Комментарий Откровения 2. Послание Ангелам Ефесской, Смирнской, Пергамской и Фиатирской церкви

Книга Откровение 2.
Послание Ангелам Ефесской, Смирнской, Пергамской и Фиатирской церкви

__2:1_-«Ангелу Ефесской церкви напиши» - «Ефес» означает первый или «желанный». Период, в котором жили апостолы. В том периоде верующие были первыми плодами собирания на евангельской ниве – следующими после нашего Господа.

«Желанный» - Желательное состояние духовной жизни. Первая любовь, ревностность и заинтересованность в Господних делах. Были готовы положить свои жизни ради Истины и Христа. «Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие». (Деян.5:41). «…Слушать вас более, нежели Бога?» (Деян.4:19).

Подобное духовное состояние испытывают многие христиане в начальном периоде своего служения Господу – «Вспомните прежние дни ваши». (Евр.10:32-35).

Ангел – апостол Павел.

АНГЕЛЫ СЕМИ ПЕРИОДОВ ЦЕРКВИ:

1 – Ефес – посланник ап. Павел.

2 – Смирна – Посланник ап Иоанн.

3 – Пергам – Посланник Арий.

4 – Фиатира – Посланник Петр Вальдо.

5 – Сардис – Посланник Иоанн Виклиф.

6 - Филадельфия – Посланник Мартин Лютер.

7 – Лаодикия – Посланник Ч.Т. Рассел.

- «так говорит» - Христос Господь.

- «Держащий семь звезд» - Семь реформаторов, которых Господь использовал для передачи Библейских Истин в каждом из семи периодов Церкви.

Число 7 означает полноту и может иметь применение ко всем учителям, которые правоверно представляют Божье Слово, а в притче «О пшенице и плевелах» представлены как «рабы домовладыки».

- «в правой руке Своей» - Состояние милости. Они удостоились особой милости Господа, чтобы могли давать надлежащий свет Истины для других членов Тела Христа – Церкви, необходимое для утверждения их веры в Божьи обещания и оживления надежды соучастия с Христом в Его славе.

Уже вспоминали (Отк.1:16), что наш Господь представлен как «Солнце», а реформаторы как меньшие светила приравнены к «звездам». «Разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда». (Дан.12:3).

- «ходящий посреди семи золотых светильников»- «Семь светильников» - Полная Божья Церковь.

«Ходящий посреди» - Так представлено Господнее наблюдение и опека над верными членами Его Тела во всех семи периодах развития Церкви.

«Золотых» - Здесь золото символизирует Божьи обещания, которые принадлежат верным членам Церкви – обещания награды божественной природы тем, кто окажутся победителями в веке Евангелии.

__2:2_- «Знаю дела твои» - Господь знал поступки первых христиан, с какой ревностью они старались подражать Ему в следовании Его путем.

- «и труд твой» - Их деятельность, их служение Евангелии. Не имели типографий, чтобы распространять в больших количествах напечатанное Божье Слово, не имели автомобилей, радио, телевидения, магнитофонов и т.д., а имя «Иисус» прославили по всему свету. Поэтому Господь сказал: «Знаю труд твой». Он знал их усилия и труд ради Евангелии, интересовался всем тем и очень ценил.

- «и терпение твое» - Их терпение было выставлено на зрелище общества и достойно подражания. «Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее». (Евр.10:32-34).

- «и то, что не можешь сносить развратных»- Некоторые их тех, кто отступали от Истины, поименно перечислены: Александр медник, Гименей, Филит, Димас и др. (Фил.3:2; 2 Фес.3:2,3; 2 Тим.3:13).

- «испытал тех, которые называют себя апостолами» - Были такие, которые присваивали себе авторитет апостольства. Такое посягательство сохранилось до сегодняшних дней, поскольку и в современном христианстве есть такие, которые утверждают, что имеют так называемое «наследие апостольское» и восседают на «престоле Петра».

- «а они не таковы» - «Но являются ложными учителями, алчно притязающие на власть и верховенство, которые имели двенадцать апостолов».

` [Д-763]. Господь призвал и выбрал на то положение двенадцать, и только такое число было предвидено.

- «и нашел, что они лжецы» - Поскольку Божью Истину представляют в ложном свете и претендуют на непогрешимость. Только 12 апостолов имели авторитет передачи верующим непогрешимых Истин, поскольку только им Господь дал такую прерогативу: «Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». (Мф.16:19; 18:18). Кто присваивает себе такой авторитет (право), является фальшивым апостолом и лжецом. (2 Кор.11:13-15; Гал.1:7).

«Испытал» - «Только первичная Церковь имела дар различения духов, в таких случаях как с Ананием, Сапфирой, Симоном, Елимом» - (Ком.).

__2:3_- «Ты много переносил» - Трудностей ради Евангелии Христовой. «…Хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне». (1Кор.4:9-13).

- «имеешь терпение» - Анализируя условия ефесского периода должны признать, что живущая в то время Церковь выделялся особой терпеливостью. 2 Кор.4:7-18; 11:23-29). Для нас дается совет для выработки такого же качества – (Евр.10:36; 12:1; Иак.1:3,4; 5:10,11; 2 Пет.1:6).

- «и для имени Моего трудился» - Труд для Господа было единственным их занятием, Оставили все остальное, лишь бы рассевать имя Христа – Его Евангелию.(2 Кор.6:4-11; 1 Фес.2:9; 2 Фес.3:8).

- «и не изнемогал» - В служении Господу и в молитве. (Рим.12:11:13; Евр.13:15). Наш труд для Господа не принесет плода, если ему не будет сопутствовать молитва. Пусть примером того будет миссионерское служение нашего Спасителя, Которого каждый шаг и каждое дело сопровождалось молитвой.

__2:4_- «Но имею против тебя» - Уже первый период заслуживал на некоторое порицание от Господа, по поводу того, что некоторые начали хвалиться и превозноситься над другими.

- «что ты оставил первую любовь свою» - Первая живительная любовь. Опыт нам подсказывает, что как только где-то проявляется соперничество и желание превосходства, там исчезает дух Христа, дух любви. Такое проявление заметил Господь в ефесском периоде, и дает по этому поводу напоминание. [КВ.-212]. (Гал.1:6-8).

__2:5_- «Вспомни, откуда ты ниспал» - От простоты Христовой. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». (Мф.11:29). Господь для нас во всем должен примером.

Также и апостолы являются для нас примером. Они понимали, что только благодаря кроткому Назарянину были Его посланниками и имели то обязательство – представлять Его кротость и смиренность. (2 Кор.1:12; 11:3; Деян. 2:46). Слова этих текстов предостерегают нас перед опасностью потери духа любви, духа кротости и обличать таковых, чтобы нас не постигло напоминание «имею против тебя». Поэтому, «Вспомни, откуда ты ниспал».

- «покайся» - если заметил, что твоим сердцем овладело иное чувство, нежели любовь и смирение, и скоро старайся его удалить, иначе оно может стать причиной твоего духовного упадка. Возьми себе для предостережения тех, кто совратились с пути Истины и погрязли в плотских порочных помышлениях.

- «и твори прежние дела» - Молитва и раскаяние, это первое, что должны сделать преткнувшиеся, если хотят пребывать в союзе с Господом.

- «а если не так, скоро приду к тебе» - Здесь не идет речь о втором пришествии Господа, о котором Он часто говорил Своим ученикам. (Иоан.14:3; 21:20-23). Но здесь подразумевается, что Господь может создать такие обстоятельства и так направить ход событий, чтобы встряхнуть христиан ефесского периода, а особенно тех, которые охладели и потеряли свою первую горячую любовь к Богу, к Господу Иисусу Христу и к Истине. [КВ.-212].

- «и сдвину светильник твой с места его»- Их постигли такие испытания, что были рассеяны. И если в результате этого одни потеряли живительную силу, то другие были побуждены к большей ревности в служении своему Господу.

` Пример: Евреи имели обычай вешать на светильник разные украшения, которые падали, если светильник поколебать или встряхнуть – это видимо указывает, что то, что не является частью светильника, оно отпадает, когда приходят потрясения и испытания. Представленное в этом примере имело свое исполнение не только в ефесском периоде, но и в течение всего Евангельского века.

- «если не покаешься» - Если отступник своевременно не придет к Отцу с покаянной молитвой, с просьбой о милости и прощении за совершённый грех.

__2:6_- «Впрочем то в тебе хорошо» - Все же есть достойное одобрения; есть то, что говорит в твою пользу; поэтому еще имеешь Мое признание.

- «что ты ненавидишь дела Николаитов» - Секта Николаитов возникла, как некоторые полагают, от Николая, одного из семи диаконов. (Деян.5:36).

Николаит означает – победитель или владыка, имеющий власть над людьми. Представляет всех тех, кто «господствуют над наследием Божиим». (1 Пет. 5:3).

- «которых и Я ненавижу» - Не признает их как Своих представителей, таковы – не Господни, если не исполняют условий добрых пастырей, которые не пекутся о благе Господнего стада, не водят овец на добрые пастбища, а напасают только себя и видят в своем служении только земную пользу.

__2:7_- «Имеющий ухо да слышит» - Чтобы мог принять Божье Слово без предубеждения и понять то, что в нем написано. (Мф.11:14,15; 13:9,43).

«Есть уши, а не слышит». (Иер.5:21; 6:10; 2 Тим.4:3,4).

- «что дух говорит церквам» - Всей Церкви. Всем собраниям. Говорит те самые слова, которые так часто использовал Христос Господь.

- «побеждающему» - Побеждающая Церковь Евангельского века.

Следует обратить внимание на характеристику испытаний, какими отличались отдельные периоды развития Церкви. Они были пророчески предсказаны и приспособлены к нуждам каждого периода, чтобы выделить Господних победителей. К каждому периоду были обращены слова: «Побеждающему». Это нас убеждает, что такие побеждающие находились во всех семи периодах. Церковь Христа составляется только из побеждающих. Никто иной там не найдется.

В чем состоит победа? Есть многие вещи, которые нам следует побеждать. При рассмотрении отдельных периодов вспомним, чтМ именно нужно побеждать, с чем или кем надлежит бороться и против чего выступать.

Новое Творение имеет три злейших врага, это: мир, плоть, и сатана. (См. 1 Иоан.2:13,14).

«Побеждающему» - Самого себя, духа мира и методы сатаны.

- «дам вкушать от древа жизни» - Извлечь пользу из искупления. Победители, относящиеся к «малому стаду», получат особенную форму жизни. Господь Бог в Своем деле искупления уготовил для них жизнь в бессмертии, т.е. жизнь, не зависящая ни от каких условий. (2 Тим.1:10; 1 Кор.15:53).

- «которое посреди рая Божьего» - Славное владение, которое люди получат в Божьем Царстве; Христос Господь является центром того Царства, Он будет посредничать между Богом и людьми. (Деян.4:12). Церковь также будет причислена к тому Посреднику. (5 Мой.18:15,18; Деян.3:20-23; 7:37).

«Раем» был назван сад в Едеме, в котором находилось дерево жизни – то самое название Св. Писание применяет к «новой земле» когда настанут благословенные времена реституции, и вся земля станет раем. (Отк.22:1-5).

__2:8_- «Ангелу Смирнской церкви напиши»- Второй период развития Божьей Церкви. [Годы: 73-325] Времена гонений Церкви языческим Римом. Посланником (ангелом) того периода был апостол Иоанн. Был глашатаем Божьих Истин в том периоде. Наиболее возлюбленный Господом апостол. Пережил всех апостолов. Как подают записи, умер в Ефесе.

Во время гонений был крепкой поддержкой для ненавидимых всеми христиан. Когда Римские кесари Нерон, Домициан и Трайан развязали против христиан террор, то ап. Иоанн был для верующих как бы надежной твердыней, придавал им духовной силы словом и примером в переносимых страданиях ради Христа.

Его ученики, такие как: Поликарп, Игнатий, Папиас вспоминали в своих письмах, что когда он (Иоанн) уже не мог трудиться, и даже не имел силы устоять на ногах, то его приносили на носилках на собрания молитв и изучение Божьего Слова; Он неустанно повторял напоминание братьям: «Дети, любите друг друга!» Это был апостол любви. Сегодня такой был бы очень кстати.

«Смирненской церкви» - Смирна означает горечь. (73-325). Указывает на жестокие гонения, которые переносила Церковь во втором периоде своего развития, которые закончились только во времена императора Константина, когда тот принял христианскую веру. Это воистину была горечь страданий. Привязанных к столбам женщин обливали смолой и поджигали, и они служили светильниками для освещения дороги, которой проезжал Нерон. При Домициане мученической смертью погибло 40 тысяч христиан. Молодых девчат раздевали публично донага, а затем бросали на пожирание диким зверям. Следует отметить, что этот период не имел упреков от Господа, подобно как и шестой.

- «так говорит Первый и Последний» - Единородный Сын Божий. Непосредственно рожденный от Отца. Начало творения Божия. (Иоан.1:1-3: 17:5; Кол.1:15).

«Последний» - Потому все остальное было сотворено при посредничестве Логоса. (Кол.1:16,17. 1 Кор.8:6).

- «Который был мертв» - Отдал Свою жизнь в искупительную жертву для умилостивления грехов наших, чтобы искупить нас от приговора смерти. (Мф.20:28; 1 Тим.2:6).

- «и се, жив» - Силой Божьей был поднят из состояния смерти к жизни. (Дея.13:30; Галл.1:1; Кол.2:12; 1 Пет.1:3; Еф.1:20; Деян.2:29-36).

[Это выражение сообщает утешение и надежду для притесняемых и страдающих мучеников Господних.]

__2:9_- «Знаю твои дела» - Что были заслуживающими одобрения, что Церковь в том периоде вела достойную борьбу веры и честная в служении Господу. Помимо ужасающей тьмы и отсталости, находясь в среде языческого идолопоклонства и нижайшего уровня моральности общества – они были примерными последователями своего Учителя, живыми письмами Христовыми. 2 Кор.3:1-3).

- «и скорбь» - Суровые испытания. Само название «смирна-горечь» подразумевает это. Сколько же горечи и сколько испытаний пережил Божий народ в том периоде!.. Это свыше человеческого разумения, что столь достойные люди имели к себе такое варварское отношение и должны были столько выстрадать.

- «и нищету» - Были бедными в материальном отношении. Церковь состояла из бедного класса людей. Евангелия достигала в большинстве класс людей необеспеченных т убогих. (1 Кор.1:26-28).

- «впрочем ты богат» - Духовным богатством, сокровищами вечными, небесными ценностями: богаты в Боге, в вере, и добрыми делами. (1 Тим.6:18,19; Иак.2:5; Еф.1:18; 2:7).

- «и злословие от тех, которые говорят о себе, что они иудеи» - Интересное определение: называть себя иудеем было кощунством.

` ВОПРОС: К кому относились эти слова?

` ОТВЕТ: К христианскому духовенству, которые переняли еврейские церемонии и практики. [В-342-343] – «Когда участь Иерусалима была окончательно решена Адрианом (В 135 г.), Евреи уже не имели надежды на его восстановление и возрождение их самоуправления и их храмового служения, эти самые пастыри и учителя стали внушать своим овцам и стараться убедить их в том, что они являются преемниками (наследниками) прав, принадлежащих еврейскому священству; что теперь они предстают пред ними в качестве Понтифа (Наивысшего, или Перво-священника), со всеми его правами, а служения еврейских священников были приняты в подобной, но еще более усовершенствованной форме высшим духовенством христианской церкви».

«Иудеи» - духовные Израильтяне.

- «а они не таковы» - Не являются духовными Израильтянами - «Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля». Рим.9:6; «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога». Рим. 2:28-29. Упомянутое здесь обрезание сердца означает отвержение дел плоти и отделение от мирских вещей, что выразительно противоположно практике христианского духовенства, которое добивалось и добивается влияния в институциях управления этим миром. Христианское духовенство внешне уподобились еврейскому священству (в одеяниях и взимании дани), но внутренне (в желании исполнять Господни заповеди) таковыми не были. Только внешне походили на (Иудеев) верующих. А это есть хуление против Господа, и Он говорит что знает тех, кто такую хулу совершает.

- «сборище сатанинское» - интересно, что периоды 2 и 6 совпадают в определении. Как в периоде Смирны, так и в Филадельфии имеется определение «сборище сатанинское» (Отк.3:9). Похоже также, только для этих двух периодов Господь не применил порицания.

ВОПРОС: Каким образом является «сатанинским сборищем»? ОТВЕТ: Потому что были совращены сатаной и стали слепы на все, что правильно и справедливо. И далее исполняется то, о чем сказал ап. Павел: «у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет Евангелии». Сатана ослепил умы людей в том значении, что представил им злое как доброе, тьму как свет и заблуждение как правду. Коварным способом овладел умами не только простого люда, давая им вместо Истины предрассудки и суеверия, но также и тех, кто были (и есть) учителями.

__2:10 – «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть» -Это сказано для подкрепления веры, как бы протянутая рука тем, кто были поставлены на испытания и жестокие страдания; когда жертвы облекали в звериные шкуры и бросали на пожирание голодным псам; когда раскаленным докрасна железом истязали беззащитных христиан – к ним были обращены слова утешения: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить». Мат.10:28. Не бойся положить жизнь за истину.

- «вот диавол» - Римская держава, которая по своим жестоким гонениям была наиболее сатанинской из всех правлений. (Ком.)

ВИДЕНИЕ ДАНИИЛА – (Дан.7:2-7). Лев, медведь, барс – к их характеристикам приравнены правления Вавилона, Мидо-Персии, Греции. [А-303-304] «Зверю четвертому Даниил не дает определенного названия. Был он настолько жестоким и у4жасным, что несравним был ни с каким земным зверем. Иоанн в Откровении, видя того самого зверя, (правление) также был в затруднении, какое дать ему название; и окончательно дал ему несколько, и между прочими названиями, называет его «диаволом». – Отк.12:9. Он подобрал самое подходящее название – потому что, когда присматриваемся к кровавым гонениям, то без сомнения, римское было наиболее сатанинским правлением на земле. Даже в его перемене из языческого на папский иллюстрирует одну из главных характеристик сатаны, потому что переменяется, чтобы выглядеть (христианство) как ангела света. Потому что Рим переменился с языческого на христианский, сохранив сатанинские признаки».

- «Вот, диавол» - Языческий Рим отождествлен с диаволом, потому что все, делал, делал под его диктовку.

- «будет ввергать из среды вас в темницу»- Ограничит вашу свободу и возможность служения Богу. Это исполнилось также и буквальном значении, потому что многие христиане были лишены свободы и находились в заключении.

- «и будете иметь скорбь дней десять» - «Относится к самым жестоким гонениям, которые имели место во время правления Диоклетиана в течение 10 лет, т.е. с 303 года по 313». (Ком.) 17 тысяч было замучено только в течение одного месяца. Только в Египте было замучено около 150 тыс., 700 тысяч умерло от истощения, будучи приговоренными к изгнанию, и т.д. При его правлении неизмеримость жестокости и террора достигли такого предела, что только диавол был способен решиться на такое мерзкое дело.

- «Будь верен до смерти» - Не оставляй порученного Господом дела, ради поиска тех удовольствий, которые обещает мир. При нашем посвящении обещали быть верными, и надлежит стараться быть такими, особенно, что сегодня не переносим таких испытаний, какие были в Смирненском периоде, поэтому нашу верность должны проявить и показать в ежедневном сложении жизни ради братьев. Наш Господь был верен своему Отцу в земном посланничестве, чтобы сложить свою жизнь за Адама и весь человеческий род. И такая же верность требуется от Его последователей.

- «И дам тебе венец жизни» - Жизнь на высшем уровне, врожденную – бессмертие. Жизнь, ничем не обусловленную, жизнь на Божественном уровне. Христос Господь получил такую жизнь после воскресения, и такая жизнь обещана верным членам Церкви.

(Иак.1:12) «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его». (Тим.4:8) «Готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его».

__2:11_- «Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам» - Напоминание внимательного слушания Господнего голоса.

- «побеждающий» - Победитель в веке Евангелии. (1 Иоан.5:4; Иоан.16:33) Имеющий духа святости и его качества. (1 Иоан.2:15-17) «Мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».

Манна 8.09; 20.06. Побеждающий в страхе и терпении.

- «не потерпит вреда от второй смерти» - наказания для неисправимых грешников. Смерти, из которой уже не будет никакой надежды возврата к жизни. Вреда от второй смерти потерпят многие, как неверные из теперешнего века, так и в Тысячелетии. Теперь те, которые вкусили сил будущего века, (Евр.6:4-6), осведомлены о Божьих распоряжениях, получили задаток наследия (духа), и освящены истиной – если бы отвратились, поступая подобно язычникам, и подражая делам мира, такие получат наказание второй смерти; такому же наказанию подвергнутся в Тысячелетии неисправимые грешники. Вторая смерть будет порукой и гарантией порядка в «грядущих веках» Божьего Царства, так как все существа, кроме Церкви, будут иметь жизнь на условиях верности и послушания. Церковь, подобно как Глава Церкви, (Христос) обретет жизнь в бессмертии. (Иоан.5:26, Отк.20:6).

__2:12_-«И Ангелу Пергамской церкви напиши» - Пергамен означает земное возвышение. Указывает на период преобладания заблуждений. (Годы 325 – 1160). И так 835 лет. Это был довольно длительный период, в котором папство возрастало в силе, возносясь все выше, обрастая в земные почести и славу, прельщаясь человеческими амбициями и желаниями. Арий – посланник того периода. Его миссия во время возникновения и развития папства имела большое значение. Он выступал против догмы о тройце. Делал различие между Богом и Сыном, что Сын был ниже Отца и что был Отцом сотворен (рожден).

Созванный в 325 году собор в Нике, состоявший из 318 епископов, осудил учения Ария и признал его еретиком. Арий был предан проклятию и приговорен на изгнание, а его книги сожжены.

- «так говорит» - Христос Господь.

- «имеющий острый с обеих сторон меч» - МЕЧ – Слово Божие, Истина. (Евр.4:12).

Насколько острым был тот меч Божьего Слова, которым владел Арий перед Константином и епископами, созванными на собор в Нике, доказывает, что было признано и одобрено избавиться от достойного старца и приговорено к изгнанию его в Балканские горы, в наиболее неблагоприятное на свете место. На том соборе установлена догма о тройце и «Апостольский уклад». Тот период был насыщен различного рода дискуссиями, апологиями, нападками, упреками, обвинениями, оправданиями и т.п. в делах предписаний и догм веры. Имели место постоянные стычки между сторонниками схизмы (отступничества) и правоверными последователями Иисуса.

__2:13_- «Знаю твои дела» - Истинные христиане противостояли языческим идеям, которые внедрялись в том периоде принявшими христианство языческими священниками, которые не хотели терять своего влияния на народ. Поэтому для видимости принимали христианство. Признавались христианами, но культивировали свои обычаи и языческие верования. Такое двуличие обличалось истинно верующими, за что навлекали на себя серьезные испытания.

- «и что ты живешь там» -Положение верных в данной ситуации было трудным, потому что им пришлось жить в среде притворного и безбожного христианства.

- «где престол сатаны» - сатана постановил основать свою столицу на христианском грунте, и это ему вполне удалось. Христианские священники как узурпаторы присваивали себе божественные почести, что видимо и было намерением сатаны. (Ис.14:12-14; 2 Фес.2:3,4).

- «и что содержишь имя Мое» - Верные признавали Иисуса как «Главу», а Отцом свом признавали исключительно Бога, несмотря на постановление называть римских епископов «папа», т.е. отец церкви, а всякому осмелившемуся не исполнять этого постановления грозило преследование законом.

- «и не отрекся веры Моей» - Несмотря на угрозы и постановления епископов они сохранили веру Иисуса и не поддались натиску.

- «даже в те дни» - В Пергамский период. С 325 до 1160 года, когда папство с железной решительностью приобретало влияние в мире, установило свои догматы веры, полностью пренебрегая исследованием Священного Писания. Такое состояние продолжалось в течение двенадцати столетий. Это были «те дни».

- «в которые у вас, где живет сатана» - В отступнической церкви. Здесь решил основать свою резиденцию, чтобы осуществлять свои губительные планы. Свою стратегию направил против тех, которые старались служить Богу и Христу.

- «в которые… умерщвлен» - Божье Слово было заменено догмами и предписаниями веры. Свидетельства Священного Писания были отменены.

- «верный свидетель Мой» - Два свидетеля, Ветхий и Новый Заветы, облеченные во власяницу (в ветхие одежды) - Отк11:3. Библия была книгой запретной, потому что она всегда давала верное свидетельство про Господа.

- «Антипа». (В оригинале пишется Антипас) Анти – против. Papas – папа. Тот (или то), кто выступает против папства.

а) Антипа – Божье Слово. Оно выступает против той системы, указывает на ее заблуждения и осуждает ее за превозношение и отступничество от евангельских основ.

б) Антипа – Те, которые не соглашались с ложными учениями и деяниями папской системы.

(Страж - 1946.1.10) Вопрос: Какой свидетель был умещвлен? Ответ: «В этом стихе подано его имя «Антипас». В греческом слово анти означает против, а «папас» отец. Пергамский период церкви относится к времени, когда жестокие гонения на церковь (упомянутые в предыдущем послании – Отк.2:8-10) закончились и началась эра возвышения церкви, которого кульминационным пунктом стало учреждение папства и наделение духовенства титулом «духовных отцов». Так что следует понимать, что в том периоде возвышения церкви были некоторые верные свидетели Господа, помнящие Его слова: «Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» Мф.23:9, и сопротивляющиеся превозношению духовенству со «святым» отцом во главе.

Умерщвление «Антипаса» может означать: 1) – Что те, кто сопротивлялись превозношению церкви и духовенства, были гонимы до смерти. (Костры инквизиции). 2) – Что в конце пергамского периода все то оппозиционное движение, анти-папское сопротивление, было умерщвлено, папство было сформировано и духовенство приняло звание «духовных отцов», которым до сих пор пользуются и чванятся, вопреки ясному запрету Господа Христа.

Иными словами можно сказать, что свидетельство Божьего Слова «Отцом себе не называйте никого на земле» (Мф.23:9), было умерщвлено или отменено. Таким же образом было отменено много других постановлений Священного Писания. (Мф. 23:9,10; 1 Тим.3:2).

__2:14_- «Но имею немного против тебя» - Против истинной Церкви пергамского периода.

- «потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама» - Валаам представляет тех, которые учат заблуждениям ради материальной прибыли. Относится к духовенству, к любящим деньги и власть. Апостол Иуда о таких говорит: «…предаются обольщению мзды, как Валаам». Валаам был возвещающим орудием Господа, но оказался неверным, потому что, прельстившись деньгами, согласился проклинать избранный народ Божий. (4 Моисея, главы 22-24).

- «который научил Валака» - Дал ему совет, чтобы Израильтяне участвовали в религиозных обрядах, совершаемых Мадианитянами; подобно и христианские священники приняли языческие практики и приучили их исполнять своих прихожан.

- «ввести в соблазн сынов Израилевых» - Ввести в соблазн означает расставить силки, опутать. Соблазненные мужи Израиля совершили прелюбодеяние с Мадиамскими женщинами.

Символическим прелюбодеянием есть связь церкви с государством; соединение вещей духовных с мирскими, религии с политикой.

- «чтобы ели» - Усваивали и признавали это за истину.

- «идоложертвенное» - Ложные учения, перемешанные с понятиями языческих верований, и почитание их божков. Мадиамские женщины хитростью заманили мужей Израильских к участию в языческих обрядах, что было вопреки Божьему наказу «Да не будет у тебя иных богов пред лицем Моим… не поклоняйся им». Подобно папство, зная о своем мощном влиянии на народы Европы, поощряло те народы к исполнению языческих культовых обрядов и предавалось духовному прелюбодеянию.

Это указывает на грех против Святого Духа.

- «и любодействовали» - Духовное любодейство есть также общность, или участие в делах тьмы. Это жизнь по мирскому укладу. Многие христианские проповедники именно таким образом поступают.

Особенное любодейство было совершено, когда церковь объединила свою власть с господствующими мирскими властителями.

__2:15_- «Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов»- Смотри объяснение (2:6).

Грехи, к которым привел Израильский народ Валаам, были образом на грехи, которые совершаются учениями Николаитов. Доктрина Николаитов – это учение об обладании властью и верховенством в церкви. Это есть «…господство над наследием Божиим», что вопреки апостольскому наставлению (1 Пет.5:3).

В Ефесском периоде (2:6) говорится, что ненавидит их дел, а здесь, что учения. Как жизнь пастырей по образцу мира, так и искажение библейских доктрин сурово осуждается Господом.

__2:16_- «Покайся» - Чтобы тебе не совратиться окончательно и не погрузиться на самое дно духовного упадка.

- «а если не так» - Если не обратишься с ложного пути.

- «скоро приду к тебе» - В том самом Пергамском периоде. Здесь речь не о втором пришествии Господа.

- «и сражусь» - Обрати внимание! Когда Господь должен прийти второй раз, «беззаконник» должен быть убит (2 Фес.2:8), а здесь говорится о сражении, которое Господь имел вести со сторонниками учения Николаитов.

- «с ними» - С неверной и не желающей покаяться номинальной церковью, которая вознамерилась уже в этой жизни царствовать над миром.

- «мечем уст Моих» - Мечом обоюдоострым. Учением Священного Писания. Это сражение Господь вел посредством Вальденсов, которые остро выступали против отступничества папства от простоты и чистоты первичной Церкви. (Еф.6:17; Евр.4:12).

__2:17_- «Имеющий ухо (слышать) да слышит»- Немного находится таких, кто имеет уши к слушанию Божьего Слова.

- «побеждающему» - Побеждающей Церкви, 144000 ее членам.

- «дам вкушать сокровенную манну» - Манна была хлебом, падающим с неба, для поддержания жизни Израильтян. Она представляла хлеб жизни – самого Христа. «Сокровенная манна», которая была в золотом сосуде в Ковчеге Завета в Скинии, имела то качество, что не портилась, поэтому она представляла состояние бессмертия. Такое состояние будет иметь Церковь. (Кол.3:3,4; 1 Кор.15:42,53,54).

Собирание и употребление манны указывает на ежедневное исследование и кормление Словом Истины и заслугами Христа. (2 Моис.16:14-21, 31-35. Иоан.6:47-58). «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни». «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».

Скиния - представляет путь развития Церкви, от призыва из мира к покаянию, через оправдание, призвание, посвящение, избрание, оживление и рождение в славе.

Храм Соломона – представляет прославленную Церковь.

Когда храм Соломона был окончен, в стоящем там Ковчеге Завета оставались только две скрижали закона, а золотого сосуда с манной и расцветшего жезла Аронова там не было. (1 Цар.8:9). Это указывает на то, что дело благодати, т.е. развитие характера в членах Церкви будет совершено, и «манна», или бессмертие, станет их настоящей собственностью. Для человечества останутся только скрижали, или Божий закон.

- «и дам ему белый камень» - Печать Святого Духа на сердце человека.

Драгоценное напоминание о Божьей милости. Довод Божественной приязни и нашего с Ним завета.

«В древности был обычай, что в доказательство постоянной приязни брался белый камень, которые разделялся на две части, на которых каждая из сторон гравировала на своей половине собственное имя, и затем обменивались. Таким способом разделенные части были доводом тождественности и распознания дружественной личности».

Подобное происходит между Богом и человеком, о котором можно сказать, что он в приязни с Богом, что вошел в завет с Ним и теперь, в этой жизни, получил такой «белый камень», символизирующий печать Святого Духа.

` [Е-284-287] `«Печать служит как знак подтверждения или признания. Собственно в таком значении Божий народ запечатан этим Святым Духом. Это печатание или подтверждение совершает Бог, через посредничество Христа. Выражение апостола «Вы… запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего» указывает, что существует связь между печатанием и обетованием, данным нам от Бога. Это есть вступительный довод или подтверждение завета Бога с запечатленной личностью, для которой гарантированы «Великие и драгоценные обетования». Более того, это есть доказательством, что запечатленная личность наследует те обещанные благословения, если только верно выдержит испытания любви и посвящения. (Еф.1:13,14).

Эта печать условного родства, сыновства и наследия вообще то не является каким-то внешним знаком на нашем теле; не является она также знаком или проявлением милости Божьей в земных делах и успехах в мире. Печать, или задаток Святого Духа находится в сердце запечатленного человека, и кроме него, никто этого не знает, а только получивший его. (Отк.2:17); разве что другие видят плоды его поступков в ежедневной жизни – 2 Кор.1:21,22. Кто имеет эту печать, или знак сыновства, тот не только старается исполнить волю Отца, но исполняя ее удостоверяется, что это для него не обременительно, а приятно.- 1 Иоан.5:3.

Дух принятия, или запечатление сыновства, обладание элементами или задатками будущего наследия является одним из наиболее действенным «свидетельств» Духа – самым богатым христианским свидетельством в теперешней жизни. Прежде чем достичь такого уровня свидетельства должны получить необходимую часть помазания через вхождение в помазанное тело Христа, т.е Церковь, через зачатие от Духа Истины к посвящению нашего естества для познания и исполнения воли Господа. Это свидетельство приходит тогда, когда мы уже оживлены Духом к служению справедливости. Иначе говоря, это является доводом, что перешли от первичного состояния до такого уровня, в котором Бог может считать нас сынами и как таковых запечатывать.

Достигши такого уровня, давайте все стараться не испортить и не запятнать этой печати – не угасить и не заглушить этого ценнейшего дара; не заменить духа любви и радости его святого общения на духа безразличия, тьмы и будем внимательны, чтобы не нарушить этой печати, но будем стараться содержать ее всегда четкой и чистой; пусть это будет постоянным старанием всех, кто получили эту печать».

«Пусть же никто ошибочно не понимает, что это новое имя означает какое-то новое имя верных, будущих еще в плоти. Ни одно, даже самое прекрасное земное название, не есть тем «Новым Именем». А также получение того «Нового Имени» не будет зависеть от того, какое название кто принимает теперь или чем на земле он может быть. Только через выработку соответствующего характера теперь можем иметь надежду получить новое имя или славу, и только в степени нашего теперешнего сердечного единения с Господом». [Ж.С.-1932.9.133].

- «которого никто не знает, кроме того, кто получает» - Это как будто указывает на личную степень будущей славы, а также личное отношение отдельного члена к Христу.

Хотя все будут в славе Божественной природы, но все же степень славы будет разная и личная, святая приязнь каждого члена с Главой будет отличаться. Вероятно, та будущая личная, святая связь отдельного члена с Главой будет зависеть от его теперешней верности и сердечности, а также от прочной связи с Небесным Отцом.

Как не знает никто кроме нас самих, насколько близка и истинна наша общность с Христом, так же, вероятно, никто не будет знать о нашей личности общности с Господом поза завесой. Эта мысль выражена в словах: «Которого (имени) никто не знает, только тот, кто получает его». Однако можем быть уверенны, что чем ближе наши сердца и разум держатся Господа, тем более блаженствуем в духовной общности с Ним. (1 Иоан.3:24). Чем большую теперь чувствуем теперь любовь, преклонение, и тоску к нашему Небесному Возлюбленному, тем ближе и славнее будет наша личная с Ним общность в будущей славе, за завесой; таким будет «Новое Имя», обещанное победителям. [Ж.С.-1932.9.133].

Пусть эта надежда получения нового имени побуждает нас к старательности и к все большей оценке небесных вещей! Пусть наша любовь к Господу наполняет наши сердца радостью и миром Божиим, и возносит наши мысли на такой высокий уровень, чтобы низкие чувства споров, зависти, ненависти, самолюбия и т. п. не имели в нас места! Пусть в паре с этой любовью к Господу идет любовь к братьям – чистая, нелицемерная и сильная, которая готова все прощать, много претерпевать, и много посвящать, только бы делать доброе братьям и помогать им в духовном росте. Пусть наше желание такой общности с Христом будет в нашем сознании так сильно и так живо, что все приобретения, слава и богатства теперешней жизни утратят для нас всякое значение, так, что вместе с апостолом сможем сказать: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» - Фил.3:7.

__2:18_- «И Ангелу Фиатирской церкви напиши»- Фиатира означает: Приятное благоухание жертвы. Четвертый период развития Церкви. (Годы 1160-1378). Продолжительность – 218 лет.

Это было время папских гонений до времени, когда Вальдо стал проповедовать учение. Этот период длился до года 1478, когда на духовной арене появился другой посланник, Виклиф.

`[Ком.] «Это относится к времени, в котором истинная Церковь испытывала трудности уединения, поскольку римо-католическая церковь пиршествовала со своими царственными любовниками». Уединение Церкви показано в Илии, для которого убежищем стала пустыня, в которой скрывался от Иезавели.

` АНГЕЛ - Петер Вальдо был посланником четвертого периода. Торговец из Лиона. Будучи очень ревностным в распространении и развитии истинной христианской набожности, после прочтения Священного Писания обратил внимание, что религия, преподаваемая римской церковью,, очень отличалась от той, которую преподали Господь и апостолы. Эта большая разница в учениях возгрела его ревность настолько, что оставил свое купеческое ремесло, и, раздав имущество бедным, вместе с другими мужами, принявшими его взгляды, стал публичным проповедником и учителем христианских предписаний и учений.

Встретился с сильным сопротивлением со стороны ставленников римской церкви, но ничто не могло удержать благородного торговца от проповедования основ учения Христа, а также от обличения заблуждений духовенства в их догматичных понятиях, а также указывал на их недостойный христианина образ жизни.

Упреки были вот в чем: Римская церковь отступила от своей первоначальной простоты и чистоты, что исповедание священникам не имеет основания в Священном Писании, поэтому не имеет силы прощения. Вместо этого учил, что если кто причинит другому зло, должен получить прощение от обиженного, и просить Бога об отпущении греха.

Утверждал, что власть освобождения грешников от ответственности и наказания находится единственно в руках Бога, и что отпущения грехов, которые совершают священники, являются абсурдным вымыслом мерзкого тщеславия и алчности. Разные церемонии и молебны об усопших считал пустыми, бесполезными и неуместными. Отрицал учение о чистилище. Не признавал крещения детей. Отрицал верховенство римского папы и стоял на том, что все сановники церкви, со своими притязаниями на апостольскую преемственность, должны наследовать апостольское убожество, и собственными руками трудиться для содержания себя.

Вальдо с неуемной энергией учил, что в христианском сообществе не должны иметь места разного рода цивильные процессы, накопление богатств, всевластие, воровство (обирательство), разбои, ведение войн, и т.д, и т.п…

Из-за проповеди таких учений он стал настолько пагубным для духовенства, что был предан папой анафеме. Петр Вальдо и его сообщники, не чувствуя себя беспечными в Лионе, ушли в горы и поселились там, и оттуда продолжали проповедовать простые основы христианского учения, которые распространялись слышавшими по все Европе. Многие страны ощутили влияние освежающих реформаторских учений этого благородного мужа.

Окончательно осел в Чехии. Умер в 1179 году, в том самом, в котором его учения были осуждены вселенским собором. Первый перевод на французский язык Священного Писания, особенно четырех Евангелий, был сделан Петром Вальдо.

- «так говорит Сын Божий» - «Истинно, истинно говорю вам». Вальдо и его сторонники опирали свои взгляды на учениях Иисуса, содержащихся в четырех Евангелиях, применяя их как образец и принцип жизни.

- «у Которого очи – как пламень огненный»- Перед Его взором не укроется ничто.

Он Своих верных видит везде:

Видел тех верных, которые должны были жить в особенном времени, в особенном периоде, известном в истории как средневековье, когда верные должны были скитаться в пустыне либо укрываться в пещерах земли.

Видит Он тех, которые Его, стережет их и подтверждает их верность, но воспламеняется праведным огнем против гонителей и совершающим зло.

- «и ноги подобны халколивану» - Халколиван – очищенная до блеска медь.

Господь стоит при тех, которые имеют чистые побуждения, которые стремятся в совершенству, и идет рядом с теми, которые проходят через различные испытания и стараются быть подобными и выполированными как полированная медь, чтобы достигнуть подобия Божьего Сына.

Чистые ноги – последние члены Церкви Христа по этой стороне завесы. Медь (халколиван) является символом совершенной человеческой природы.

__2:19_- «Знаю твои дела» - Их дела заслуживали внимания.

Вальденсы отличались простотой, набожностью, пренебрежением к богатству и славе. Выступали против показной пышности духовенства, которые отступили от первичной простоты и чистоты апостольских учений. Сами же в нищете и унижении проповедовали Слово Евангелии.

- «и любовь» - Любовь отражается делами. Вальдо, богатый торговец, продал свое имение и раздал убогим. «Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. 1 Иоан.3:17,18.

- «и служение» - Ради проповеди Евангелия готовы были посвятить свою жизнь. Считали, что каждый христианин (до определенной степени) уполномочен проповедовать Божье Слово и укреплять в вере своих братьев. И поступали согласно того, как понимали.

- «и веру» - Невзирая на то, что находились в мраке средневековья, в котором расцвели суеверия, предрассудки, колдовство, ложные традиции и т.п., (2 Цар.9:22), а так называемая «Святая Инквизиция» глушила всякую научную мысль и религиозную свободу (во имя обороны веры был создан огромный инквизиционный аппарат; за исповедание чистой евангельской мысли применялись жестокие репрессии; массово пылали костры, зверства и террор не гнушались никакими методами и средствами). Истинные христиане того периода проявили сильную и непоколебимую веру.

- «и терпение твое» - (Иак.1:3) «Испытание вашей веры производит терпение». (Иак.1:4) «Терпение же должно иметь совершенное действие». Это качество полностью проявилось в жизни христиан (Вальденсов), живших в Фиатирском периоде.

- «И что последние дела твои больше первых»- Дела их были угодными Богу. Отличались прекрасными жизненными примерами, а их моральная жизнь была на очень высоком уровне.

- «больше первых» - Начатки их были невелики, скромны – перевели на французский язык только четыре Евангелии, но свидетельство веры, невзирая на множество страданий – их поведение, их действия были весьма значительными, и в истории истинной Церкви они вписаны как героические.

Проповеданное ими учение нашло множество сторонников. Папа Иннокентий Второй назвал их евангельское учение ересью и постановил раздавить и уничтожить его, а также и тех кто заражен им. Издал распоряжение, дабы всякого, кто сопротивляется власти папы, предавать смерти, а имущество конфисковать. Соратником «его святейшества» в безжалостном гонении Вальденсов был известный католический священник Доминик – создатель и отец Инквизиции. (Римской церковью Доминик причислен к святым).

__2:20_- «Но имею немного против тебя» - Помимо положительных качеств и похвал, упомянутых в стихе 19, здесь же записан и упрек. Возникает вопрос – за что? Ответ в содержании дальнейшего текста.

- «потому что ты попускаешь жене Иезавели» - «Жена Иезавель», это определение отступнической церкви, которая отступила от чистого учения и истинной, живой веры. Такова Божья оценка номинальной церкви. Той Иезавели, которая действовала во времена Илии, уже давно нет в живых, а значит это название относится к религиозной церковной системе, преследующей святых в том Фиатирском периоде.

Иезавель была женой Ахава – 1 Цар.16:29, дочь Ефваала, царя сидонского – 1 Цар.16:31.

Иезавель означает: непоколебимая, невенчанная (или необрученная), мерзкая служительница идолам. Поэтому, указывает на церковную христианскую систему, практикующую идолослужение.

Как ветхозаветная Иезавель была гонительницей Илии и других пророков Божиих, а для этого дела использовала власть царя (Ахава), так отступническая церковная система, преследуя истинных христиан, делает это с одобрения и с соучастием мирских властей.

В том времени три с половиной года не было дождя, в результате чего была большая суша и настал голод.

Илия был вынужден бежать в пустыню, где чудным образом его кормили вороны, а воду он пил из потока Хораф.- 1 Цар.17:2-6.

Когда Илия возвратился из пустыни, он открыл ложь жрецов Иезавели, после чего снова стал идти дождь. – 1 Цар. 18:1-45.

На протяжении1260 лет (три с половиной года – 1260 дней) истинная Церковь пребывала в пустыне, или в состоянии уединения.

После этого времени заблуждения папства были обличены, а начиная с 1799 года полился поток истины, когда возникли Библейские Общества, и были изданы миллионы экземпляров Библии.

- «называющей се6я пророчицею» - Претендует называться истинной Божьей церковью. Присваивает себе право непогрешимости в учительстве, вместо того чтобы признать учителем Главу Церкви, Господа Христа.

Иезавель была пророчицей Ваала и была советчицей Ахава – (1 Цар.21:25; 21:5-7,15), а Библия говорит: 1 Тим.2:12; 1 Кор.14:34, что церковь не учит Христа.

Духовная Иезавель вынашивает такие же претензии: папская церковь называет себя пророчицей, приписывает себе богодуховность, авторитет, полномочия, и даже непогрешимость. Называет себя «Божьими устами и святой матерью христианства».

К Священному Писанию приданы догматы и традиции, которые подняты на один уровень со Св. Писание, и даже выше. Введены декреты, догматы веры и т.п.

- «попускаешь… учить» - Некоторые пассивно наблюдали идольские церемонии, как: освящение образов (икон), освящение мест, продуктов питания, жилищ, людей, обхождение полей (с хоругвями, иконами) и многое другое, а также слушали без сопротивления проповеди богохульных учений.

- «и вводить в заблуждение рабов Моих» - Были некоторые, кто, помимо света евангельских учений, который истинная Церковь получала в том времени, и признавали их истинность, все же в какой-то мере поддавались влиянию Иезавели.

- «любодействовать» - Неверность Богу называется любодеянием. Единственная связь, которая должна объединять Церковь, есть связь с ее Главой, т.е. с Христом – Возлюбленной с Возлюбленным.

Всякая иная связь христианина – с миром, с идолослужением, с ложным учением, а также связь церкви с государством считается духовным прелюбодеянием, чужеложством и предательством.

- «и есть идоложертвенное» - Усваивать учения, противоречащие учениям Священного Писания. Признание различных символов веры и догм, утвержденных на различных вселенских соборах.

__2:21_- «Я дал ей время» - Пророческое «время, времена и пол-времени». Одно пророческое время (греч.Chronos) означает 360 лет, которое охватывает период от Лютера до Второго присутствия Господа, и окончился 1.04.1878.

Лютер свои 95 тезисов прикрепил на двери церкви в Виттенберге 31 октября 1517 года, что собственно и стало началом реформации в Германии, а 1 апреля 1518 года, 360-ю годами перед годом 1878, известие о выступлении Лютера, а также о реформаторском движении, разошлось почти по всей Европе.

- «покаяться» - Прообразной Иезавели было дано время для покаяния и исправления от неверности Господу.

Многие реформаторские голоса призывали к реформе и исправлению – как церковной администрации, так и духовной жизни, но церковничество было глухо к тем голосам и продолжало идти дальше своим отступническим путем.

- «в любодеянии ее» - В ее отношении к идольству, ложным учениям и ее связям с государством. Апостол Павел писал: «Наше же жительство - на небесах». –Фил.3:20, но номинальная церковь выбрала земное царствование с сильными мира сего и входит с ними в тесные отношения, документируя тем самым свою неверность Богу, и в этой неверности не намерена покаяться.

- «но она не покаялась» - Не произошло никаких перемен к лучшему, до сего дня пребывает в прежних грехах единения с миром, а также во всех заблуждениях, установленных на протяжении всех веков существования отступнической церкви. До сего дня номинальная церковь заискивает внимания своего царственного любовника – Ахава. С ним совершает духовное прелюбодеяние. Вместо того чтобы искать внимания Христа, ищет такого в земных властителей.

__2:22_- «Вот, Я повергаю ее на одр» - Указывает на состояние тяжелой болезни. Состояние медленного умирания. Там, где грешила, там будет страдать на одре, на одре среди испорченного христианства, до полного ее уничтожения. Свои же ее и уничтожат, по приказу царя Ииуя, что принадлежит недалекому будущему.

- «и любодействующих с нею» - Мирские власти, не вероисповедания. Зная характер церкви, они являются соответчиками.

- «в великую скорбь» - Господь грозит, что назначит ей (прелюбодейной жене) и ее любовникам (правителям земли) строгое наказание. Будут ввержены в великую скорбь с целью их окончательного уничтожения.

- «если не покаются в делах своих» - Непозволительная связь церкви с государством в конечном счете окажется пагубной как для одной, так и для другой стороны.

__2:23_- «И детей ее поражу смертью» - Такая же участь постигнет ее детей – все протестантские секты, которые подобно матери любодействуют с мирскими властями.

«Дети» – производное от заблуждений, совершенное неверие.

- «и уразумеют все церкви» - Верующим, которым станет открыта тайна «матери блудниц» и «Великого Вавилона» - познают через события и обстоятельства, которые Господь допустит, что эти системы заслуживают на кару и уничтожение.

- «что Я есмь испытывающий сердца и внутренности» - Переносный смысл этого относится к Господнему Всеведению, Который распознает все дела и всегда принимает соответствующее решение.

- «и воздам каждому из вас по делам вашим»- Каждый получит то что заслуживает – Отк.18:5-10; Мф.7:16-20.

__2:24_- «Вам же и прочим» - Вам –Вальденсам, христианам того времени. Прочим –можно принять, что кроме Вальденсов, касается других христиан того времени, не принадлежащим к папской системе.

- «находящимся в Фиатире» - Особое послание к Фиатирской Церкви и доверительное признание для истинно верующих.

- «которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских» - Языческих учений и философий, которые перемешались с учениями папства. Ложные учения, которые в новейшем времени объявляются в учениях так называемой Христианской Теософии.

Превозносились мнимым знанием «глубин Божиих».

- «сказываю, что не наложу на вас иного бремени»` Мф.11:30 – «Бремя Мое легко». Бремя Господа, это не то, которое налагает на своих мирян отступническая церковь различного рода организационными путами, но бремя послушания и любви.

__2:25_- «Только то, что имеете, держите»- Часть света Истины. Господь дал определенную меру света, необходимую для данного периода. Полной истины не имели и не понимали. Тем должны были удовлетвориться и беречь. Тот свет, который в определенной мере светил Вальденсам, никогда не был угашен полностью.

- «пока приду» - Верные Фиатирского периода были назидаемы к послушанию полученному свету. Их обязанностью было оборонять тот свет и с надеждою ожидать пришествия Господа.

__2:26_- «Кто побеждает» - Побеждает самолюбие, желание стать популярным, успех и признание мира, а также отречение от разных человеческих систем и теорий.

- «и соблюдает дела Мои до конца» - Дела посвящения на служение Богу, Истине и братьям.

Дела любви - Иоанна 15:13. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Дела живой веры – Иак.2:20.

Кто устоит в вере и не поддастся чтобы быть подхваченным гонительским духом, но чистой жизнью докажет, что принадлежит Господу.

- «тому дам власть над язычниками» - Удел в царствовании, когда Божье Царство будет установлено, а власть язычников закончится. (Ком.).

__2:27_- «И будет пасти их жезлом железным»- Божье Царство не будет установлено путем голосования, но Божьей силой. «Народы будут управляемы непоколебимой властью»

` [Д-429] «И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства». Исаия 28:17. «Те, кто сознательно будут противиться справедливости, будут истребляться». (Ком).

- «как сосуды гончарные, они сокрушатся»- Языческие правления будут устранены прежде чем установится Божье Царство на земле.

УДАРЕНИЕ ИСТУКАНА ИЗ ПРОРОЧЕСТВА ДАНИИЛА

` [Н.С.- 1963.9.134] «В образе Царство Божье символически представлено как камень, оторванный от горы (сверхъестественным образом), без помощи рук. Тот камень ударил в ноги истукана и сокрушил железо, медь, серебро и золото, которые стали как прах на летнем гумне, и ветер развеял его. Камень же стал расти, пока стал горой и наполнил всю землю.

Таким способом образно показаны вещи, которые исполнятся в соответствующем времени. Сокрушение ног истукана должно иметь место при конце этого века и будет как прелюдия к установлению Царства Христа. До тех пор, пока те царства существуют, они не могли бы сотрудничать с Царством Христа. Царства этого мира основываются на самолюбии и порабощении, тогда как Царство Христа будет основано на справедливости, любви, милосердии, во главе с Князем Мира. Две противоположные власти не могли бы владычествовать одновременно. Бог Небесный воздвигнет Царство, «которое сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно».- Даниил 2:44. (Проповедь бр. Рассела в 1916 г.).

` [Н.С.- 1972.4.52] – Весь истукан рухнул и был уничтожен. Пророчество чрезвычайно выразительное. Оно информирует нас, что когда истукан был ударен в ноги (Некоторые переводы говорят – «в ступни»), каждая часть его упала «вместе». Факт, что Вавилонская империя пала гораздо раньше, чем империя Мидо-Персидская. Греческая пала, будучи поверженной Римскими легионами – тогда как можно говорить, что весь истукан – золото, серебро, медь и железо с глиной пали «все вместе»? Очевидно выражение «вместе» в этом пророчестве относится к чему-то, что было общим всем владычествам, изображенным в истукане, и это было, что Бог дал им царство. Собственно тот истукан представлял главным образом то владычество, а не только факт существования определенных народов и царств. [В сокрушении истукана показано, что закончилось время на какое-либо земное правление.] (DAWN - 09. 1971).

` [Н.С.- 1980.3.44-45] – Пророчество Даниила выясняет, что в дни тех царств, представленных в пальцах истукана, Бог небесный установит Царство, которое разрушит все царства, а само будет стоять вечно. (…) Божье Царство символически показано в образе как камень, оторванный от горы без рук – в способ сверхъестественный, Он ударил истукана в стопы, и сразу «железо, медь, серебро и золото сделались как прах на летнем гумне», а камень увеличивался, пока не наполнил всю землю.

Таким образом Бог показал то, что вскоре должно произойти. Это сокрушение стоп истукана должно наступить при конце века Евангелии, приготовляя установление Царства Мессии». (Ч.Т.Рассел. Из книги «Overland Monthly»).

` [А-278] – Камень является символом истинного Царства Божьего. Вавилон является подражанием глины, соединенной с осколками (железа) Римской империи. Эта смешанная система – номинальная церковь соединенная с царствами этого мира – Господь называет Вавилоном, смешением, или замешательством, но которая претендует на название Царства Христа. (…) Папство долгое время утверждало, что оно и является этим царством, которое Бог обещал воздвигнуть. (…) На самом деле, номинальная церковь, папство, никогда не была истинным Божьим Царством, а только его фальшивой имитацией (подделкой)… Теперь, когда болотистая глина высохла и стала «хрупкой», она потеряла свою вяжущую силу. Железо же и глина являются признаком разнородности и непрочности связи, и вскоре будут сокрушены «камнем» истинного Царства».

«Поэтому можем быть уверенными, что Божье Царство начнется перед упадком царств этого мира, а учреждение его великой власти причинит их падение. (А-287). Божье Царство, установленное полностью, будет состоять из двух частей – из духовной, или небесной фазы, и зе6мной, или человеческой». (А-316). «Святые Ветхого Завета будут находиться в земной фазе Царства. (…) Факт, что люди будут общаться с избранными земной фазы Царства, а не с избранными духовной; без сомнения многие будут сожалеть, что пренебрегли такой великой честью». (А-318).

` {Б-82} – «Божье Царство, сорганизованной в мощи, будет на земле и сокрушит истукана, представляющего языческие правления, (Дан.2:34), и полностью лишит власти их властителей».

` {Б-104} – «Действительно, ожидаем великих свершений в относительно коротком времени, но следует помнить, что живем в Дне Иеговы, в котором нынешнее устройство (мира) быстро изменится, как написано: «Ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле». (Рим.9:28).

`{Б-105} – «Что святые будут участвовать в деле уничтожения нынешних царств, нет никакого сомнения, потому что написано: «Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их, для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами, заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные, производить над ними суд писанный. (Пс.49:5-9).

`{Д-25} – «Присутствие нашего Господа». - «Истинная Церковь не была незамеченной в образе, который видел Навуходоносор, и изъяснил Даниил. Она представлена как камень, взятый от горы не человеческой рукой, (но силой Божьей). Тот камень есть образом на Божье Царство (Христа и Церкви), а пророческий сон и его изъяснение указывает, что руина, ожидающая все царства этого мира, представлена в образе в виде пальцев ступней, и наступит через ударение камня в ступни ног образа».

`{Д-784} – «То ударение и сокрушение истукана собственно относится к Дню Мщения, и хотя власть и жезл останутся на протяжении всего Тысячелетия, но вероятнее всего не будут применяться, поскольку всякая явная оппозиция будет укрощена во время великой скорби». (Пс.2:1:12).

- «как и Я получил власть от Отца Моего» - «Дана Мне всякая власть на небе и на земле». (Мат.28:18). За свою верность Церковь получит удел в славном правлении и благословении человечества. (Мф.19:28; 2 Тим.2:12; Отк.20:6).

__2:28_- «И дам ему звезду утреннюю» - Славу, подобную той что имеет Иисус. (Отк.22:16). «Я есмь… звезда светлая и утренняя». «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их». (Матфея 13:43).

__2:29_- «Имеющий ухо (слышать)» - Кто настроен к слушанию «Арфы Божией».

АРФА БОЖИЯ – Имеет десять струн, или десять прекрасных тонов (доктрин), производящих прекрасное звучание о Божьем Плане, относительно упадка и восстановления человека к первичному состоянию совершенства. (Возвращение к Едему). Это:

1 – Сотворение человека. (Быт.1:27).

2 – Его упадок. (Быт.3:6,19).

3 – Обещание Бога. (Быт.3:15; 22:17-18).

4 - Рождение Иисуса (Семя обетования). (Лук.2:10-11).

5 – Выкуп. (Мф.20:28; 1 Тим.2:6).

6 – Воскресение. (Еф.1:20-21).

7 – призвание (Еф.4:4; Фил.3:14; Евр.3:1; 1 Пет.1:3-7).

8 – Второе пришествие. Мф.24:3,27,37,39; 1 Фес.3:13; 4:13-18).

9 – Прославление Церкви. (Рим.8:17; Иоан.17:24; 1 Иоан.3:2;0.

10 – Реституция (восстановление всего). (Деян.3:20-21).

- «да слышит, что Дух говорит Церквам» - Немногие могут надлежащим образом оценить ту благодарную мелодию «песни Моисея и Агнца», когда ее слышат. (Отк.15:3).

Следующая гл. 3       К Содержанию       На Главную