УЧЕНИКИ Иисуса думали, что Он пришел в этот мир, чтобы стать великим Царем и Мессией, по пророчествам, и что Он установит царство в Иерусалиме, которое постепенно расширяло бы сферу его влияния, пока не охватило бы целый мир. Однако к завершению служения Иисуса Он начал говорить им вещи, которые указали, что сначала Он уйдет, но потом возвратится, чтобы основать свое царство. Они так до конца и не поняли, зачем Ему должно было умереть, и были очень удивлены и растеряны, когда Он был взят от них и замучен.
С такими мыслями о будущем царстве, на Елеонской горе они подошли к Иисусу и сказали, “Скажи нам, когда это будет? И какой признак Твоего присутствия и кончины века?”(Мф.24:3) В вопросе учеников мы использовали перевод Diaglott, потому что он должным образом передает слова "присутствие" и “век”, вместо "пришествие" и “мир”. Они не спрашивали о признаках, которые укажут, как скоро Иисус возвратится, но о признаках, которые укажут на Его фактическое присутствие. Они также хотели знать о конце века, а не конец мира, или земли.
Веку[1] наступит конец в результате возвращения Господа; так что признаки, которые обозначили бы окончание века, были бы в то же самое время признаками, указывающими на Его присутствие, и именно с этой точки зрения мы исследуем эту часть ответа Иисуса на вопросы Его учеников. Эти ученики признали Иисуса как обещанного Мессию, не по Его внешности, а по некоторыми признакам, которые сопровождали Его служение и присутствие[2]. Они должным образом ожидали, что так же будет тогда, когда Он возвратился, чтобы основать Его царство, следовательно, они желали знать, какие именно будут признаки, указывающие на Его присутствие. Естественно, они желали снова быть среди приближенных, кто признают Его присутствие. Они не знали, что Его возвращение должно было быть спустя почти две тысячи лет в будущем.
В ответ на вопрос учеников о признаках, которые указали бы Его второе присутствие, Иисус произнес очень важную пророческую проповедь. Она записана в 24 и 25 главах Евагелии Матфея. Стихи 21 и 22 из главы 24 представляют очень явственный признак для нас, живущих сегодня. Мы указываем:
“Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть.”
Сегодня мы живем во времени такой “великой скорби,” какой человеческий род никогда прежде не испытывал. Это бедствие, которое угрожает уничтожить “всякую плоть,” как раз и есть тем пророческом признаком, о котором Иисус говорил как о свидетельстве Его присутствия и конца века. Никогда прежде в опыте человечества не было ситуации, похожей на эту. Было огромное истребление человеческой жизни в течение Первой и Второй Мировых войн, но все равно в течение тех лет войны общее население земли продолжало возрастать.
Теперь же ситуация отличается, могущественные державы земли имеют ядерные ракеты в достаточных количествах, чтобы уничтожить полностью население земли несколько раз в любое время. Так что нет никакой сложности в распознании этого признака и его значения. Но следует отметить, что Иисус не говорил, что “всякая плоть” будет уничтожена. Он просто сказал, что, если бы на сей раз бедствиям позволено было продолжиться, это привело бы к истреблению всего живого. Для нашей поддержки Он дал гарантию, что время бедствия будет сокращено, что означает, что Он не допустит истребления всей плоти (т.е. всего человечества).
Но это не отменяет значение угрозы истребления, которая нависла сегодня над миром. Особо подчеркивая этот "признак" Своего присутствия, Иисус фактически предсказал почти две тысячи лет ранее то, что мудрые мужи мира теперь объявляют действительным фактом. Таким образом, мы не только имеем признак времени, в котором мы живем, но мы имеем точное исполнение пророчества Божьего Слова, что увеличивает наше доверие к его прогнозам, имеющим отношение к тем будущим событиям, которым должно свершиться во исполнение великого замысла Творца..
Другой признак, который Иисус дал Своим ученикам, относится к естественным потомкам Авраама, – к Израильтянам. Он сказал, “Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников”. (Лук.21:24) Здесь Иисус использует “Иерусалим” чтобы показать Еврейское государство, или нацию. В то время как Иисус говорил эти слова, еврейский народ уже “попирался” язычниками в течение больше чем 600 лет, или, определенно, с 606 года до н.э. Именно тогда Навуходоносор, царь Вавилона, разрушил Иерусалим, а людей угнал в плен в Вавилон. Хотя семьюдесятью годами позже им разрешили возвращаться в их землю и восстанавливать Иерусалим, они уже так и не восстановили свою национальную независимость.
Вавилон был свергнут Медо-Персидской империей, которая позже уступила Греции. Затем, под напором римской армии, последовало падение Греции, и Рим стал четвертым в этом ряду мировых языческих империй. Израиль был подчинен каждой из них по очереди, и во времена Иисуса был под игом Римской империи. Но и после ее распада еврейский народ оставался рассеянным и бесправным по всем народам, и в таком подневольном состоянии, Он сказал, Израиль будет находиться до “окончания времен язычников”.- Лук. 21:24
Это выражение, “времена язычников,” не относятся к общему количеству лет существования на земле языческих народов, но к периоду, в течение которого "Иерусалим" будет "попираем" (угнетаем) язычниками. В действительности, время этого рассеяния и унижения Израиля было периодом наказания, о котором Библия говорит как «семь времен», и оно пророчески описано Моисеем как предупреждение, что в результате длительного неповиновения Закону Бог таким образом накажет Израиля. Сначала были упомянуты некоторые меньшие наказания, а затем Мойсей добавляет: “Если и при всем том не послушаете Меня, то я всемеро увеличу наказание за грехи ваши”.- Лев. 26:18.
Это предупреждение наказания “всемеро”[3] (или семикратно) повторено четыре раза. Священные Писания указывают, что символическое "время" - период 360 лет, и семь из них были бы общее количество 2,520 лет. Библейский ключ к этому методу счета дается в Езекииля 4:4-6. Мы полагаем, что именно этот период в 2,520 лет начался в 606 днэ, когда Израиль потерял свою национальную независимость. Если эти выводы верные, то указанный период закончился в 1914 году. Это был год, в котором началась Первая Мировая война. В результате того конфликта английский генерал Алленби, по мандату известной Декларации Бальфора, изгнал турков из Иерусалима и Палестины и открыл дверь древней родины еврейским изгнанникам, бесправным скитальцам по всем странам.
Евреи были на пути к независимости, и в то же время были временные задержки, препятствовавшие восстановлению евреями Палестины, и их возвращение на их древнюю обетованную родину растянулось на годы. Из этого восстановительного процесса наступило рождение нового государства Израиль, в 1948 году. Таким образом видим, что именно в 1914, после 2,520 лет порабощения, начала разворачиваться цепь событий, которые вели к национальной независимости для этого библейского и исторического народа, доказывая, что пророческие “времена язычников” закончились.
Сегодня народ Израиля - свободный народ. Больше нет Израиля без их собственного правительства. Израиль - равноправный народ среди народов мира, а не вассал Рима или любой другой языческой страны. Новое государство Израиль не без его трудностей, но они являются обычными проблемами в этом запутанном, противоречивом мире. Израиль не только свободное государство, но и полноправный член Организации Объединенных Наций. Он больше не попирается язычниками. Таким образом, мы имеем другой выдающийся признак присутствия Великого Учителя.
Во второй главе пророчества Даниила имеется описание некоторых обстоятельств, приведших к началу периода доминирования язычников, в течение которого еврейский народ должен был быть подневольным. Навуходоносор был в то время царь Вавилона, и Бог использовал очень драматический способ указать, что с него начался период, упомянутый Иисусом как «времена язычников», которые, как мы видели, закончились в 1914 году нашей эры.
Навуходоносору приснился сон, которого после пробуждения он не мог припомнить. Он послал за Даниилом, пленником евреем, который был способен не только напомнить царю его сон, но и разъяснить значение его. Даниил объяснил, что в своем сне царь видел подобное человеку изображение. Этот образ (статуя; в Библии – истукан) имел голову из золота, грудь из серебра, бедра из меди, голени ног из железа, а ноги и пальцы ног -- из железа, смешанного с глиной. Далее, по ходу сна, царь видел камень, оторванный от горы без рук; и этот камень ударил истукана по ногам, от чего тот рухнул. Упав, он разрушился в прах, и ветер сдул пыль, как летом при молотьбе сдувает мякину с гумна. А тот камень, который сразил истукана, стал расти, пока не стал большой горой, которая заполнила всю землю. Изъяснение Даниилом этого сна замечательно тем, что оно дает точный предварительный просмотр истории язычников, начавшейся тогда с Вавилонского господства, и продолжающейся через столетия даже до наших дней. В этой божественной интерпретации Даниил отождествляет Вавилонскую империю с Навуходоносором, который в истукане представлен головой из золота. Царю Даниил сказал: “Ты, царь, царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу; и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в руки твои и поставил тебя владыкою над всеми ими, ты – эта золотая голова".- Дан. 2:37, 38
До этого Бог не признавал и не одобрял никого[4] кроме Израильского народа. Но теперь евреи стали подданными Вавилона, и царь Вавилона был признан Богом как первый представитель из той длинной череды превосходства язычников, которые на протяжении 2,520 лет должны были держать евреев под контролем как покоренный народ. Это было начало времен язычников.
Но Даниил не закончил свое пророчество идентификацией Вавилона как “золотая голова”. В дополнение он объяснил Навуходоносору, что с крушением его царства возникнет другая империя, представленная в истукане серебряными плечами и грудью. Это, как оказалось, была Медо-Персидская империя[5], которая обрушила Вавилон несколькими годами позже. Даниил также сказал о третьей империи, которая возникнет, побеждая объединенных Мидию и Персию. Это было Греческая империя, представленная в истукане бедрами из меди.
Но Даниил не остановился и на этом. Он продолжал, и предсказал усиление военного могущества Рима. Это царство, или империя, было представлено ногами из железа, и верно: Рим был железное царство. Но Даниил нисколько не ошибся, упоминая о пятой мировой империи, которая устранит Рим. На самом деле, он обратил внимание на ослабление и распад Римской империи, что представлено ногами и пальцами ног истукана, которые были частью из железа, а частью из глины. Последние остатки [пальцы] Римской империи представлены в различных государствах Европы [прежде бывших в составе Римской империи], продолжавших существовать до 1914 г., или до конца времен язычников, как упомянуто Иисусом в Луки 21:24.
Во сне царь видел, что камень, без помощи рук оторванный от горы, ударил в ноги истукана, принуждая его к падению, указывая на божественное вмешательство в дела этих отдельных языческих царств. После того как он упал, обломки превратились в пыль, и ветер унес ее. Тогда камень стал расти и вырос в большую гору, которая заполнила всю землю. Даниил объяснил, что это подразумевает: “во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство” - то есть во дни царств, изображенных пальцами ног истукана, тех пред-1914 г. европейских монархий.
Так как различные деления давней Римской империи продолжились до Первой Мировой войны, было естественно, что идеология божественного права царей, которая началась с Навуходоносора, должна была остаться действенной. До конца времен язычников цари Европы утверждали, что право управлять им дано от Бога. Но такие притязания больше не воспринимаются. Вместо божественного права царей теперь на тронах власти или безбожные диктаторы или правители, которые избраны народом. Правда, есть несколько оставшихся королей, но они сегодня бессильны в мире и больше не превозносятся амбициозными утверждениями на божественное право управлять.
Поэтому, 1914 год ознаменовал не только конец времен язычников, вследствие чего видим возникновение обстоятельств, которые привели через несколько коротких лет к освобождению Израиля как народа, но это также засвидетельствовало поворот событий, которые вели к крушению той системы правления, которая делала подневольным еврейский народ в течение столетий.
Должно хорошо помнить, что библейские пророчества времени указывают дату начала каждого события, которые они предсказывают, но не завершение тех событий. Этот процесс выполнения обозначен в описании Даниила о случившемся с истуканом, которого Навуходоносор видел в своем сне, и как этот истукан был сражен камнем, оторванным от горы без помощи рук. Сначала он упал, но это не был полный конец, поскольку после падения обломки истукана должны распасться в прах, и впоследствии те частицы от обломков были сдуты ветром -- “и ветер унес их, и следа не осталось от них”. Мы полагаем, что это подходящая иллюстрация постепенного распада пред-1914 социального порядка, и еще не завершенного.
Апостол Павел дает нам дальнейшую ценную информацию относительно развития мировых событий в этом конце века. Он также подтверждает сказанное Иисусом относительно разрушительных бедствий, которые неизбежно придут на мир, и объясняет, что это будет подобно тому “как мука родами постигает имеющую во чреве”. “Муки” [родовые схватки] происходят периодическими спазмами, с временными облегчения между ними, и Павел объясняет, что такая ситуация, с промежутками облегчения между бедствиями, будет сопровождаться заявлениями “мир и безопасность”- l Фес.5:1-3.
Мы полагаем, что первая из этих разрушительных “схваток” обрушилась на мир в 1914 г. той грандиозной международной бойней, которая свалила фактически всех коронованных глав Европы с их тронов. Интересно обратить внимание в этой связи, что 1913 год был объявлен годом мира во всем мире. Но прежде чем крики о мире и безопасности полностью затихли, вспыхнула “война, чтобы закончить войны”. В 1918 война закончилась, и было подписано перемирие; но в то время как народы неискренне заверяли друг друга идеей о мире и доброй воле, даже уничтожив для этого несколько устаревших линейных кораблей, скоро начались приготовления к следующей войне, и она обрушилась на мир во всей своей ярости в 1939 году - это вторая "схватка" разрушения.
Имелись, конечно, и другие спазмы бедствий. Одной из них была великая депрессия 1930-ых. Была Корейская война. Освободительная война в Китае. Вьетнамская война и.т.д. Тем временем, в результате этих "родовых схваток", структура цивилизации постепенно ослабевает. Ползучая инфляция съедает экономическую безопасность даже наиболее мощных стран; а более слабые пали бы давно, если бы не американские доллары.
Другой аспект “великой скорби,” упомянутой Иисусом, предсказан в Софонии 3:8. Этот текст говорит: “Ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мной определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля.” Обратите внимание, что в этом прогнозе описано всемирное собирание народов.
Это нечто такое, что является уникальным к концу века. Мировая война 1914 г. показала первый глобальный сбор наций для военных целей. Это - то, что сделало ее “Мировой войной.” После той войны образовалась Лига Наций - другой сбор, но для мирных целей. Надеялось, что это объединение наций сможет поддерживать длительный мир, но оно потерпело неудачу.
Тогда произошло еще одно собирание наций для военных целей, и подобно первой, в этой войне принимали участие почти все народы мира. Затем последовала Организация Объединенных Наций. И сегодня есть также некоторые меньшие объединения наций, с переплетающимися интересами. Господь предсказал, что, в конечном счете, все это приведет к "пожиранию" символической земли огнем Его ревности. После этого, Господь опять даст народам “чистые уста,” чтобы все они могли призывать Его и служить Ему единодушно. - Соф. 3:9
"Огонь" ревности Бога, это, на самом деле, то время великой скорби, или бедствия, в котором существующий социальный порядок уже теперь разрушается. Это не указывает, что Бог мстителен, но это подразумевает, что прежде чем долгожданное Мессианское царство может быть основано, социальный порядок на земле, управляемый сатаной, должен быть уничтожен; и это будет сделано ревностью Господа, который долго терпел, ни во что не вмешиваясь [в дела мира]; но теперь Он станет действовать, потому что наступило должное время в Его великом замысле для учреждения царства Христа.
В пророчестве рождения Иисуса и цели Его рождения, записанного в Исайя 9:6,7, об Иисусе сказано, что Ему надлежит быть Князем Мира. Это пророчество объявляет, что “умножению владычества Его нет предела,” и затем пророчество заканчивается с этими словами заверения, “ревность Господа Саваофа соделает это.” Это – ревность Господа Саваофа [Господа Сил], который выполняет каждую деталь Своего великого замысла, и мы радуемся, зная, что не будет никакой ошибки в Его планах и целях.
То, что Иисус назвал великой скорбью, которой закончится этот евангельский век, у Даниила описано, как “время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди.” (Дан.12:1) В 4-ом стихе этой самой главы мы информированы что в “последнее время” [В других переводах «время конца»], то есть в конце века, многие “будут бегать туда и сюда” по земле, и очень возрастет знание [в русском переводе несколько иначе]. Нашему поколению дано было быть свидетелем выполнения и этого пророчества. Мы вдруг стали миром путешественников, потому что произошло беспрецедентное увеличение знания, которое привело к изобретению новых способов путешествия.
Младшие члены нынешнего поколения склонны забывать, что все наши замечательные благословенные изобретения и путешествия свойственны для этого поколения. Наши бабушки и дедушки не имели понятия о них. На первых порах по изобретению железных дорог многие вроде и неглупые люди утверждали, что они были “изобретение дьявола, чтобы увозить бессмертные души в ад”. Но сегодня самые высокие скорости путешествия железной дорогой медленны по сравнению со скоростью путешествия реактивными самолетами.
Мы только кратко упоминаем предсказание умножения знания и быстрого путешествия. Сами факты достижений мировой науки говорят громче и убедительнее чем слова. Это - еще один признак присутствия нашего Господа и конца века. Насколько благодарны мы за то, что конец теперешнего века, или мира сатаны, знаменует наступление нового века -- века мира и благословения для человечества. Насколько довольны мы тем, что согласно великому замыслу Бога, Христос не возвращается, чтобы уничтожить землю, но наполнять ее знанием славы Бога! Так что мы приветствуем Его присутствие как “Утреннюю Звезду,” которая взошла для тех, кто, через веру в обещания Бога и пророчества, способны различить Его присутствие и знать, что скоро, как славное “Солнце Справедливости,” Оно поднимется с “исцелением в лучах Его.”- 2 Пет.1:19; Мал. 4:2Глава 11
ПРИЗНАКИ ЕГО ПРИСУТСТВИЯ
УГРОЗА ДЛЯ ВСЯКОЙ ПЛОТИ
ИЗРАИЛЬ БОЛЬШЕ НЕ ПОПИРАЕТСЯ
СОН НАВУХОДОНОСОРА
ДРУГИЕ ЦАРСТВА
БОЖЕСТВЕННОЕ ПРАВО ЦАРЕЙ
ПРОРОЧЕСТВО ПАВЛА
СОБИРАНИЕ НАРОДОВ
УМНОЖЕНИЕ ЗНАНИЯ
[1] Век – не в смысле столетия, но в смысле какого-то периода времени. В данном случае говорится о «веке» от потопа до установления царства Христа. Но этот «век» охватывает отрезки, или исторические периоды времени, которые также называем «веками». Итак, большой период-век от потопа до установления царства Христа состоит из века Патриархов, века Закона и века Евангелии, при окончании которого мы теперь находимся.
[2] Ведь, привычно говоря о первом пришествии Иисуса, мы не имеем в виду именно факт и способ Его рождения, но те дела, которые Он совершал, присутствуя среди людей
[3] «Всемеро» переведено из того самого еврейского выражения, что в Дан.4:13 переведено как «семь времен» -- семь отрезков определенного времени.
[4] По Завету Закона, Исх.6:7. До начала Времен Язычников Израиль образно представлял Божее Царство, и только с этим народом Бог «имел дело».
[5] Мидия и Персия были в составе Вавилонской империи. Объединились и выступили против Вавилона, и победили, и образовали Медо-Персидскую империю.