мифологией и ценится исключительно как шедевр литературы. Человек изображается прогрессирующим к возвышенному положению - за счет собственных усилий. Но как далеко это отличается от того, что говорит Св. Писание! Книга Бытие показывает, что Адам был создан умственно и морально по образу Божьему. Он был помещен в прекрасном окружении, в раю, "на востоке Эдема", который изобиловал растениями для поддержания его жизни. Ему было доверено владычество над всеми животными - будь это на суше, в воздухе или в море. По существу, Адам был царем земного царства, которое Бог установил для него.
Его беседы с Богом в вечерней прохладе свидетельствуют о его близкой связи и общении со своим Создателем как одного из Его сыновей на уровне человеческого существования. Такова картина того Божьего Царства, в котором был совершенный покой и гармония между Создателем и человеком.
Но как быстро эта сцена изменилась после прегрешения! Адам утратил право жить в земном раю, созданном для него. С тех пор ему полагалась терна и волчцы, а также труд в поте лица. В условиях смерти началось физическое, умственное и моральное разложение. Каждый день отодвигал его все дальше от начального состояния совершенства.
В обстоятельствах осуждения и несовершенства он также утратил привилегию прямого общения со своим Создателем. Таким образом, он лишился навсегда первоначального Божьего Царства и земного рая, за исключением, если б любящим Богом был предпринят план спасения.
Таков отчет кн. Бытие о сотворении и падении человека. Если это является простой мифологией, на которой нельзя полагаться как на вдохновенном Слове Божьем, тогда выдающиеся люди христианской Церкви говорили обман. Иисус цитировал случаи, упомянутые в кн. Бытие, например у Матфея 23: 35, когда Он приводил об Авеле, и у Матфея 24: 37, когда Он говорил о Ное. Выдающийся ап. Павел подтвердил правдивость отчета о сотворении. Он пишет: "Первый человек Адам стал душою живущею" (1 Кор. 15: 45). Кому мы должны верить? Правильнее присоединиться к Иисусу Христу и ап. Павлу, которые признали кн. Бытие подлинной. Нужно отметить, что те, кто пытается дискредитировать достоверность этой книги, не имеют более достоверного источника.
Другое возражение выдвинуто теми, которые отрицают потребность человека в искуплении. Они аргументируют, что Бог попросту должен был простить человеку его первый плохой поступок. Таким образом, если отчет о падении человека в Эдемском саду подлинный, то Бог не должен был лишить человека Своей благосклонности. Такое возражение на первый взгляд выглядит правдоподобным. Но основной вопрос состоит в том, мог ли Бог простить заблудившееся человеческое творение без необходимой жертвы искупления?
Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно ознакомиться с основным принципом Божьего характера и тем, какое место должно быть для человека в Его плане. Библия описывает Бога как невидимое духовное существо. Он владеет выдающимися качествами Своего характера, которые находятся в совершенном равновесии. Главные из них - мудрость, справедливость, любовь и сила. Эти качества постоянно действуют совместно во всем, что Бог делает. Будучи Великим Сувереном вселенной, Бог ведет все Свои дела в совершенной гармонии с этими четырьмя основными качествами.
Подумайте, как Он мог просто так простить проступок человека!? Божественная мудрость сразу же увидела бы опасность такого последствия. Бог первоначально предупредил, что в случае отрицательного выбора будет смерть. А теперь, если Ему отменить это, другие Божьи разумные творения, включая людей, заключили бы, что Бог непостоянный, Его слова не заслуживают доверия. Но Библия ясно говорит: Что у Бога "нет изменения и ни тени перемены" (Иак. 1: 17).
Божественная справедливость указывает на Бога как законодателя вселенной. Бог является великим Царем многих созданий, которые находятся на разных уровнях своего существования. Пренебрежение человеком справедливых законов Творца означало бы мятеж в одной части необъятной вселенной. Поэтому стало необходимым строго придерживаться установленного закона. Можно ли применить одну меру справедливости для человека и другую - для прочих созданий? Вовсе нет. Божественная справедливость требует одного критерия для всех. Все, без исключения, должны быть в согласии с волей Божьей.
Божественная любовь была за то, чтобы помиловать человека. Милосердие и сострадание Бога уже определило способ удовлетворения Его строгой справедливости. Решение было найдено в плане спасения, сосредоточенном в искупительной жертве за Адама. Сын Божий добровольно взял на себя ответственность выполнить эту задачу (навсегда умереть за Адама и его род).
Он должен был пройти через изменение Своей природы от духовной к человеческой - чтобы стать равноценным Адаму в его совершенстве, а потом чтобы принести Свою жизнь в жертву искупления. "Вы искуплены... драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира (прежде появления человеческого общества "kosmos")" (1 Пет. 1: 18-20; Евр. 10: 5-7). Только таким образом Божья справедливость может быть полностью удовлетворена, ибо совершенная человеческая жизнь принесена за проступок Адама.
Таким способом, Адам не лишится жизни навсегда, но будет восстановлен в день воскресения на основании заслуг Искупителя. И конечно, не только Адам, но и весь человеческий род вместе с ним извлекут пользу из такого мероприятия. Предприняв такой метод, Бог начал проводить дело искупления. Этот метод содержит в себе логику, которая одновременно удовлетворяет требования справедливости и всевозможные возражения. Это план, в котором согласуются все качества Божьего характера. А выдающаяся сила Всемогущего Бога гарантирует довести это дело до конца.
Таким образом, понятно, что впоследствии человек будет помилован. Но прежде ему нужно пройти путь, который даст ему ценные уроки пренебрежения воли Бога. Это - тропинка, которая ведет от гибели Адама к оправданию во Христе.
Если "доктрина искупления" является фундаментальной, тогда для подтверждения этого в Библии должны быть дополнительные доказательства. Эти свидетельства должны указывать на нынешнее падшее состояние человека, на предпринятые Богом методы искупления и восстановления, и на конечный результат осуществления такого плана. Вначале обсудим некоторые тексты, чтобы установить, действительно ли человек находится вне гармонии с Богом.
"Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение,.. непослушанием (или пренебрежением) одного человека многие сделались грешными" (Рим. 5: 18, 19).
"Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Эллины, все под грехом, как написано: "нет праведного ни одного... Все совратились с пути" (Рим. 3: 9-12).
"Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога!?" (Иак. 4: 4).
"Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы кровью Его, спасемся Им от гнева" (Рим. 5: 8, 9). Не является ли вывод из этих цитат достаточным доказательством? Все люди изображены грешными, неправедными, во вражде с Богом и под осуждением Его гнева, за исключением класса Церкви. Все преданные и посвященные верующие оправданы и считаются приемлемыми в глазах Бога на основании их веры в искупительную жертву Иисуса. Все остальные отделены от праведности и совершенства Бога, и целиком осуждены Его правосудием. Первоначально единственным отделяющим фактором между Богом и человеком был выбор смерти вследствие пренебрежения воли Отца. А теперь, в результате многих лет греховного отчуждения и порочного деградирования, человек все дальше и дальше удаляется от образа и подобия Бога.
Но через искупительную жертву Иисуса Христа всем людям гарантировано пробуждение из мертвых. Как было сказано выше, все возвратятся из своих гробов с тем же характером, который развился у них при этой жизни. Даже самые благородные люди имеют в своем характере некоторую меру несовершенства.
Если бы Бог не предусмотрел определенных действий, всем людям пришлось бы вскоре снова умереть. Их несовершенство препятствовало бы повиновению божественной воле и означало последующее отвержение. Благодарение Богу, в Его плане предусмотрено временное прибежище для всех людей в течение тысячелетнего Царства. Иисус Христос и Его Церковь будут играть роль посредника между Богом и человеком. Они будут действовать подобно Моисею при введении "Завета Закона" с израильским народом. До учреждения этого завета Бог велел Моисею взойти на гору Синай, чтобы непосредственно от Него получить скрижали Закона.
Перед тем, как объявить Закон народу, Моисей окропил скрижали Закона кровью животных, принесенных в жертву. Если бы Израильтяне соблюдали требования этого Закона в полном повиновении воли Божьей, они бы достигли вечной жизни.
Вся картина с Израилем изображала великие и славные мероприятия. Иеремия 31: 31-33 говорит: "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... После тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом".
Бог заключит Новый Завет с людьми, начиная Израилем и затем охватывая все племена земли. Вместо Моисея в качестве посредника Нового Завета будет Христос и Его Церковь: "Иисус - ходатай Нового Завета" (Евр. 12: 24). "Бог, Иисусом Христом примирил нас с Собою и дал нам служение примирения" (2 Кор. 5: 18). Иисус и класс Церкви будут на горе Сион (символ духовной фазы этого Царства), управляя его делами и внедряя его законы. Вместо крови животных будет заслуга крови Иисуса, которая сделает возможным удалить грехи мира через Новый Завет. Этот Посредник будет внедрять законы и порядки Царства, а также будет оказывать помощь тем, которые будут стремиться прийти к полному познанию истины. Таким образом, все будут осведомлены о своих привилегиях вернуться к гармонии с Богом и заслужить вечную жизнь. Иеремия далее говорит: "И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: "Познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более" (Иер. 31: 34).
Есть еще другой красивый образ важного дела по устранению греха в период этого Царства. Это изображено испытаниями Израиля под (старым) Заветом Закона. Чтобы компенсировать бессилие народа в соблюдении требований Закона Бог учредил жертвы скинии, которые образно очищали народ от его грехов. Первосвященник приносил в жертву определенных животных, которые были угодны Богу в качестве примирения за грех. По окончанию всесожжения этих жертв первосвященник выходил из скинии и являлся пред собранием всего народа благословить его.
Библия называет Иисуса великим Первосвященником (Евр. 4: 14), а истинных Его последователей - Своими священниками (Отк. 20: 6). Верность в жертвовании собою (класса Церкви в течение этой жизни) делает их компетентными быть священниками в период тысячелетия. Будучи священниками Бога, они будут царствовать с Иисусом, чтобы реализовать цель благословения возвратившихся из гробов масс людей.
Обучаясь путям праведности и действуя в согласии с этим обучением, человечество постепенно будет восстанавливаться к первоначальному состоянию совершенства, представленного в Адаме. К концу тысячелетия люди полностью будут очищены от всякого несовершенства, способные стоять непосредственно перед Богом, не нуждаясь в посреднике.
Есть интересный текст в Св. Писании, говорящий о потерянном владычестве человека и упускаемый из виду многими христианами. Это место находится у Деян. 3: 20, 21: "Он (Бог) пошлет предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен восстановления всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков издревле". Здесь ясно сказано, что второе пришествие Христа связано с благословениями восстановления - реставрирования всего, что было утрачено падением человека.
Заметим, что этот текст не имеет отношения к Церкви, поскольку ей обещано нечто новое - награда божественного естества. Этот текст относится ко всему человечеству, которое будет иметь восстановление того, что было утрачено - совершенной человеческой жизни в ее изобилии. В течение периода восстановления (реституции) человек обретет свое первоначальное состояние совершенства - умственное и моральное подобие Бога, владычество над землею и гармонию со своим Создателем.
Это говорил не только ап. Петр, ибо он сказал, что об этом Бог говорил устами всех святых Своих пророков от начала мира. Как странно, что многие христиане не поняли, что эпоха этого царства была предназначена быть благословением для пользы человека.
Другие тексты Св. Писания уточняют, что класс Церкви будет использован для осуществления восстановления человека. Цель избрания Церкви не была лишь в том, чтобы дать ей радости небесного блаженства, но и в том, чтобы стать Божьим орудием и благословить все племена земли.
Одно из ранних свидетельств имеется в Ветхом Завете в обетованиях Бога благословить Авраама. Господь Бог сказал: "Благословлю тебя и умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря... И благословятся в семени твоем все народы земли" (Быт. 22: 17, 18). Позже ап. Павел пояснил, что упомянутое "семя" в этом обещании это Христос и Его Церковь. Он писал:"Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово, и по обетованию сонаследники" (Гал. 3: 29).
Как Христос и Его Церковь будут претворять в жизнь благословения всех племен земли? Главные особенности этой работы, которую предстоит выполнить во время тысячелетнего Царства, уже были упомянуты. Эти методы и их особенности суммированы в Исаии 49: 8-10. Там сказано: "Так говорит Господь... Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, и сказать узникам: "Выходите", и тем, которые во тьме: "Покажитесь". Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их. Не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их, и приведет их к источникам вод".
В словах этого текста скрыты дорогие жемчужины истины. Он охватывает весь размах работы примирения, проведенной Христом и Его прославленной Церковью. По плану Божьему Церковь показана в своей должности Посредника (Нового) Завета для народа. Благословения Нового Завета будут не только для тех, которые окажутся в живых в то время, но и для тех, которые находятся в гробах.
Привилегией класса Церкви будет сказать узникам, находящимся в оковах греха, невежества, предубеждения и смерти: "Выходите!.. Покажитесь!" Другими словами, здесь выражается дело воскресения мертвых, а также последующее обучение, которое будет доступно для всех в период Царства.
Тогда жители (земли) "не будут терпеть голода и жажды" не только из-за обилия буквальной пищи, но также из-за того, что они будут питаться и поддерживаться истиной Божьего Слова. Процесс наставления и суда вернет все человечество на путь к Богу и гармонии с Ним.
"Тогда наступит конец, когда Он передаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть" (1 Кор. 15: 24-26).
Какой "конец" упоминается здесь? Безусловно, не конец времени или конец земли, а конец завершения тысячелетнего правления Христа и Его Церкви. Это кульминационный пункт Божьего великого плана спасения, показывающий момент, когда земные творения полностью будут очищены и приведены к совершенству, утраченному при падении человека.
Когда посредническое правление достигнет своей цели, тогда посредник будет не нужен. А когда Христос передаст Царство Отцу, тогда человек опять будет стоять непосредственно пред своим Творцом и пользоваться всеми привилегиями сыновнего состояния на человеческом уровне. Примирение между Богом и человеком будет завершено.
"Боже! Будь милостив к нам и благослови нас; освети нас лицом Твоим, дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое. Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя все народы. Да веселятся и радуются племена! Ибо Ты судишь народы праведно, и управляешь на земле племенами... Тогда земля произведет изобилие свое; и Бог, наш Бог благословит нас, именно наш Бог благословит нас; и все пределы земли будут бояться (уважать) Его" (Пс. 66: 2-8, KJV).