“И сказал Господь Бог… И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».- Бытие 3:14, 15
ЧЕЛОВЕКУ, самому высокому из всех земных существ Бога, наделенному качествами и способностями, отражающими образ Творца, не удалось выдержать простое испытание повиновения, которому он был подвергнут. Он нарушил закон Бога и должен был умереть: “Прах ты, и в прах возвратишься”. (Быт.3:19) В божественной мудрости все потомство Адама унаследовало этот приговор смерти. Все рождены несовершенными и неспособными сопротивляться разрушительным действиям болезни, и в конечном счете умирают, по определению высшей справедливости: “Возмездие за грех - смерть”. - Рим. 6:23
Но Бог все еще любил Своих неправедных человеческих детей, и вынося приговор смерти Адаму и Еве, он дал намек, что была предусмотрена возможность избавления от наказания. Это обещание избавления явно не заявлено, но это несомненно подразумевалось в заявлении "змею", что "Семя" женщины будет поражать его в голову. Но даже эта неясная гарантия, казалось, давала нашим первым родителям какую-то меру надежды, что Создатель исправит их тяжелое положение, поэтому, когда Сиф был рожден, Ева сказала, “Бог ... положил мне другое семя вместо Авеля, которого Каин убил”. - Быт. 4:25
Ева, конечно, не понимала, что Семя, упомянутое Богом, это был великий Избавитель, пророчески обещанный Мессия, и что истечет больше чем шесть тысяч лет, прежде чем "голова змея" будет "поражена" этим Семенем. Как план Создателя раскрывается через Его Слово, становится ясно, что дело избавления, подразумеваемое заявлением Бога о поражении "змея", будет выполнено могущественным правительством, или царством, под управлением обещанного Семени.
В 20-ой главе Откровения нам представлено много информации относительно этого царства, которое принесет человечеству избавление. Согласно данной здесь гарантии, даже мертвые должны быть восстановлены к жизни. Но сначала потребуется связать “того древнего змия”. В стихах 1 и 2 читаем: “И увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет. И низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы”. Это описание сразу же наводит на мысль, что речь идет о “змее”, действовавшем в саду Едема, и вместе с остальными стихами главы заверяет нас, что упомянутое Богом “поражение в голову” подразумевает полное избавление от трясины греха и смерти, в которую было погружено человечество коварством сатаны, склонившего наших прародителей к неповиновению закону Бога. Грех и смерть не должны продолжиться вечно.
Позже, более определенное обещание избавления было дано Аврааму. "Благословятся в семени твоем все народы земли.” (Быт. 22:18) В Новом Завете напоминается об этом обещании Аврааму и дано объяснение, что в действительности Христос является этим Семенем. (Галатам 3:8,16) Что же это за благословения, которые, как обещал Бог, придут на все народы земли через Семя Авраама, которое есть Христос?
На этот вопрос отвечает Апостол Петр в Деяниях 3:19-25. Этот текст Священного Писания рассказывает о проповеди, произнесенной Петром, в которой он преподал урок о чуде, только что сделанном им и Иоанном – о чуде исцеления человека, который был хромой от своего рождения. В своей проповеди он объясняет, что после второго пришествия Христа будет время всеобщего восстановления, или "реституции", как это переведено в Авторизованной Версии Библии; таким же образом, как был восстановлен к здоровью этот человек, так все должны быть восстановлены в “должное время” божественного плана. Тогда он заканчивает, “Вы сыны пророков и завета, который завещал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: И в семени твоем благословятся все народы земли”.
Обещание избавления, которое Бог дал Аврааму, было повторено его сыну Исааку и его внуку Иакову. Иаков имел двенадцать сыновей, и к концу его жизни он призвал их к себе и объявил благословения на каждого из них. Эти родительские благословения имели пророческий смысл. Своему сыну Иуде Иаков сказал: “Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов”. - Быт. 49:9,10
Это пророчество было произнесено Иаковом в то время как он жил в Египте, и упоминание о преклоненном льве отражает это. В Египте в то время царственное право фараона на правление символизировалось преклоненным львом. Таким образом, используя этот символ, Иаков говорил в своем пророчестве, что "скипетр", право управлять, как обещал Бог, предназначен для его сына Иуды, и что в назначенное время от него будет рожден потомок Иудейского царства, имя которому будет Шило. К Нему должны быть собраны народы; то есть, через Шило будут благословлены все народы земли.
Имя “Шило” означает спокойный, или мирный. Это одно из названий Ветхого Завета, указывающих на Христа Мессию и показывает, что этот обещанный Избавитель будет Примиритель не только среди людей, которые будут собраны к Нему, но Примиритель также между Богом и людьми, восстанавливая гармонию, которая существовала до нарушения человеком божественного закона. В одном из пророчеств рождения Иисуса Он упомянут как “Князь Мира,” и там же мы заверены, что “умножению владычества Его и мира нет предела”. - Ис. 9:6,7
В этом том же самом пророчестве Исайи мы информированы относительно “Князя Мира”, что “владычество на раменах Его”. Это - правительство, в котором Шило держит скипетр, или право управлять. Это - мессианское царство, и в Михея 4:1-4 оно представлено под символом горы, “гора дома Господня». Пророк уверяет нас, что на этой горе, или царстве, люди изучат пути Бога и в результате они “перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы, и не будут более учиться воевать”.
В Исайя 25:6-9 Господь Бог знакомит нас с другим пророческим описанием благословений, которые достигнут людей на Его горе, в мессианском царстве. Одним из этих благословений будет разрушение смерти. “Поглощена будет смерть навеки”, читаем обещание, и “и отрет Господь Бог слезу со всех лиц”. Другое благословение, которое достигнет людей через царство Христа, описано как удаление тьмы невежества - “И уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы”. Это "покрывало", или завеса суеверия и недоразумения относительно Бога и Его любви в цели создании человека, и Его плана восстановления его к жизни.
Это "покрывало", за которым скрывается от людей правда Бога, включает все порочащие Бога теории, проистекающие из лжи сатаны “Нет, не умрете.” Большинство с удовольствием поверили что “нет никакой смерти”. Но мы благодарим Бога, что эта ложь откроется, вместе со всеми другими ложными понятиями, которые сатана соткал в "покрывало" и закрыл людям "глаза"; но слава Богу, что это ослепление будет снято, и человечество прозреет. Ис. 35:5.
Другое очень интересное и заверяющее обещание избавления от результата первоначального греха находим в Иеремии 31:29,30. Этот текст говорит, “В те дни уже не будут говорить: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах – оскомина; но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие. Кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет”. Урок здесь очевиден. Праотец Адам в самом начале съел “кислый виноград” греха, а результат перешел на весь человеческий род, и все пострадали от этого акта неповиновения; все умерли или умирают.
Но Бог ручается нам, что это должно измениться “в те дни”, когда обещанное "Семя" Авраама, правящее как “Князь Мира”. Оно также будет распределять благословения здоровья и жизни. Это будет возможно, потому что Иисус занял место грешника в смерти, и в течение Его царствования Он предложит каждому из человеческого рода возможность повиноваться и жить. Люди больше не будут умирать из-за греха Адама. Если они и будут умирать вообще, то только потому, что они индивидуально станут есть кислый виноград греха, то есть, добровольно и сознательно грешить против Бога и истины. Это будет в течение “времени свершения всего”, т.е. во время реституции, и Петр объясняет, что тогда это будут только те, кто не повинуются, и такие будут “истребляться из народа”. - Деяния 3:23
Рождение Иисуса подтверждало правдивость пророческого свидетельства относительно пришествия Спасителя и избавления проклятого грехом человеческого рода. Ангел, в объявлении рождения Иисуса, сказал: “Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям. Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. “И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение.”- Луки 2:10-14.
Выражение “ныне родился вам” отмечает существенное различие между этим ангельским объявлением и обещаниями и пророчествами, которые Господь Бог ранее давал через святых пророков, и это отличие в том, что эти обещания и пророчества теперь начали исполняться. Одно из пророчеств указывало город, в котором будет рожден обещанный будущий Владыка. Это должен был быть древний Вифлеем, “город Давида”. (Михей 5:2) Так, когда ангел объявил рождение будущего Царя земли, он уделил особое внимание этому: “Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь”. Все обещания Бога, начиная с Его утверждения в Раю, что голова змея будет сокрушена Семенем, подразумевали грядущее избавление от смерти. И теперь ангел подтверждал это. Тот, “ныне родившийся” в Вифлееме, должен быть Спасителем, и этот Спаситель был Христос, обещанный Мессия.
Это был драматический момент для тех пастухов на Иудейских холмах, которым ангел объявил рождение Спасителя, Мессии. "Внезапно", написано, “явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение”. Это небесное ангельское воинство преданно служило Богу в течение многих столетий, в течение которых Он давал обещания будущего Семени, которое благословит людей. Они не понимали всего значения тех обещаний, но они знали, что они были выражением милости Бога к Его упавшим человеческим существам. С каким энтузиазмом, поэтому, они, должно быть, объявили рождение Иисуса, зная о том, что это было проявлением этой предсказанной милости и начала выполнения обещаний Бога!
В возрасте тридцати лет Иисус начал свое служение, которое полностью гармонировало с пророческими свидетельствами о Нем. Мы читаем, что “Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царство Божие”. (Лук. 8:1) Эта “благая весть”, сказал ангел, должна была быть “всем людям”. Создатель послал Спасителя, и создает условия для учреждения царства, через которое благословения спасения от греха, болезни, и смерти достигнут всех людей.
Для уверовавших в Иисуса не сразу стало понятно, что Его царство не будет установлено немедленно, в то время. Только позже они поняли, что прежде чем стать Спасителем, Ему надлежало умереть, чтобы они могли быть навсегда избавлены от болезни и смерти. Правда, Он предупредил их, что отдаст свою плоть “ради жизни мира”, но из этого заявления они не понимали, что Его человеческая природа [т.е., Он, как человек] умрет, пойдет в смерть как выкуп, или замена за утратившего жизнь Адама и за весь человеческий род. – Иоан. 6:51
С Иисусом были двенадцать, с которыми Он проповедовал и "являл" благие вести царства. Они были свидетелями Его чудес исцеления больных, очищения прокаженных, изгнания бесов и оживления мертвых. Их нельзя обвинять в их предположениях, что это было началом фактического осуществления избавления, и что Его царство скоро будет полностью установлено, и его благословения здоровья и жизни охватят “все народы земли”, как было обещано Богом сделать это через Семя, Мессию.
Ученики не понимали в то время, что изумительные чудеса, сделанные Иисусом, были предназначены просто как иллюстрации - иллюстрации всемирной программы чудес, которые, как они полагали, тогда начались, но которые, в действительности, должны ждать исполнения других начертаний великого проекта Создателя для избавления человечества. Это истина, и какая замечательная истина! - что в должном времени Бога все слепые глаза будут открыты, все глухие уши откроются, хромой пойдет прямо, а немой будет петь, и никто не будет говорить, “я болен” - нет, никто из людей. И в этом надлежащем времени те, кто “находящиеся в гробах, изыдут”. Определение “Прах ты, и в прах возвратишься” (Быт.3:19), будучи отменено жертвенной смертью Искупителя, больше не будет действенным против бесчисленных миллионов, которые долго были заперты в большой тюрьме смерти; все они будут вызваны из гроба – из смерти. (Даниил 1:2; Иоанн 5:28,29; Деяния 24:15)
В последней главе Библии Откровение 22 мы имеем надежду относительно избавления через Иисуса и царство, представленное нам на символическом языке. Сначала мы видим "престол" - “престол Бога и Агнца” (стих 1). Престол символизирует царство. Это то царство, об установлении которого так ревностно проповедовали благую весть Иисус и Его ученики. Агнец символизирует Иисуса, и Его жертву ради спасения человечества. Таким образом нам показывают, что посредством божественного правительства обещанные Богом благословения жизни достигнут человечества, и тогда весь спасенный мир удостоверится, что эти благословения стали доступными через смерть “Божьего Агнца, взявшего на себя грехи мира”. - Иоан. 1:29.
Эти обещанные благословения изображены как “чистая река воды жизни, светлая как кристалл, которая течет от престола Бога и Агнца”. “Среди улицы его” [города], по ту и по другую сторону реки, “древо жизни с обеих сторон реки; и было там дерево жизни, двенадцать раз в году приносящие плоды… и листья дерева – для исцеления народов” (стих 2). Этот язык возвращает наши мысли обратно к Раю, когда Адам и Ева был изгнаны из Едемского сада, чтобы они не могли пользоваться деревом жизни и продолжать жить бесконечно. В мессианском царстве вечная жизнь снова станет доступна, уже не только Адаму и Еве, но и всему человечеству.
Стих 3 объявляет, “И ничего уже не будет проклятого”. Ужасное проклятие пребывало на всем человечестве - проклятие греха и смерти. Это губило мир и счастье всего человечества. Никто не был свободен от этого. Все умирают в результате преступления Адама. Но Бог любит Свое создание, потерянных и умирающих грешников, и обеспечил Спасителя, обещанное Семя, Кто, как жертвенный "Агнец", отдал свою жизнь в жертву как цену выкупа. И теперь, в этой последней главе Библии, нам гарантировано, что от “престола Бога и Агнца” “вода жизни, чистая как кристалл” потечет ко всему человечеству. Все будут приглашены принять участие в этой кристально чистой воде. “Прииди!“ - будет звучать призыв, и “жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром”. – Отк. 22:17.
Мы сосредоточили внимание на Иисусе как обещанном Семени благословения, Того, кто "сокрушит" голову "змея". И конечно, нужно отдать Ему всю честь за то место, определенное для Него Создателем в божественном плане спасения человеческого рода от греха и смерти. Однако Священное Писание указывает, что Иисус будет иметь соучастников в Его деле управления и благословения человечества. Апостол Павел выясняет это. Согласно сказанному в Послании к Галатам 3:16, это Иисус есть тем обещанным Семенем Авраама, через Которого будут благословлены народы земли, но далее он объясняет нечто большее, высказыванием, “Если вы Христовы, то вы семя Авраама и наследники по обетованию”. - Гал.3:27-29.
Есть много текстов Священного Писания, которые подтверждают этот пункт. Павел написал, что те верующие, кто страдают и умирают с Иисусом, будут жить и будут править с Ним. (2 Тим. 2:11, 12) Этот класс верных последователей Учителя также указан в Откровении 20:4,6, и здесь нам сказано, что они будут жить и будут править с Христом тысячу лет. Чтобы они могли жить и править с Христом, они подняты из смерти в том, что Священное Писание описывает как “первое воскресение”.
Факт, что Мессии обещано иметь сообщников, которые разделят Его мессианское имя и славу, Бог сохранял тайной в течение всех веков до явления Иисуса при Его первом пришествии. В послании собратьям Колосянам Апостол Павел сказал, “Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которое есть Христос в вас, упование славы”. - Кол.1:27
В 1 Коринфянам, глава 12, Павел использует для образа человеческое тело, чтобы иллюстрировать отношения между Иисусом и теми, которые связаны с Ним в мессианском завете. В этой иллюстрации Иисус является Главой, а Его верные последователи - члены тела. Один из главных пунктов урока, сформулированного в этой главе, как Павел утверждает, то, что “Вы - тело Христово [Мессия], а порознь - члены”. (1 Кор.12:27) Как мы видели, что Мессия - это Семя, которое было упомянуто Богом в Раю, когда Он сказал, что это Семя сокрушит голову "змея"; а что Апостол Павел написал, “Бог мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре”- Рим.16:20, то ученики Иисуса первоначально полагали, что Он, будучи обещанным Мессией, установит Свое царство при его первом пришествии. Только после сошествия на них Святого Духа, в День Пятидесятницы, они поняли, что прежде чем царство могло быть установлено, те, кто вошли в завет с Иисусом, как Его соправители в том царстве, будут должны отказаться от мира, быть испытанными на верность, и полностью подготовленными для их славного положения с Иисусом как соправители в Его царстве.
Эта подготовка членов тела Христа было делом Бога на земле в течение столетий, начиная с первого пришествия Иисуса. Это было выполнено в значительной степени через проповедование Евангелия Христа; Евангелие, непосредственно содержащее приглашение для тех, кто слышит и верит, чтобы взять свой крест и следовать за Учителем на жертвенную смерть. Иисус уполномочил своих последователей идти по всему миру и возвещать Евангелие, и это поручение выполнялось верными в каждом поколении. Они радовались привилегии возвещать людям истину о благой вести.
Избавление человека от греха и смерти через деятельность царства Христа в результате окажется тем, что человечество восстановится к жизни как совершенные люди здесь, на земле. Таков был первоначальный замысел Творца. Но те, кто в течение этого нынешнего века Евангелия через послушание и жертву готовятся, чтобы жить и править с Христом в Его царстве, получат духовную, или небесную награду. Иисус сказал своим ученикам, “Пойду и приготовлю вам место, и приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я”. - Иоан.14:2,3
Иисус предварил свое обещание “приготовить место” своим последователям утверждением, что “В доме Отца моего обителей много: а если бы не так, я сказал бы вам”. (Иоанн. 14:2) Иисус не обещал эти уже имеющиеся места своим последователям, но сказал, что Он будет готовить им специальное место. Что касается тех упомянутых мест, что они уже существовали в “доме” Его Отца, кажется разумно будет заключить, что дом Отца - вся вселенная. Всё принадлежит Ему - и всё Его имение. В этом Его имении или владении имеются различные “места,” т.е. уровни существования или сфер жизни.
Земля - одна из таких сфер жизни. Это сфера жизни, которую Бог предназначил для Его человеческих существ, и в этом “месте” они должны обитать вечность – это место, которое Бог создал для человека. И “Он не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства”. (Ис.45:18) Но как Иисус обещал своим ученикам, Он пошел, чтобы приготовить им особое место. В Библии много сказано относительно этого места. Оно неопределенно предсказано в Ветхом Завете, а в Новом Завете описано как “наследство нетленное, чистое, неувядаемое, хранящееся в небесах для нас”. (1 Пет. 1:4) Те, для кого это место приготовлено, считаются “участниками небесного звания”. - Евр. 3:1
В нашем изучении Библии важно иметь в виду, что ее небесные обещания относятся единственно к верным последователям Иисуса, и что эти последователи должны быть связаны с Иисусом в великом деле восстановления всего человечества к жизни на земле. Храня это различие в памяти, мы найдем гармонию в многих замечательных обещаниях Священного Слова и будем радоваться, поскольку мы ожидаем избавления для человечества от греха и смерти через обещанное Семя, которое должно связать и в конечном счете уничтожить сатану и благословлять “все народы земли”
Глава 6
ОБЕЩАНИЕ ИЗБАВЛЕНИЯ
ОБЕЩАНИЕ АВРААМУ
ПРОРОЧЕСТВО ИАКОВА
ДРУГИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ЦАРСТВА
“КИСЛЫЙ ВИНОГРАД” ГРЕХА
РОЖДЕНИЕ ХРИСТА
СЛУЖЕНИЕ ИИСУСА
ПРОКЛЯТИЯ УЖЕ НЕ БУДЕТ
БОЛЬШЕЕ СЕМЯ
ТАЙНА
ДУХОВНАЯ НАДЕЖДА