ВСКОРЕ ПОСЛЕ знаменательного события - излияния в День Пятидесятницы Святого Духа,- Петр и Иоанн посетили храм в Иерусалиме, где они встретили человека “хромого от чрева матери его.” Увидев Петра и Иоанна, собирающихся входить в храм, он попросил у них милостыню. Петр с Иоанном, взглянув на него, сказал, “Посмотри на нас”. Тогда Петр сказал, “Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи”. Сказав это, Петр взял этого человека за руку, “и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача и хваля Бога"- Деяния 3:1-8.
Мы читаем, что “И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался в притвор, называемый Соломонов”. (стих 11). Не удивительно, что люди задавались вопросом - как человек, которого они знали, что он был неспособен ходить со времени его рождения, но вот внезапно пошел, и скакал и хвалил Бога.
Петр оценил ситуацию и сказал народу: “Мужи Израильские! Что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог отцов ваших, прославил Сына Своего Иисуса, которого вы предали и от Которого отреклись пред лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили вам даровать человека убийцу, а начальника жизни убили; Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие пред всеми вами. Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению; Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил”- стихи 12-18.
Таким образом Петр прямо ставит своих собратьев-евреев перед фактом, что Иисус Христос воскрес из мертвых, и что именно через веру в Его имя хромой получил исцеление больных ног. Затем Петр представил удивительно всестороннее поучение из этого факта божественного исцеления, поучение, заключающее в себе великую цель в проекте Создателя для выкупа человечества от греха и смерти, и восстановления всех желающих и послушных к совершенному здоровью и вечной жизни.
Петр представил это поучение выражением, “Итак покайтесь и обратитесь.” Никто не может получать милости Божьей через Христа без раскаяния. Несколькими днями раньше, в День Пятидесятницы, проповедь Петра вызвала у его слушателей “умиление сердцем,” (Деяния 2:37) и они спрашивали, что им следует сделать. Тогда Петр сказал, что они должны раскаяться; и, отмечая у них такое раскаяния, он предлагал им также креститься. Но эти слушатели, которые были свидетелями исцеления хромого человека, по-видимому, не проявляли такого стремления. Запись не говорит об этих, что они “умилились сердцем,” тем самым пренебрегая драгоценными обетованиями быть сонаследниками Христа в небесном Царстве, так что Петр просто обрисовал им их будущую перспективу как подданных в царстве Христа. Он сказал, “Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши. Да придут времена от лица Господа, и да пошлет Он вам предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времени свершения всего, что говорил Бог устами всех Своих святых пророков от века”.- стихи 19-21.
В приведенном тексте слово «свершение» переведено из греческого apokatastasis и не совсем точно передает значение. Греческое слово apokatastasis буквально означает восстановление к прежнему состоянию. В английской Библии оно переведено «реституция» -- что означает восстановление или, как подают некоторые переводы, "воссоздание". Что-то было потеряно. Одно из свидетельств такой потери было состояние хромого человека, который через веру в Иисуса был восстановлен к здоровью; и Петр объяснил, что после второго пришествия Христа будут “времена восстановления всего.” Иисус в течение короткого периода Своего служения излечил нескольких больных в Израиле, и теперь Петр и Иоанн восстановили к здоровью еще одного. Но люди не должны предположить, что этими символическими благословениями и ограничивался Божий замысел для пруклятого грехом и умирающего рода, но пусть знают, что для них в Его великом плане наступят “времена отрады ” - “времена… свершения(восстановления) всего”.
Что было потеряно из-за греха? Ответ на этот вопрос дает запись в книге Бытие о сотворении и падении человека. Жизнь, - вот что было потеряно через грех. Наказание “Смертию умрешь,” постигло наших первых родителей и их потомство в трагической действительности. Адам и Ева были изгнаны из Рая, чтобы умереть. С тех пор их потомки продолжают умирать. Смерть действует через болезни и страдания самых разнообразных видов. Некоторые стали слепыми, некоторые глухими, некоторые - не способны говорить, другие неспособны ходить. Миллионы закончили их несчастные жизни в учреждениях для психически больных. Даже самые здоровые из людей стареют и умирают.
С потерей жизни человек также потерял данное ему Богом господство над землей и над более низким земными созданиями. (Быт.1:28) Пророк Давид написал: “Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и козлов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все преходящее морскими стезями.”- Пс. 8:3-8. Апостол Павел приводит это пророчество во второй главе Послания Евреям, и затем отмечает “Ныне же еще не видим, чтобы все было покорено; но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который был немного унижен перед Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.” (Стихи 8-10). Давид спросил, “что есть человек… что ты посещаешь его?” Это "посещение” имело место в личности Иисуса, который пришел в Его первом пришествии, чтобы искупить человека от смерти. Так что Павел объяснил, что, хотя мы еще не видим, чтобы все было под господством человека, как было задумано Творцом изначально, но мы видим, что божественный план прогрессирует к тому концу. Мы видим, что Иисус посетил эту земную сферу и отдал Свою жизнь, чтобы человек мог быть освобожден от наказания смерти, которая упала на него в Раю.
Но, как Священные Писания показывают, это находится в плане Бога для Христа, чтобы Он посетил землю второй раз, не для того чтобы снова умирать, но царствовать и, через Его правление, восстановить человеку то, что Он обеспечил через Свою смерть при Его первом пришествии. Именно поэтому Петр написал относительно Христа, что Его “небо должно было принять до времен восстановления (реституции).” Эта благословенная надежда для человечества основана на верных и твердых обещаниях Бога - обещаниях, которые были скреплены кровью Христа. Петр объяснил, что о “временах восстановления” говорили уста всех Божьих пророков, от начала мира.
Сделав это всеобъятное утверждение относительно доказательства "реституции" всеми святыми пророками Бога, Петр приводит пример этих пророчеств в Деяния 3:22: «Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня; слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам». Эта цитата взята из Второзакония 18:15. Значение этого пророчества поразительно, ввиду того что Бог побудил Моисея сказать Израильтянам в тот день, когда они не были угодными Богу, что им из числа их братьев будет воздвигнут Пророк (в дальнейших поколениях), и чтобы они слушались и повиновались тому Пророку.
Согласно вдохновленному объяснению Петра, это пророчество должно быть выполнено Христом в течение “времен восстановления всего”. Это означает, что Израильтяне дней Моисея должны быть пробуждены от сна смерти, чтобы иметь возможность повиновения этому предсказанному Пророку. Это означает, поэтому, что их вечная судьба не была предопределена для вечной смерти, но что в должном времени Бога, они будут иметь возможность участвовать в благословениях "реституции".
Далее Петр объяснил, что во времена реституции те, кто “не послушает Пророка Того, истребится из народа”. (Деяния 3:23). Это показывает, как будут тогда отличаться условия от тех, какие они есть теперь или когда-либо были в прошлом. Никто ни в какое время за всю человеческую историю не мог избежать смерти, веря и служа Богу. Верующие и неверующие, праведные и неправедные, одинаково поддавались разрушительным действиям смерти. Но во времена реституции только те, кто не уверуют и не повинуются, будут “истребляться из народа.” Все остальные продолжат жить и, если они наконец окажутся верными, будут наслаждаться совершенной и вечной человеческой жизнью.
Говоря своим соплеменникам о временах реституции, предсказанной всеми Божьими пророками, Петр также сказал: “Вы сыны пророков и Завета, который завещал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: в семени твоем благословятся все племена земные.” (стих 25). Обещание Бога Аврааму было, как обозначено Петром, одной из гарантий времен реституции.
Бог сказал Аврааму, “В семени твоем благословятся все народы земли”. (Быт. 22:18). Апостол Павел ссылается на это обещание и объясняет, что Иисус это то "Семя", упомянутое Богом. (Гал.3:8,16). Павел также объясняет, что те верные последователи Иисуса, которые в течение теперешнего века страдают и умирают с Ним, также входят в состав того Семени. (Гал. 3:27-29). И прежде чем обещанное благословение сможет изливаться на всех людей, было необходимо, чтобы развилось и созрело это большее Семя. В плане Бога это было основным делом евангельского века -- промежутка времени между первым и вторым пришествием Иисуса. Есть свидетельства, что эта задача теперь почти закончена; поэтому благословение всех племен земли скоро начнется.
Итак мы видели, что благословение будет к восстановлению к жизни и владычеству, утраченному Адамом, когда он нарушил закон Бога. Как объяснил Петр, времена реституции были предсказаны всеми Божьими пророками. В замечательной молитве к Иегове Моисей сказал, "Ты возвращаешь человека в тление, и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!»". (Пс. 89:4) Бог предал человека разрушению, объявляя приговор смерти. Но Он предусмотрел его возвращение из смерти, через искупительное дело Христа; и через Христа, во времена реституции, Бог скажет, “Возвратитесь, сыны человеческие.”
Пророчица Анна сказала, "Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит". (1 Сам.2:6) Опять же, это был смертный приговор, вынесенный из-за греха, который вел к смерти; и это будет милость Бога через Христа, в результате которой человечество будет оживлено в течение времен реституции. В этом тексте переведено на «преисподнюю» еврейское слово sheol, который является "могилой”. Это то еврейское слово в Ветхом Завете, которое также бывает переведено как "ад". Таким образом, мы имеем гарантию, что те, кто находятся в аде Библии, должны быть выпущены. (Откровение 20:13) Это является гарантией, что будущее человечества не должно быть вечными мучениями, выдуманными псевдо-теологами, но будущим жизни и счастья, потому что желающие и послушные будут восстановлены к человеческому совершенству в земном Раю, для вечной жизни.
Пророк Иов надеялся, что будет жить снова здесь на земле. Он написал: “Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена. Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ; и Ты явил бы благоволение творению рук Твоих.” (Иов 14:14,15). Человек - создание рук Бога. Он был создан по образу Бога. Через тысячи лет, начиная с создания, этот изначальный образ стал очень стертым, поскольку через все это время человек все больше терял те качества, которые давали ему сходство с Богом, то есть, человек постоянно деградировал. Но поскольку Бог имеет благоволение к созданию Его рук, во времена реституции Он восстановит человека к его первоначальному совершенству, и образ Бога снова будет отражен в нем, как это было в начале.
Слезы являются символом горя и страданий, испытанных человечеством в течение господства греха и смерти; но в одном из его пророчеств о реституции Исайя написал, что “поглощена будет смерть навеки,” и что Господь Бог “сотрет слезы со всех лиц.” (Ис. 25:8). Какие счастливые преобразования ожидают мир в течение и после времен реституции (восстановления) всех вещей!
Еще более широко Исайя описывает это далее, в 35-ой главе его пророчества. Там мы читаем, что откроются глаза слепых, и что глухие уши станут открытыми. “Тогда хромой вскочит как олень,” написал он, “и язык немого будет петь: ибо пробьются воды в пустыне, и в степи потоки.” “И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым.” (Стихи 5,6,8). Этот "путь" – это дорога возвращения из смерти, и здесь таким символическим языком сказано о том, как бесчисленные миллионы Адамовых потомков, под руководством и помощью Господа, будут идти тем путем обратно к совершенству, которое ими было потеряно в Раю.
Описывая далее об этом пути, который будет вести людей к святости и совершенству, Исайя заверил: “Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхания удалятся”- стихи 9,10.
Главным "львом" в пределах земли на протяжении всей темной ночи греха и смерти был дьявол. Апостол Петр упомянул его как “рыкающий лев,” который всегда “ищет кого поглотить”. (1 Пет.5:8). Но с наступлением времен реституции сатана будет скован цепью (Откровение 20:2); и поэтому этот большой лев, противящийся Богу и Его законам справедливости, не будет возможности обманывать и воздействовать на тех, кто будут идти символической дорогой по их пути назад к совершенству разума, сердца и тела - к вечной жизни.
Есть и другие "львы" и “хищные звери,” которые в настоящее время подкрадываются со всех сторон, чтобы мешать, пугать и препятствовать тем, кто желают служить Богу. Есть лев крепких спиртных напитков, и хищный зверь отрицательного общественного мнения, и, конечно, многие другие. Священные Писания ручаются нам, что во времена реституции ничего подобного не будет позволено, - “не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей (в царстве)”- Ис.11:9.
Исайя написал, что “искупленные Господом возвратятся”. Иисус отдал Себя “для искупления всех,” объяснил Павел. (1 Тим. 2:3-6). Это означает, что все человечество возвратится из смерти и будет прогрессировать по пути к совершенству в течение того великолепного периода реституции. Они возвратятся с радостью и пением, поскольку о том времени Священное Писание нас уверяет, что горе и вопли должны прекратиться. (Отк.21:4) Это означает, что все существующие причины для горя будут удалены; и будет истреблена также главная среди этих причин – сама смерть.
Относительно времен реституции, Исайя также написал: “И будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел. Ибо дни народа Моего будут как дни дерева, и избранные Мои будут долго пользоваться изделием рук своих... И будет, прежде нежели они воззовут, - Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу. Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь”. - Ис.65:21-25.
Этой красивой картиной мира и доброжелательности нам напоминают, что, когда человек был создан, ему было дано владычество над животными, и без сомнения, что утраченное будет восстановлено в течение времен реституции (восстановления) всех вещей. Это также прибавит к радости и обилию жизни, которую человечество обретет в тот великолепный новый день восстановления, когда “Солнце Справедливости” взойдет, с “исцелением в лучах его”- Мал. 4:2; Мф. 13:43.
Через Пророка Иеремию Бог дал нам другую благословенную гарантию реституции для человечества. Это обещание напрямую обращено к еврейскому народу, но Священные Писания ясно показывают, что в этот восстановительный процесс будет включено все человечество. Мы читаем: "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,-- не такой завет, который Я заключил с их отцами в тот день, когда взял их за руку, чтобы их вывести из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду их Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга и брат брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.”- Иер. 31:31-34. Через Моисея, который служил как посредник, на горе Синай Бог вступил с Израильтянами в завет (соглашение). Закон того завета был написан на таблицах (скрижалях) из камня. Завет обещал Израильтянам жизнь, если они будут полностью послушны его законам. Но так как они не повиновались, они не сумели получить жизнь. В обещании Бога Нового Завета Он объясняет, что Его закон будет вложен “во внутренность их” и будет написан “в сердцах их,” а не на каменных скрижалях. Это означает восстановление со всей полнотой “образа Божия,” по которому человек был создан. Другими словами, это еще одно из обещаний Бога относительно реституции.
Бог ручается нам, что, когда этот завет будет полностью заключен с людьми, все будут знать Его; следовательно, распространение правды относительно Него больше не будет необходимо. Когда мы думаем о замешательстве, которое царит в умах людей сегодня относительно Бога, насколько благодарны мы должны быть за то, что это не будет продолжаться всегда. В перспективе, рассветает утешительный новый день для просвещения проклятого грехом и отсталого мира человечества!
Когда Новый Завет будет полностью задействован, весь мир будет в мире с Богом и в мире друг с другом. Только те, кто откажутся принимать условие для примирения через Христа, которого Создатель в Его любви предоставил для них, будут не в состоянии получать доступные благословения того времени. Петр объяснил, что такие будут “истребляться из народа.” (Деяния 3:23). Тогда исполнится та замечательная картина, описанная для нас в Откровении 5:13, где читаем: “И всякое создание, находящееся на небе и на земле.. и на море, и все что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков”.
Глава 13
ВРЕМЕНА РЕСТИТУЦИИ
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ
ЗАВЕТ АВРААМА
ЖИТЬ СНОВА
УТЕРТЫЕ СЛЕЗЫ
ВНУТРЕННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ