УЧЕНИКИ Иисуса стали убежденными, что их возлюбленный Учитель воскрес из мертвых, и когда Он явился им в последний раз перед Его возвращением к Отцу в небесах, они осмелели, чтобы спросить о Его царстве. Это был естественный вопрос. Во время Его различных появлений к ним Он говорил о царстве - царстве, в котором, как они полагали, Он будет великим Царем. Он сказал им, что “дана Мне всякая власть на небе и на земле”, и они задавались вопросом, будет ли Он использовать эту власть, чтобы основать Его царство; так что они спросили, “Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?” - Деяния 1:6
Ответ Иисуса ученикам был: “Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Но вы примете силу, когда на вас сойдет Дух Святый, и вы будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли”. (Деяния 1:7,8). Еще не получавшие Святого Духа, ученики не имели тогда ясного понятия, как будет выглядеть царство Мессии, но они, должно быть, осознали из ответа Иисуса, что оно не будет установлено немедленно; что сперва они должны были быть Его свидетелями миру человечества, и даже их неосведомленным умом они, должно быть, подразумевали, что это займет значительный период времени, - без наших современных средств связи, которых тогда не существовало.
Проповедники Евангелии Христа, как Его свидетели, были очень далеки от соединения с Ним в Его могущественном царстве, которому, они верили, было предназначено управлять миром. Что должно было быть выполнено этим проповедованием? Многие предположили, что цель этих миссионерских усилий состояла в том, чтобы обратить весь мир к Христу и таким образом привести человечество в Его царство. Они предполагали, что царство Христа было установлено в Пятидесятницу, и что с тех пор оно постепенно расширялось .
Но это совсем не то, что преподает Библия. Если таков был замысел Бога, то он потерпел неудачу, потому что, спустя почти две тысячи лет после Пятидесятницы, большая часть мира находится во тьме язычества, а остальная почти полностью оказалась под влиянием эволюционной теории сотворения и других форм неверия. Большие массы человечества сегодня не допускают мысли о царстве Христа как решению проблем мира, и народы не имеют никакой склонности следовать за предписаниями Нагорной Проповеди Иисуса.
Что, тогда, является целью проповедования Евангелия Христа и Его царства? Признак этой цели дается в Деяния 2:47, где мы читаем относительно тех, кто отозвался на свидетельство, данное апостолами в Пятидесятницу и позже, - что “Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви”. Иисус говорил о создании Его “церкви”, и теперь мы узнаем, как это должно было быть выполнено - что это должно было быть через распространение Евангелия царства свидетелями Иисуса.
Но что это такое — церковь? Это русское слово - перевод греческого слова ecclesia, что означает “призыв,” или “отбор”. Церковь Христа, тогда, состоит из класса, который выбирается из мира, призываемого, чтобы быть отдельным от мира. Эта мысль имеет множество значений, и одно из них то, что Бог не задавался целью привести целый мир в церковь, и что возвещение Евангелия Христа не предназначено в плане Бога, чтобы обращать весь мир.
Труд свидетельства начался с еврейского народа и позже был расширен на язычников, и именно в связи с этим расширением свидетельства нам дается дальнейшее объяснение, чего же Бог ожидал достигнуть этими усилиями. На апостольском собрании в Иерусалиме Иаков сказал, “Бог изначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое”. (Деяния 15:14). Здесь мы снова имеем мысль о людях, избираемых из мира, а не обращение всех.
Эти призванные, объясняет Иаков, должны быть людьми для имени Бога. Это указывает, что они становились членами Его семьи. Они - “сыны” Бога, как упоминается повсюду в Новом Завете. Апостол Павел написал: “Дух, который в нас, свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии: и если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу; если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться”.- Рим. 8:16,17.
Призвание состоит в том, что Иисус пригласил Своих учеников взять свой крест и следовать за Ним. Это подразумевало страдание и смерть с Ним в деле служения истине, и на этот счет Апостол Павел написал: “Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем”. (2 Тим. 2:11,12). Эти вдохновенные утверждения Слова показывают, что, когда царство Иисуса будет установлено, то вместе с Ним на Его троне окажутся те, избранные из человеческого рода, которые доказали себя достойными этого высокого положения их готовностью страдать и умирать с Ним.
В Откровении 14:1-5 этих сонаследников с Христом показано как находящихся вместе с Ним на горе Сион. В этом символическом представлении Иисус представлен “Агнцем”. Это потому, что Он пожертвовал Своей жизнью, чтобы мир мог жить. Откровитель объясняет, что те, кто находятся с Агнцем на горе Сион, это те, кто следовали за Ним в служении истине; а следовать за Ним, означает следовать в смерть. Мы информированы, что у них “имя Отца Его написанное на челах”. Другими словами, они - дети Бога, кто будут жить и будут править с Христом.
В Откровении 19:7 об этих последователях Агнца говорится как о соединившихся с Ним в браке. Таким образом, в этом дальнейшем смысле они - “народ во имя Его”. В Отк. 22:1 царство изображено как “престол Бога и Агнца”. Именно от этого престола будет течь вода жизни для благословения людей. И когда царство таким образом будет основано и задействовано, “Дух и невеста” [Иисус и церковь] будут говорить, “Прииди! ...пусть приходят, и берут воду жизни даром”. - стих 17.
Путь, который ведет к высочайшей славе соцарствования с Иисусом в Его царстве - трудный. Это - путь страдания, которое заканчивается в конечном счете в смерти. Иисус знал, что те, кто поступали таким образом, будут нуждаться в поддержке, так что Он пообещал, “Не бойся, малое стадо, ибо Отец благоволил дать вам Царство”. (Лук.12:32). Это обещание дано предполагаемым правителям в царстве Христа, а не тем, кто позже станут подданными в том царстве. Важно держать это различие в памяти, что царство Христа будет иметь и правителей и подданных.
Иисус, конечно, “Царь царей” в Его царстве. Бывший казненным в плоти, чтобы искупить человечество от смерти, было необходимо, чтобы Иисус был поднят из мертвых, чтобы быть всемирным Правителем; и это также истинно относительно Его верных последователей. В течение Евангельского века, т.е. от Дня Пятидесятницы и до сих пор, они, один за другим, закончили их путь верности до смерти, и в конце века они воскрешены к жизни, как Библия это называет – в “первом воскресении”- Отк. 20:4, 6
Те, кто должны жить и править с Христом, как мы видели, призываются к этому высокому положению через Евангелие, Слово жизни. Это было главной целью проповедования Евангелия в течение века, начиная с Пятидесятницы. Правда, что и другие слышали благовестие, и в той степени, в какой они приняли посланничество и ответили, они благословились. Но за весь Евангельский век только относительно немногие, буквально сто сорок четыре тысячи, ответили в полной преданности Господу и Его цели, и проявили верность, которая вела к предоставлению их жизней в жертву, следуя примеру их Учителя.
В Откр.17:14 мы информированы, что те, кто удостоены, чтобы быть с Агнцем, это “званные, избранные и верные”. Чтобы только призваться к этому высокому положению в царстве как соправителей с Иисусом, этого не достаточно. На этот призыв должен быть ответ с полной отдачей себя для исполнения воли Бога. На основании такого посвящения призываемые стали “избранными”. После того как был дан ответ на призыв, избрание должно подкрепиться верным служением до конца жизни. Иисус сказал, “Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни”. Отк. 2:10
Верность Господу подразумевает готовность служить Ему любым угодным Ему способом, который Он может указать. Это означает послушание Его Слову истины. Апостол Петр говорит также о других аспектах верности, напоминая нам, что мы призваны, чтобы быть участниками божественного естества. Петр пишет: “Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью, - то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь [ко всем]. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа; а в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа” - 2 Пет.1:4-11
К Евреям 3:1 Апостол Павел называет класс церкви как “братья святые, участники небесного звания”. Недопонимание обещаний Бога тем, кто становятся участниками этого призыва, вызвало ошибочную идею, будто Его план относительно мира человечества состоит в том, чтобы взять в небеса так много из них, сколько возможно. Защитники этой теория не сумели распознать, что к этому высокому положению Бог призывает только некоторых, “малое стадо”, чтобы были соединены с Иисусом в управлении Его царством, и что это царство, когда будет подготовлено и установлено, расширит благословения человеческой жизни на весь остальной человеческий мир. В письменной форме о сыновьях Бога, которые призываются, чтобы жить и править с Христом, Апостол Иоанн сказал: “Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть”. (1 Иоанн 3:2) После воскресения Иисус являлся Своим ученикам в различных видах, каждый раз принимая иную форму человеческого тела. Он появлялся то как садовник, то как странник, или рыбак, а Фоме явился как Тот, Которого распяли. Ученики не видели прославленного, божественного тела Иисуса, поскольку Он таким не мог быть видим человеческими глазами. Но Иоанн сообщает нам, что верные сыновья Бога будут видеть Иисуса “как Он есть”, потому что они также станут подобны Ему. Они, тогда, будут также невидимы для человеческих глаз.
Иисус, вместе с теми призванными из мира и оказавшимися достойными жить и править с Ним, составят духовную, или невидимую фазу мессианского царства. Но будет также земная правящая фаза царства Христа, которая будет представлять духовную фазу. Кто будут те человеческие представители мессианского царства? Священное Писание отвечает на этот вопрос ясно. Луки 13:28,29 говорит о времени, когда люди должны увидеть “Авраама, и Исаака, и Иакова, и всех пророков, в царстве Божьем”. И нам сказано, что тогда многие люди прибудут с востока, запада, севера, и юга, и воссядут с этими древними верными в царстве.
В Псалме 44:17 об этой же самой группе сказано “отцы” Израиля, и дается объяснение, что в царстве эти “отцы” станут “сыновьями» Христа и что они будут сделаны “князьями по всей земле.” Иисус как великий Царь в Его царстве упомянут в Ис. 32:1, и нам сказано, что Он будет править в справедливости, “и князья будут править по закону”.
Эти князья не будут обычные, несовершенные люди, побуждаемые в значительной степени эгоизмом. Павел сообщает нам, что они должны быть подняты из смерти в “лучшем воскресении,” и сделаны “совершенными”. (Евр. 11:35,40). С начала их правления, которое будет под руководством Христа, они несомненно должны быть признанными как превосходнейшие в каждом качестве, и хорошо обо всем осведомленными, чтобы управлять делами людей как видимые представители духовного Христа. И все же, эти человеческие князья не будут царствовать в полном смысле слова, но они будут такими полномочными представителями, что будут признаны людьми как цари, или “князья”.
Так же, как было в замысле Бога, чтобы особенно испытать на верность тех, кто в конечном счете окажутся избранными, чтобы править с Христом в духовной фазе Его царства, Он подобным образом испытывал тех, кто будут служить как Его человеческие представители. Их испытание было на основании их веры и послушания. Это испытание продолжалось в течение того длительного периода времени от Авеля до Иоанна Крестителя - приблизительно четыре тысячи лет. И Бог опекал Своих верных людей, этих древних святых, с любовью и заботой, так же, как это было с истинно верным Его народом в течение теперешнего Евангельского века. Когда люди насмехались над верным Ноем, проповедующим грядущий потоп, они не понимали, что они использовались, чтобы проверить этого Его достойного “лучшего воскресения”, чтобы ему быть одним из “князей по всей земле,” представителем мессианского царства.
А подумайте о великом законодателе, Моисее! В возрасте сорока лет он предпринял попытку, чтобы начать дело освобождения из рабства своего народа, но его планы потерпели неудачу, и он сбежал из Египта, в котором ему оставаться было опасно. В течение сорока лет он ждал какого-то знамения от Бога относительно его будущих действий, тем временем занимаясь скромным трудом по охране стад своего тестя. Какое терпение требовалось для Моисея, чтобы выдержать это испытание; и он был готов его выдержать, и исполнить Божье повеление, как только наступит соответствующее время, и Господь ясно укажет ему, что он должен делать.
Следующие сорок лет лишений и тяжелого труда, за который Моисей получил не очень большую благодарность от людей, были дальнейшей проверкой его преданности Богу. Опыты, через которые он прошел во время сорокалетнего скитания по пустыне, служили ценным обучением в подготовке к его будущему положению как одного из “князей по всей земле.” Даже то, что Моисею не позволено было войти в Обещанную Землю, его преданность и доверие к Богу не были поколеблены. Когда Moйсей воскреснет из мертвых, Бог надежно поручит ему большую ответственность, зная, что всякое возложенное на него дело под его руководством и надзором будет исполняться в точности, единственно к славе Бога.
А посмотрите на Даниила, пленника-еврея в Вавилоне, который стал премьер-министром Вавилонской Империи! Даниил достиг этого высокого положения, несмотря на его верность Иегове и Его высоким принципам справедливости, которые раздражали Его врагов. Сколько было таких через века, кто подобно ему, находясь под угрозой смерти в логове льва, оставались верными своему Богу? Через такие и другие испытания веры, перенесенные Даниилом, он доказал, что достоин “лучшего воскресения” и подготовлен, чтобы служить как один из “князей по всей земле”.
Цитируем Апостола Павла: “И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение”- Евр.11:32-35
На протяжении всех столетий Бог использовал опыты этих древних святых, чтобы подготовить их как будущих человеческих представителей царства Христа. В течение всего того времени мир вообще не имел понятия, что был истинный Бог. Они знали о своих богах, сделанных из дерева и камня, и в суеверном страхе поклонялись этим их отвратительным идолам. Но они не знали, что живой истинный Бог, Творец небес и земли, подготовлял кадры для будущего правительства, через которых они, когда пробудятся от сна смерти, будут просвещаться и благословляться.
Сомнительно, что и сами древние святые ясно понимали то, какое будущее положение было предназначено им в плане Бога. Они верили обещаниям Бога, что через посланного Им Мессию будет установлено могущественное царство, и они надеялись, что каким-то образом они будут служителями Бога в том царстве, с той разницей, что тогда они смогут служить Богу без опасения преследования, насилия, или смерти. Исайя учил, что под юрисдикцией того правительства Бог “снимет поношение с народа Своего по всей земле”.- Ис.25:8.
Но независимо от награды, древние святые совершенно доверялись Богу и были преданы Ему. Верность всех древних святых, кто подготовлены, чтобы быть “князьями по всей земле,” была хорошо выражена тремя евреями-пленниками в Вавилоне. Когда, находясь под угрозой быть брошенными в пламенную печь, за отказ поклониться большому “истукану” – статуе царя, - они ответили: “Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет тебе известно, царь, что мы богам твоим служить не будем, и золотому истукану, который ты поставил, не поклонимся”. - Дан. 3:17, 18.
Такой же была позиция верного Божьего народа и в течение теперешнего века, когда они, через великие лишения, доказывают себя достойными править с Христом. Таким образом, все будущие соправители в царстве Христа – как те на духовном уровне, так и те, на земном уровне жизни, все они прошли или еще проходят полную проверку. В каждой из этих групп не будет никого, кто бы предварительно, при испытании, не проявил своего полного повиновения Богу. Это было также и в отношении Иисуса, “Царя царей и Господа господствующих ” в Его грядущем царстве.
Когда все из обоих этих классов восстанут, в воскресении, - духовный класс в “первом воскресении,” а земной класс в “лучшем воскресении” - царство начнет функционировать для благословения всех племен земли. Христос и Его церковь будут законодателями в том царстве, и “князья” будут управлять по законам и будут учителями людей в истинном значении и в соответствии со всеми божественными требованиями.
Эти две фазы царства упомянуты пророком Михеем, и символизируются как “Сион” - духовная фаза, и “Иерусалим” - земная фаза. Царство в целом символизируется “горой”. Народы представлены как приходящие к этой “горе дома Господня” и научаемые через учреждения царства. В результате, они перекуют их мечи на “орала”, и их копья “на серпы”, и они уже больше не будут учиться воевать. Тогда, мы уверены, каждый человек будет жить под своей виноградной лозой и плодовым деревом [то есть, в изобилии обеспеченными всем], и никто не будет чем-то их устрашать. (Михей 4:4). Какая благословенная перспектива!
Глава 9
СОПРАВИТЕЛИ ИИСУСА
ЦЕЛЬ ПРОПОВЕДОВАНИЯ
“ВО ИМЯ СВОЕ”
ПРАВИТЕЛИ ЦАРСТВА
“ЗВАННЫЕ, ИЗБРАННЫЕ И ВЕРНЫЕ”
НЕБЕСНЫЙ ПРИЗЫВ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
ОСОБАЯ ПРОВЕРКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТОВ