ВЕЛИКИЙ ЗАМЫСЕЛ ТВОРЦА
Глава 4
ЧЕЛОВЕК В ПЛАНЕ БОГА
"Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?” - Псалом 8:3, 4
Человек был создан к завершению шестого творческого дня, или периода. Есть две записи о его создании. Первый представлен в книге Бытие 1:26-28, и второй в Бытие 2:7. Первый из них - это общее утверждение того факта, что человек был создан, вместе с выяснением места, которое он должен был занять в Божьем устроении земли. Второй, более детальный отчет, выясняет как он был создан. Некоторые полагают, что отчет Быт.1:26-28 принадлежит пред-адамовой расе, но нет никакого библейского основания для этой теории.
Этот первоначальный отчет о создании человека открывает некоторые существенные факты относительно него: он был создан по образу Бога, и он должен был наполнить своими потомками землю. Он должен был также владычествовать над землей и над более низкими формами земных созданий Бога. Факт, что человек был создан по образу Бога - сильнейшее опровержение теории о развитии человека путем эволюции. Сторонники дарвинизма направляют внимание на различные пути, по которым могла подниматься эволюционная лестница, возможно, в течение миллионов лет, в которых, они утверждают, была жизнь на земле, начавшаяся с протоплазмы. Но никто не рискнул предположением, на какой ступеньке в этой лестнице обезьяна, или “связующее звено”, обрела сознание правильного и неправильного (добра и зла), и была способна рассудить различие между этими двумя. И при этом никто из них не был способен предложить набор обстоятельств, которые должны были подталкивать обезьяну к мышлению на человеческом уровне.
В высоких ученых кругах и в церкви, и среди наших правительственных лидеров от главы государства и донизу, почти все утверждают, что верят, что человек был создан по образу Бога. В свободном мире имеется такое понятие, что конституция базируется на доктрине “достоинства человека”, и для обеспечения этой доктрины ведется ревностная борьба в защиту индивидуальных прав человека. Это хорошо, но позвольте нам напомнить вам, что эта библейская точка зрения не может быть согласована с дарвинской теорией человеческого развития.
Если человек - результат развития, а не прямое создание Бога, то нет никакого основания для утверждения, что он имеет подобие Бога. Если Бог не создавал человека и не дал ему Его закон, то он не имеет никакого божественного закона, который бы управлял им в его поведении. С точки зрения эволюции, это в действительности могло бы быть аргументом, что то, что мы подразумеваем как закон против греха, это только ошибочно принятая репрессивная мера, которая фактически удерживает человека в стороне от следующего великого шага в развитии.
Но благодарим Бога за реализацию простого утверждения Его Слова, выражающего ту святую истину, которую все здравомыслящие люди подсознательно поддерживают и объявляют, несмотря на принятие ими неподтвержденных теорий естественного отбора и развития. Полная красота библейского учения об этом предмете становится даже более блестящей, когда мы обращаем внимание на детальный способ, в который человек так полно устроен, как ни одно животное; и это еще более усилится, когда мы будем ознакомлены с замыслом Творца для этого человеческого создания, сотворенного по Его образу.
Это - не физическое отображение Бога, но образ умственный и моральный. Человек имеет способность знать правильное и неправильное, и он способен мыслить, рассуждать. Он не может мыслить на том же самом высоком уровне как его Создатель. Его мышление ограничено сферой, в который он был создан, чтобы жить, то есть земной. Говоря с человеком, Бог сказал, “Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших”. (Ис.55:9). Но человек способен рассуждать с Богом по вопросам, касающихся его взаимоотношений с его Создателем. Бог даже приглашает человека делать это, высказываясь, “Придите, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут как пурпур – как волну убелю”.- Ис.1:18
Способность человека мыслить и продумывать пути и проблемы жизни, нежели управляться просто инстинктом, проявляется многими способами. Мы видим это из самого первоначального времени человеческого опыта. Когда наши первые прародители не повиновались, они немедленно осознали ощущение вины и страха. Тогда, чтобы сокрыть свой стыд, они прикрывались листьями. Другими словами, они одели себя. Адам и Ева, вероятно, понятия не имели об изготовлении предметов одежды, ибо какое из низших животных в Раю хотя бы подумало об одежде, прикрывающей его наготу? Фактически, Бог обеспечил защитное покрытие для низших животных, но человек был оставлен, чтобы он сам заботился обеспечить себя. Человек скоро начал делать и использовать инструменты, к чему. низшие животные никогда не проявляли никакой склонности или способности делать. Археологические открытия показывают, что самый ранний известный человек умел изготавливать и использовать инструменты. Сегодня это различие между человеком и низшими животными больше разительно, чем когда-либо. Подумайте о сложных приборах и инструментах всех видов, которыми теперь пользуются, включая компьютерную и другую электронную технику. И есть даже большие сотворенные человеком чудеса. В способах передвижения, связи, и производства мы ежедневно являемся свидетелями чудес – тогда как свинья просто продолжает хрюкать. Когда мы рассматриваем способность человека мыслить, планировать, изобретать, мы признаем поразительную очевидность факта, что он был создан по образу Бога.
Кто-то написал, что “у обезьян нет никакой музыки в душе”, и таким образом нам напоминают о другом широком промежутке между человеком и самой широкой разновидностью низших животных. Музыка - гармония звуков, и на земле, очевидно, только человеческое ухо может отличать различие между гармонией и разногласием. Человек, созданный по образу Бога, находит одно из своих самых больших наслаждений в области музыки. Много раз в Библии имеются поучения, чтобы человек в своих переживаниях с радостью воспевал хвалу Богу – своему Творцу.
Бытие 1:26 использует слово "подобие" так же, как “образ”, в описании подобия человека к его Создателю. Мы читаем, “И сказал Бог: сотворим человека… по подобию нашему, и да владычествуют они…” Это, видимо, подразумевало, что сходство человека с Богом включало факт, что он должен был быть властелином, или владыкой земли. Бог - Верховный Правитель всей Его необъятной вселенной; а на земле Он делегировал власть человеку, которого Он создал по Своему образу. Ничего подобного такому дару, данному человеку, не предоставлено никакому из низших животных, да они и не способны к осуществлению господства. Человеку также было велено размножаться, чтобы наполнять землю и обрабатывать ее. Его господство не было ограничено только небольшим садом, названным Едемом, но распространялось на всю землю; и Творцом было предусмотрено всякое необходимое обеспечение, чтобы все это божественное устроение для земли могло функционировать как запланировано. “И сказал Бог: вот, я дал Вам всякую траву, сеющую, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в которых душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма”.– Быт. 29-31
Из записанного ясно, что человек был создан, чтобы жить на земле, и что земля была создана, чтобы быть его домом - не временно, но навсегда. Повсюду в Священных Писаниях этот факт продолжает быть подчеркнутым. В Исайя 45:18 читаем, “Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса. Он – Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее; не напрасно сотворил ее: Он образовал ее для жительства”. В Псалме 77:69 нам сказано, что Бог установил землю навсегда. Псалом 113: 21 объявляет, что “Небо – небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим”. Человек утратил свое право жить и наслаждаться благословениями, которые Бог предусмотрел для него, но как мы позже увидим, его потерянное наследство было искуплено Христом и будет в назначенное время восстановлено.
Если мы хотим понять и оценить великий замысел Творца для своего человеческого создания, важно учесть то, каков этот человек на самом деле. Мы уже отметили, что человек был создан по образу Бога и для данного ему владычества по земле; и теперь, во 2-ой главе Бытия, стих 7, нам дается дальнейшая информация. В этом тексте читаем, “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою”.
Таким способом Бог объясняет, что организм человека, его тело, было составлено из различных химических элементов, находящихся в земле. Медицинская наука сегодня знает, что это действительно так. Но совершенное тело Адама было еще неживым, бездейственным. Оно имело глаза, но они ничего не видели; нос, но он не обонял ароматные запахи едемского сада, в котором находился этот изумительная образец мастерства. Оно имело язык, но он не ощущал никакого вкуса; и уши, для которых все звуки были всего лишь как глухая тишина. Оно имело руки, которые ничего не чувствовали. Совершенное сердце, с его клапанами координирования и его связями с артериями и венами того совершенного тела, оно бездействовало. Его легкие были неподвижны. Это был совершенный организм, со всеми его сложными частями, правильно собранными и расположенными, как только мог и умел Великий Мастер – Творец. Но это было мертвое, безжизненное тело.
Если человек должен был жить, то необходимо было нечто большее, чем только совершенные органы тела, и Бог дал и это. Он “вдохнул в лице его (в ноздри) дыхание жизни”, и сразу же его безжизненный организм стал действующим. “Дыхание жизни” принесло кислород к легким, и они начали функционировать. Это побудило сердце начать перекачивать кровь через артерии, возвращая ее через вены. Эти донесло пульсацию жизни к нервам, делая способными уши слышать, глаза видеть, нос обонять, язык ощущать вкус, и руки чувствовать. Первый человек был теперь живым - он стал “душою живою”.
Что это за волшебная сила, которую Бог вдохнул в ноздри Адама? Некоторые по ошибке предположили, что это было нечто бессмертное, которое имело жизнь помимо организма, в который это нечто вдохнули. Об этом предполагаемом нечто часто говорят как “бессмертная душа». Но выражение “бессмертная душа” нигде не появляется в Библии! Слово "душа" просто означает живое существо, и Адам стал “душою живою” потому, что он оживился дыханием жизни.
Адам "стал душою живою" живущей душой, утверждает запись; ему не давали душу. Та душа состояла из органов тела, оживленного дыханием жизни. Согласно Быт. 7:21,22, где нам говорится об истреблении жизни вследствие потопа, там показано, что низшие животные так же, как человек, обладают “дыханием жизни”. Мы сомневаемся, что многие станут утверждать, что Бог дал бессмертные души низшим животным.
Что же, тогда, является дыхание жизни? Утверждение простое, что это - воздух, которым мы дышим, и которым дышат все живые земные существа. Но то, как он оживляет тело, чтобы делать его “душою живою”, является тайной жизни, известной только Создателю. Для нас достаточно знать, что именно через дыхание Бог дал жизнь Адаму, и что это не была бессмертная жизнь, как многие предполагают. Всего лишь было, что через живительные плоды едемского Рая были созданы условия, позволяющие поддерживать человеческую жизнь бесконечно, при условии повиновения божественному закону, и наоборот, за непослушание человек был подвластен смерти.
То, что данное Адаму дыхание жизни не было бессмертной душой, ясно показывается Соломоном. В Еккл. 3:19-21 есть замечательное представление истины об этом предмете. Читаем текст: “Потому что участь сынов человеческих и участь животных – одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом; потому что все – суета! Все идет в одно место, все произошло из праха, и все возвратится в прах. Кто знает [или кто может доказать?]: дух [евр. – дыхание] сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?”
Маргинальный перевод заключительного вопроса в этом тексте - лучший. Используя его, текст можно бы перефразировать, “кто знает, что дух человека - возносится, а дух животного нисходит?” Мудрец уже ответил на этот вопрос. Он объяснил, что человек не имеет никакого превосходства перед животным, поскольку это обуславливает дыхание жизни; а что они имеют все одно дыхание, поэтому все идут в то же самое место в смерти. Превосходство человека перед животными состоит в факте, что ему дали более очищенный организм, способный к отражению образа Бога. Ему также обещали пробуждение от смерти.
В Бытие 1:24 мы читаем, “И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их”. Так вот, выражение “душу живую” является переводом того же самого еврейского слова, которое в тексте, который информирует, что “стал человек душою живою”, в Библии Пересмотренной Стандартной Версии переведено “живое существо”. Адам стал живым существом, как только Бог вдохнул в него дыхание жизни. Но комбинация организма и дыхания жизни должна сохраняться, иначе живое существо, или душа, умрет.
В Екклезиаста 12:7 мы имеем другую очень интересную информацию относительно смерти людей. Соломон пишет, “И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его”. Еврейское слово, здесь переведенное "дух" - часто также переведено на "дыхание". Его первичное значение - невидимая сила. Когда связано с делами Бога, это относится к невидимой силе Бога.
Эта невидимая сила Бога, которая создает и поддерживает жизнь, была передана Адаму через дыхание жизни. В смерти тело, которое было создано из земного праха, превращается в прах, а сила Бога возвращается к своему источнику. Слово "возвращается" - ключ к пониманию этого текста. Человек никогда не был в небе, так что не может возвращаться в небо. Но он получает силу жизни от Бога, через дыхание жизни, и в момент смерти, она [сила жизни] возвращается к Дателю.
В Бытие 1:27 нам сказано, что в сотворении Богом людей создано мужчину и женщину. В Бытие 2:7, где описан процесс создания, упомянут только мужчина. Позже Бог дает нам детали создания женщины. В дальнейшем о сотворенном Адаме сказано, что он дал названия всем животным. Конечно, требовалось какое-то время, чтобы выполнить эту задачу. Должны были быть некоторые наблюдения и навыки, чтобы определить их характеристики, необходимые, чтобы давать им соответствующие названия. Это, возможно, был подходящий случай для Бога приступить к реализации потребности Адама и дать ему подходящего помощника. Бог повелел, чтобы человек наполнял землю, и для исполнения этого Адаму была предоставлена женщина. Все поведение Бога относительно тех, кого Он создал по Своему образу и подобию, направлено на то, чтобы пробудить в них подлинное, свободное желание благословений, которые Он запланировал для них. Бог не принуждает человеческий разум, или волю.
Метод Бога, предусматривающий помощника для Адама, уникален. Мы читаем: “И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.”- Быт. 2:21-24.
Многие обращаются с этим священным текстом Библии легкомысленно, считая это описание абсурдным. "Мудрые" этого мира, кажется, думают, что это был бы очень примитивный путь для того чтобы создать женщину. Почему, они спрашивают, Он не сотворил Еву таким же образом, как Он сделал Адама? Мы не можем понимать биологические причины, почему Бог принял этот метод. Но кто мы, что должны подвергать сомнению мудрость Того, столь мудрого и столь могущественного, чтобы быть способным создать из ничего всю вселенную?
Метод Бога подразумевал, что женщина стала почти буквально частью мужчины. Сколько невыразимой радости последовало из этого божественного устройства единства из двух, мы вероятно никогда полностью не сможем понять. Объяснение Бога таково, что поскольку женщина была сделана от мужчины, они становятся “одной плотью”, когда эти двое объединены в браке. Это - то, что замыслил Бог, и Его мудрость устроила метод создания, чтобы это и было так.
Теперь, получив подходящего помощника от Бога, радость Адама в его доме-саду должна была быть безграничной. Вся окружающая его среда была прекрасна и вдохновляющая. В его распоряжении было с избытком всякой пищи для поддержания жизни, и теперь он имел сообщника, с которым мог разделять свои радости. Среди немногих инструкций, данных ему, было повеление, чтобы “возделывать и хранить” сад, который Бог предусмотрел для него. Принимая во внимание идеальную среду Адама и совершенство, в котором он был создан, "хранение" сада не было в труд, но в радость.
Другое приказание состояло в том, что эти богоподобные существа, которым было дано господство над землей, должны были размножаться и наполнять землю и овладевать ею. Очевидно, что тот прекрасный дом-сад, который Бог подготовил для человека “в Едеме на востоке”, был предназначен просто как пример, на который в конечном счете должна будет походить вся земля. Бог – на длительное время - отодвинул этот финал, завершающий Его труд по созданию совершенного человека, и “весьма хорошего” для Него.
Представьте себе, на что походила бы эта земля, если б этот план Бога продолжался без прерывания! Земля была бы наполнена совершенным и счастливым человеческим семейством, не знающим никакого греха, болезни, боли, войны, и тысячи других вещей, которые теперь поражают мир страданиями и смертью. Кроме того, все радовались бы сладостным общением с Создателем, Богом неба и земли.
Но давайте подумаем о дальнейшем; хотя тьма теперь покрывает землю, пораженную грехом, и смерть губит много счастья людей, это ночное время тьмы, страха и боли вскоре закончится в утре радости! Это хорошо заявлено псалмистом, который написал, “Вечером водворяется плач, а на утро радость». (Пс.30:5) Тогда сбудутся самые прекрасные мечты человечества о золотом веке. Бог, Который в начале сотворил небо и землю, ручается нам, что Божественная сила будет снова использована, чтобы восстановить Рай и навсегда дать всем возможность наслаждаться его благами