ВТОРОЕ пришествие Христа и конец мира, оба преподаются в Библии, но в течение Мрачных Веков это учение было очень искажено. Большинство вообще полагает, что Христос возвратится в плоти и что, как только Он приблизится к земле, она будет охвачена огнем и полностью разрушена. И как предполагается, это произойдет в пределах периода двадцати четырех часов, и в этом коротком периоде времени справедливые будут вознесены в небеса, в то время как злые, или нечестивые, будут отправлены в ад вечного мучения. Эта грубая концепция возвращения Христа и конца мира многих отвратила далеко от изучения Библии.
Это верно, что наступает конец мира, и как результат, второе пришествие Христа, но предсказанный конец мира, как описано в Библии, не означает разрушение земли. Мы заверены Библией, что земле никогда не настанет конец, но что она будет пребывать вечно. (Еккл. 1:4). Мы также информированы, что земля не была создана напрасно, но она создана для жительства. (Ис.45:18). В Деяниях 3:19-21 мы находим утверждение Апостола Петра, объявляющего, что после возвращения Христа наступят “времена отрады… восстановление всего,” а не разрушение всего, и что это будущее время восстановления было предсказано устами всех святых Божьих пророков, даже от начала мира. Эти обещания Бога относительно восстановления человеческого рода к здоровью и жизни не могли бы быть выполнены, если бы земля была уничтожена.
В пророчествах Библии слово "мир" часто используется в значении того или иного социального порядка, и в Новом Завете это слово переведено из греческого слова kosmos(порядок). В другом значении "мир" означает век, или период времени, и оно переведено из греческого слова eion. Эти значения образуют три главные дуги периодов времени, или миров, в великом замысле Бога для искупления и восстановления человеческого рода из смерти. (Смотри таблицу в конце). Первый из них начался с создания человека и пришел к концу во время потопа. Петр говорит об этой эпохе как “мир, который был потоплен водою” (2 Пет. 3:6). Мы говорим о нем как “тот мир,” или “прошлый мир”.
Второй "мир" начался с потопа, и Библия учит, что и этому миру наступает конец с возвращением Христа, чтобы установить Его царство. Мы говорим об этом периоде как “теперешний, или настоящий мир”. Павел описывает его как “этот лукавый мир”. Это подходящее для него название, что он должен называться лукавым, поскольку сатана - его бог и князь. Его полное разрушение будет великое благословение для человечества.
Затем имеется “грядущий,” или будущий мир. Павел говорит о нем как будущий мир, или “будущая вселенная”. (Евр.2:5). Это будет не какая-то другая созданная планета, "земля", но новый социальный порядок на этой земле, которую Бог создал, чтобы ей быть вечным домом для человека. Духовные [небесные] правители в этом новом социальный порядке будут Христос и Его верные последователи; а древние святые, восстановленные к человеческому совершенству, будут человеческими представителями высоко возвеличенного Иисуса и Его последователей--церкви.
В течение первых двух миров дело Бога на земле заключалось в значительной степени выбором и подготовкой тех, кто будут управлять делами мессианского царства, которое будет править повсюду на земле в течение первой тысячи лет будущего мира. На протяжении первых двух миров народ Бога был преследуемым и страдающим через людей. Зато в третьем мире «поношения» Божьего народа уже не будет. Тогда справедливый будет процветать, а все добровольные, или сознательно непокорные грешники будут истребляться из народа.- Деяния 3:23
Пророчества Библии показывают ясно, что существующий злой мир подходит к концу в результате второго пришествия Христа, но это - окончание социального порядка на земле, а не земли. В пророчествах используется много символического языка, чтобы изобразить конец мира. Буквально, мир сегодня разрушается тем, что пророк Даниил описывает как “время бедствия, какого не было с тех пор как существуют люди”. (Дан.12:1) Иисус упомянул это самое бедствие как «великая скорбь», которая придет на всех людей земли. (Мф. 24:21,22). Он описал это как "бедствие" с “недоумением и унынием народов,” и сказал, что человеческие сердца будут наполнены тревогой и страхом.- Лук. 21:26.
Это время бедствия и тревоги, которое уничтожит то что люди называют цивилизация, и в пророчествах символизируется "огнем", "землетрясениями", "бурями" и т.д. В Темных Веках символический "огонь" подхватили создатели вероучений и прилагали все усилия, чтобы доказывать, что земля будет сожжена, таким образом давая совершенно неверное толкование пророчеств Библии, имеющих отношение к концу мира.
Апостол Иоанн видел новые небеса и новую землю, то есть наступающий новый социальный порядок, в его видйнии на острове Патмос; и среди других вещей он сообщает нам, что в этом новом социальном порядке под Христом “Бог отрет всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло” (Откр.21:1-4). Это будет завершение великого замысла Создателя, когда то, что было потеряно через Адама, будет восстановлено через Христа.
Но это великолепное завершение божественного плана должно было ждать возвращения Христа и учреждения Его царства. Не понимающие этого, создатели вероучений развивали ошибочную теорию, что царство Христа было установлено в Пятидесятницу, и что оно расширялось с каждым новообращенным к Христу. Для внедрения этой ошибки послужил один текст, который в наших Евангелиях переведен так: “Царство Божие внутрь вас есть.” (Лук. 17:21) Но лучший перевод был бы, “царство небесное среди Вас,” и данный текст таким образом переведен в многих версиях. Diaglott этот перевод делает даже более ясным. Он читается, “царственное величие Бога среди Вас”. Эти слова в дни Иисуса были адресованы книжникам и фарисеям, и наш Господь едва бы сказал, что царство небес было внутри них. Но Он был предполагаемый Царь царей в Его будущем царстве; и даже при том, что время еще не пришло для Него, чтобы править, Он мог говорить, что “царственное величие Бога ” было среди них, или в их середине.
Иоанн Креститель, так же и Иисус, проповедовал, что небесное царство приблизилось. Они просто подразумевали, что предварительная работа для царства началась, что Царь прибыл, не чтобы начать Свое царствование сразу, но положить Свою жизнь, чтобы искупить мир от смерти. С тех пор, в течение века, происходила дальнейшая предварительная работа для царства, чтобы те, кому надлежало быть соправителями с Иисусом в Его царстве, были призваны, избраны, и оказались достойными. Однако царство со “всякой властью и великой славой” (Мф.24:30; Лук.21:27) должно было ждать возвращения Царя. Видеть эту великую истину очень важно для нашего понимания плана Бога в целом.
Но многие, кто полагали, что Иисус возвратится, чтобы основать Свое царство, имели ошибочное понимание способа Его возвращения. Они предположили, что Он возвратится как человек, с ранами на Его руках и ногах и в Его боку. Священные Писания учат, что, когда Иисус был поднят из мертвых, Он больше не был человек, но стал могущественным божеством - “образ невидимого Бога”. (Кол.1:15; 2 Кор.5:16; 1 Пет.3:18). Это означает, что по своей природе Иисус теперь невидим. (Вспомним эпизод в Деян.9:3-5) Именно этот божественный Христос возвращается к земле при втором пришествии; следовательно, факт Его возвращения, скорее, должен быть признан, нежели видим естественным зрением.
В Рим. 1:20 мы читаем относительно Бога, “Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы”. Вот - ключ, который поможет нам понимать значение пророчеств, имеющих отношение к второму пришествию Христа. Христос теперь невидим для человеческих глаз, так же, как Небесный Отец; следовательно, при Его втором появлении Он может быть признан только видимыми вещами, которые выясняются и которые могут быть подтверждены через пророческие страницы божественного Слова как "признаки" и "знамения," которыми должно быть отмечено Его возвращение.
Мы имеем другую иллюстрацию этого в действиях сатаны. Библия учит, что есть персональный дьявол. Все же никакой человек никогда не видел его. Но мы все видели результаты его гнусного влияния. Апостол Павел сообщает нам, что сатана есть “бог этого мира,” (2 Кор. 4:4), тот, кто “ныне действует в сынах противления”. И он также объясняет, что сатана - дух, “князь, господствующий в воздухе”. (Еф. 2:2). Иисус называет сатану “князь этого мира”. (Иоанн 12:31; 14:30; 16:11). Если мы верим Библии, мы должны полагать, что сатана -- это могущественное, невидимое существо, кто в течение столетий осуществлял контроль над делами людей.
Это - высоко возвеличенный, божественный, и невидимый Иисус, Который возвращается, чтобы основать Его царство, и то царство составит новый мир, новый социальный порядок. То второе присутствие Христа, которое должно быть невидимо для человеческих глаз, долго было сокрыто неправильным переводом. Как все мы знаем, Библия не была написана первоначально ни на английском, ни на русском или каких-то иных языках; следовательно мы, кто используют английский или русский язык, должны зависеть от переводов из первоначального еврейского Ветхого Завета и из греческого Нового Завета. В то время как в большинстве переводов из-за неверного перевода Библии в общем потеряна незначительная доля точности значения, все же есть исключения, в которых дефектные переводы помогли скрывать истинное и важное учение. Как пример этого, мы привлекаем внимание к греческому слову, которое появляется неоднократно в пророчествах Нового Завета, имеющих отношение к второму пришествию Христа на землю. Это слово парусия – parousia (греч). Например, в Авторизованном Переводе Библии (англ.) это слово часто неправильно переведено "пришествие", или "прибытие", тогда как всегда должно быть переведено как "присутствие". Таким образом, пророческие признаки, указывающие на второе присутствие Христа, неправильно интерпретировались как признаки о Его близком пришествии. Это привело к серьезному недоразумению относительно способа и цели возвращения нашего Господа.
Когда, например, ученики спросили Иисуса, “Какой признак Твоего пришествия, [присутствия]?”, как это записано в Мф. 24:3, они не спрашивали, как они могли бы узнать заранее, когда Он прибудет, но как они могли бы знать, когда Он прибыл и есть. В гармонии с Рим.1:20, они хотели знать то, какие видимые вещи они должны были искать как свидетельство, что невидимый Христос возвратился, чтобы установить Свое царство.
Археологические открытия показывают, что греческое слово parousia использовалось в древних временах, чтобы описать посещения царями и императорами различных городов и областей их царств. Одно такое открытие показывает, что для того, чтобы оплатить расходы такого посещения, были подняты налоги, и отчеканена специальная “парусийная монета.” Как соответствующе, тогда, что это слово должно использоваться в связи с посещением земли Царя царей и Господа господствующих! Но, как в случае земных правителей, чьи посещения были таким образом описаны, так и с Иисусом, parousia не означает момент прибытия, но охватывает полную продолжительность посещения.
Иисус описал способ Его присутствия, когда Он сказал своим ученикам, “Если скажут вам: вот, Он в пустыне, - не выходите; вот, Он в потаенных комнатах,-- не верьте; ибо, как молния [греческий astrape – яркий свет] исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие [parousia-присутствие] Сына Человеческого”. (Мф. 24:26,27) Когда Я возвращусь, говорил Иисус, вы не будете искать Меня скрытым далеко в каком-то тайном помещении, как вы могли бы находить человека или женщину. Скорее, вы различите Мое присутствие таким же образом, как вы различаете существование Бога, – то есть через те великие вещи, которые вы приписываете Ему.
Мы наблюдаем солнечный свет и дождь, нагрев и полив земли, и что она может произвести от этого, и мы говорим, что это свидетельство, что Бог существует. Так же, Иисус объясняет, мы будем знать о Его втором присутствии, потому что это будет походить на яркий свет, подобный солнцу, которое всходит на востоке и сияет до самого запада.
Это предполагает восход нового дня, – то есть то, чту второе присутствие Христа будет означать для мира человечества. Иисус пророчески упоминается как “Солнце Справедливости,” которое взойдет “с исцелением в лучах его”. (Мал. 4:2) От света этого “Солнца” знание Бога заполнит всю землю “как воды наполняют море”. (Ис. 11:9) От полюса до полюса будет сиять это Солнце, и на каждый континент и острова моря. Его освещающая и живительная благодатная сила будет чувствоваться повсюду.
Не будет никаких нерешенных проблем, что бы они не были освещены светом присутствия великого Учителя, и все они будут быстро излечены целительными лучами этого славного Солнца, с востока до запада выполняя собственное обещание Иисуса относительно способа и цели Его пришествия. Рассмотрите проблему войны. Когда царство Христа начнет функционировать, оно найдет человечество, разоренное разрушительными действиями войн, революций и анархии. Но в назначенное время Бог скажет бушующим народам, “Остановитесь и познайте, что Я Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле”. (Пс. 45:11). И будет тогда, что народы “перекуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы” - и народы уже больше не будут учиться воевать. - Михея 4:1-4.
Мы много слышим в наши дни о “войне с бедностью”. Бедность, это действительно одна из главных проблем в мире. Но посредством царства Христа Господь Бог устроит “для всех народов трапезу из тучных яств”, и каждый человек будет жить под своей виноградной лозой и своим плодовым деревом, и там не будет никого, кто бы устрашал их - (Ис. 25:6; Мих. 4: 41). Мы читаем далее относительно этой проблемы, что “Он [Христос] да судит нищих народа, да спасет сынов убогого, и смирит притеснителя… Ибо Он избавит нищего, вопиющего, и угнетенного, у которого нет помощника”- Пс. 72:4,12.
Проблемы религии будут также тогда решены. Сегодня миллионы землян поклоняются разнообразным богам, и даже те, кто пытаются поклоняться истинному Богу, безнадежно разделены на сектантские группы, из которых происходят непонятные противоречивые утверждения, догмы, и доктрины, некоторые даже заявляют, что “Бог мертв”. Но все это изменится, как обещано Богом, что “Тогда Я опять дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно”- Соф. 3:9.
Также имеется главная проблема болезни и смерти. Пока эта проблема не может быть решена, человечество все еще должно будет проходить “долиной смертной тени”. В таком случае нигде не может быть никакого длительного мира и счастья, поскольку каждый мирный и счастливый дом будет периодически губить тот страх перед врагом [смертью], который считает свои жертвы миллионами. Но эта проблема будет также решена через присутствие Христа и Его царство.
В решении проблемы смерти ни один не должен быть упущен, даже те, кто заснули в смерти, должны быть пробужден от того "сна". Это означает, что никого не должен огорчать факт, что царство Христа не наступило раньше, до того как умерли их отец, мать, или другие дорогие им близкие, потому что все они будут восстановлены к жизни. Благословенная власть Того, Кто отменял похороны в Иудее более девятнадцати столетий назад, запросто воскрешая мертвых к жизни, снова будет применяться, но уже не для ограниченного числа умерших, а для восстановления всех семейств земли. Аллилуйя, какой Спаситель!
Но только те, кто окажут повиновение законам нового царства, будут спасены от вечной смерти. Будет требоваться полное повиновение, поскольку будет обеспечено полное просвещение. Не будет никакого недоразумения относительно требований Бога, но те требования будут только справедливые. И те, кто сознательно и преднамеренно не повинуются, “истребятся из народа.” (Деяния 3:23). Никому не будет позволено вредить совершенствованию нового мира Бога.
Лучи просвещения присутствия Христа заполнят землю знанием славы Бога. Это означает, что все “бесовские учения,” все суеверие, все человеческие вероучения и догмы, все человеческие предписания, в соответствии с которыми людей научают скорее бояться Бога, чем любить Его, все политические интриги, а также тысячи других зол, которые мучили умирающий мир, должны быть уничтожены, и все заменено истинным познанием Бога и Его справедливых законов.
Когда земля станет наполняться знанием славы Бога, наступит также истребление всех бесчисленных цитаделей греха, порока и преступления. Потому что славное Солнце Справедливости силой Его просвещающих и исцеляющих лучей проникнет в различные логова беззакония, сатанинской тьмы и невежества, и эти клоаки зла и мрака уступят место великолепному свету нового дня.
Не будет укромного уголка или отдаленного места на земле, куда бы не проник свет славного "Солнца". Теплота его целительных лучей будет проникать в трущобы наших опрятных городов и низойдет в учреждения страдания, которые мы называем больницами. Насколько благодарны мы за эти больницы сегодня, но насколько замечательнее будет, когда яркий свет присутствия Великого Лекаря уничтожит болезни, которые делают их [больницы] необходимыми! Исцеляющие лучи “Солнца” достигнут постели больного как в богатом доме, так и в жилище бедняка. В действительности, то и различия между богатыми и бедными будут устранены, потому что все станут богатыми, поскольку было обещание, что для всех должна быть обеспечена трапеза из тучных яств.- Ис. 25:6-8
Перспектива для страдающих народов земли воистину великолепная. Хорошо бы сказать, что надежды относительно мира столь же прекрасны, как обещания Бога, а они действительно прекрасные. И не только прекрасные, но и уверенные. Как мы должны быть довольны, зная, что Христос не возвращается, чтобы уничтожить землю, но чтобы благословлять людей миром, здоровьем, и жизнью, и что через действенную силу Его царства Он будет выполнять все замечательные обещания Библии, и что на самом деле будут благословлены “все племена земли”.
Глава 10
ВОЗВРАЩЕНИЕ ХРИСТА И КОНЕЦ МИРА
КОНЕЦ МИРА
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ
БОЛЬШЕ НЕ ЧЕЛОВЕК
РЕШЕНИЕ МИРОВЫХ ПРОБЛЕМ