<h2>ПОЧЕМУ БОГ ДОПУСКАЕТ ЗЛО</h2>

ПОЧЕМУ БОГ ДОПУСКАЕТ ЗЛО

А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в тот день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь”. Бытие 2:17

Почему Бог ничего не делает против тех страданий, которые существуют в мире сегодня? Почему допускает Бог, чтобы невинные дети болели и умирали? Множество людей гибнут или становятся калеками из-за ураганов, циклонов, тайфунов и землетрясений – может ли Бог что-нибудь сделать против этих бедствий? Когда сотни людей гибнут в авариях каждую неделю, „Где милость Божья?” С тех пор, как существует история, люди страдают и гибнут в войнах, от эпидемий, голода и стихийных бедствий. И каждое поколение, в конце концов, умирает, побежденное великим врагом – Смертью. Авель, сын Адама, чья жертва была угодна Господу, умер первым, убитый своим братом Каином. Сегодня более ста тысяч человек умирают каждый день. Наши больницы и психиатрические учреждения полны страдающими и умирающими. Не удивительно, что многие вопрошают, где же Бог и что Он делает против бедствий человечества.

Иов ищет ответ

Вопрос «Почему Бог допускает зло» не нов; его задавали мыслящие мужчины и женщины на протяжении веков. Тысячи лет назад верный слуга Бога по имени Иов стал лично заинтересован в постижении смысла своих страданий. История Иова рассказана в одной из книг Библии, которая носит его имя. Первый стих этой книги сообщает нам, что Иов был непорочен, справедлив и удалялся от зла.

Иов был процветающим человеком, с избытком наделенным Господом материальными благами. „Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц, и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов востока” – (Иов 1:3). Иов также был наделен большой семьей, и он желал, чтобы его дети также были благословлены Господом. Иов молился за свою семью и приносил жертвы, поскольку «может быть, сыновья мои согрешили, и похулили Бога в сердце своем.» - стихи 4:5<*p>

Но впереди Иова ждали испытания, к которым он совершенно не был готов. Сатана, великий противник Бога и людей, заявил, что этот слуга Господа верен Богу только из-за того изобилия, которым Бог его наделил. В ответ на это обвинение Бог позволил Сатане наслать на Иова бедствия, чтобы испытать его верность. Бог не сомневался в конечном результате и, в своей мудрости, знал, что временные страдания, которые он допустил, докажут, что Иов достоин великого блаженства.

Иов перенес великие бедствия. «И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. И вот, приходит вестник к Иову, и говорит: Волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне, и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще он говорит, как приходит другой, и сказывает: Огонь Божий упал с неба, и опалил овец и отроков, и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще он говорит, как приходит другой, и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами, и бросились на верблюдов, и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще этот говорил, приходит другой, и сказывает: Сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни, и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе». Иов 1:13-19

Hепреклонная вера Иова

Реакция Иова на эти страшные известия была следующей: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» Мы читаем, что «Во всем этом не согрешил Иов, и не произнес ничего неразумного о Боге». (Стихи 21, 22). Тогда Бог позволил, чтобы на Иова обрушились новые бедствия. Иов потерял здоровье. Его поразила «проказа лютая от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел.” (Иов 2:7,8). Тогда жена Иова обратилась против него и сказала: «Похули Бога, и умри». На это Иов ответил: «Ты говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?»

Иов не отвернулся от Бога, когда бедствия обрушились на него, как делали столь многие на протяжении веков. Его главной заботой было узнать, почему Бог допустил, чтобы он подвергся столь горьким испытаниям, и на протяжении всей книги мы находим свидетельства того, что он ищет ответ на этот вопрос. Когда Иова поразила болезнь, трое его друзей пришли, чтобы утешать его. В конце книги мы узнаем, что мнения, которые они высказывали Иову, оказались ошибочными. - Иов 42:7

Глава за главой рассказывают о том, как рассуждали Иов и его три друга. В итоге мнения друзей сводились к тому, что Иов страдает из-за каких-то совершенных им тяжких грехов, которые он утаил от них, и в которых он не раскаялся и не просил прощения у Бога. Иов, конечно, знал, что он не совершенен, но он также знал, что никогда не нарушал законы Божии сознательно, и поэтому не принял это объяснение.

Плохие люди процветают

Кроме того, Иов знал, что часто плохие люди процветают, и очевидно что избегают тех бедствий, которые обрушиваются на столь многих. Поэтому он отвечал своим друзьям: «Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них. Вол их оплодотворяет, и не извергает; корова их зачинает, и не выкидывает. Как стадо выпускают они малюток своих, и дети их прыгают. Восклицают под голос тимпана и цитры, и веселятся при звуках свирели. Проводят дни свои в счастии, и мгновенно исходят в преисподнюю» (т.е. не страдая от долгих, мучительных болезней). – Иов 21:7-13.

Хотя Иов знал, что объяснение, предложенное его друзьями, не правильное, он все же не мог понять, почему Бог допускает, чтобы он так жестоко страдал. В красивой поэтической манере он описывает свои поиски ответа на этот вопрос: «Но вот, я иду вперед, и нет Его, назад – и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю. Но Он знает путь мой; пусть испытает меня – выйду, как золото». – Иов 23:8-10.

Ответ Бога

Начиная с главы 38 этой примечательной книги, Господь дает ответы на поиски Иова. Эти ответы выражены, в основном, в вопросительной форме. Многочисленные вопросы предназначены для того, чтобы напомнить Иову, что в действительности он очень мало знает о Боге, и из-за того, что его знание ограниченно во всех областях, где Господь проявляет свою волю, он не должен удивляться, что не может понять, почему Бог допустил его страдания.

Не эту ли важную точку зрения мы должны постоянно держать в уме? Когда мы спрашиваем, почему Бог ничего не делает против человеческих страданий, не предполагаем ли мы, что если бы Бог имел такой же разум, как и у нас, то Он, несомненно, должен был бы что-то предпринять? И тогда, если мы не увидим, что наши надежды исполняются, то вполне вероятно что мы можем начать сомневаться, есть ли Бог. Если мы обнаружим, что согласны с этим подходом, то нам будет полезно внимательно рассмотреть вопросы, которые Бог задает Иову.

Эти вопросы занимают четыре главы. Все они касаются чудес Божьего Творения. Бог спрашивает Иова, присутствовал ли он при сотворении земли; понимает ли он законы, управляющие приливами морей. Он спрашивает Иова об инстинктах и повадках различных птиц и животных, и даже огромных морских чудовищ. Потом спрашивает Иова, может ли тот объяснить мудрость и могущество, представленные этими чудесами Творения.

Один раз прервав эти вопросы, Иов отвечает: «Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, - теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду». – Иов 39:34,35.

Важный урок для всех

Иов начал понимать, что ему, с его ограниченным разумом, нельзя судить Бога. И это также хороший урок для всех нас. Нам нельзя терять веру в Бога или даже критиковать Его. Наилучшее поведение – это скромность и серьезный поиск ответа на наши вопросу из единственного надежного источника – Слова Божия.

В конце Иов понял смысл его жестоких страданий. Он понял, что их любящей целью было дать ему более мудрое понимание Бога, чтобы он мог служить Ему, более веруя и более ценя Его. Иов говорит об этом более мудром понимании как о «видении» Господа, в то время как ранее он только слышал о Нем. «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя». (Иов 42:2-5). Поскольку Иов получил теперь богатство понимания, то краткий период страданий должен был показаться ему наиболее ценным опытом.

Мы читаем, что Господь не только вернул Иову здоровье, но и «благословил последние дни Иова более, нежели прежние; у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери... И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их». – Иов 42:12-15.

Иллюстрация

Божий замысел о допущении повсеместного зла на протяжении веков был и остается тем же, что и в случае с Иовом. Он создал Адама, совершенного человека, по подобию Своему. Подобие Богу подразумевало способность мыслить. «Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму?» (Иов 38:36). Создатель. Человеку Он дал разум, в отличие от инстинкта, которым были наделены низшие животные.

Бог не хотел, чтобы его человеческое создание было подобно роботу, не понимающему смысл. Поэтому человеку была дана способность к познанию, и свобода управлять собой, руководствуясь знаниями, которых он достигал. То, как человек пользовался этими знаниями, впоследствии определяло его вечную судьбу.

Человек получает знания посредством своих пяти чувств. Он получает наблюдения благодаря своему зрению и информацию благодаря слуху. Человек чувствует боль, прикасаясь к кипящей воде, и приобретает опыт о температуре воды, которую он использует. Человек чувствует благоухание розы и наслаждается им, но испытывает совсем другие чувства, когда ощущает неприятные запахи. Человек оценивает вкус полезной еды, но учится избегать ядовитых вещей, даже если они красиво выглядят. Итак, мы видим, что, используя свои пять чувств, человек учится посредством наблюдения, информации и опыта.

Если человеку надлежало быть верным дитем Бога, то было важным, чтобы он получил познание зла так же, как и знание добра, чтобы он мог сделать разумный выбор между ними. Бог желает не слепого поклонения, а верности и веры в Него, основанных на понимании и оценке. Бог желает, чтобы те, кто поклоняются Ему, «поклонялись Ему в духе и истине», как сказал Иисус (От Иоанна 4:23,24). Осуществление этого для Адама и его потомков – одна из главных целей допущения зла в великом Божественном плане спасения людей от греха и смерти.

Информации недостаточно

Добро и зло, как принципы, установлены Божьим законом. Сегодняшний мир полон преступлений, хаоса и страданий оттого, что законы Бога, Его принципы добра и зла, игнорируются и нарушаются. Хотя человек наделен сознанием, само по себе сознание не понимает, что такое добро и зло, пока не получит эту информацию из авторитетного источника, которым в современном мире является Слово Божие – Библия.

Зная, что Адам обладает способностью понимать сообщаемые ему факты, Бог подверг его испытанию на послушание, поставив перед ним закон, который нельзя было нарушать. Творец создал для наших первых прародителей чудесный дом «в Эдеме на востоке», где было «всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи». (Бытие 2:8-17). Там было дерево жизни, и еще одно дерево, описанное как «дерево познания добра и зла». Господь приказал Адаму не есть плодов этого последнего дерева и сообщил ему, что наказанием за непослушание будет смерть. «Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Создатель имел право требовать послушания от своих человеческих созданий.

Это требование послушания было Божьим законом. И поскольку Бог сообщил Адаму, что смерть будет наказанием за непослушание, мы можем сказать, что, благодаря информации, он знал результат нарушения закона. Он знал, что непослушание приведет к смерти.

Необходим опыт

Но этой информации было недостаточно, чтобы удержать Адама от ошибочного поступка. Ему не хватало понимания сердцем тех последствий, которые влечет за собой его непослушание, потому что его знание не основывалось на опыте. Несомненно, Адам любил своего Создателя, но, по-видимому, ошибочно полагал, что, поскольку Ева уже преступила закон, и должна умереть, то будет лучше умереть с нею, чем жить без нее. И, не имея той силы, которая могла бы дать ему знание, приобретенное опытом, Адам преступил Божий закон и был приговорен к смерти.

Познание Добра и Зла

Добровольное непослушание Адама должно было привести его, в итоге, к более полному познанию Бога и его принципов добра и зла. Дерево, с которого ему было запрещено есть, было «деревом познания добра и зла». Следовательно, отведав от этого дерева, он должен был приобрести опыт, подразумеваемый самим названием дерева, хотя в процессе приобретения этого опыта он должен был страдать и умереть.

После того, как Адам и Ева отведали запрещенных плодов, Господь сказал о них: «Вот, Адам стал как один из нас, зная добро и зло» (Бытие 3:22). Это не означает, что запрещенный плод произвел некий магический эффект на наших первых прародителей, сразу дав им полное знание добра и зла.

Мы думаем, утверждение Господа означает, скорее, что вследствие непослушания человек стал отныне предназначен для познания и добра, и зла, и что он должен приобрести это знание через опыт. И обучение наших первых прародителей вскоре началось. Они были изгнаны из своего райского дома на незавершенную землю, чтобы умереть. Они должны были подвергнуться воздействию всех неблагоприятных элементов, обозначенных как «тернии и волчцы» (Бытие 3:18), которые им должна была производить земля, и с которыми им предстояло бороться до тех пор, пока они не умрут и не вернутся в землю, из которой были взяты.

Бог планировал, что наши первые прародители породят целый род. Бог знал, что для того, чтобы дети Адама действительно знали Его и правильно оценивали его принципы добра и зла, они также должны получить опыт ужасных результатов непослушания. Поэтому Он допустил, чтобы потомство Адама также умирало. Павел писал: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков». – К Римлянам 5:12.

Смерть поражает всех

Более шести тысяч лет* человечество подвергалось воздействию зла и на собственном опыте познавало ужасные результаты непослушания.

-----------------

* Примечание: Утверждение о «более шести тысяч лет» спорно, так как последние исследования библейской хронологии показывают, что 6000 лет от сотворения Адама истекут около 2043 года. Может, вместо слова «более» было бы вернее использовать слово «около»?

Семена смерти проявляются в каждом бесчисленными недомоганиями и заболеваниями ума и тела. От них не избавлены ни юные, ни старые. Природные катаклизмы на незавершенной земле, аварии и собственная человеческая жестокость друг к другу в войнах и преступлениях – все это вносит свой вклад в этот процесс.

На протяжении веков Бог не мешал великому врагу – Смерти. Павел сообщает нам, имея в виду всех людей в целом: «предал их Бог превратному уму». (К Римлянам 1:28). Бог не удерживал человечество от того, чтобы оно шло своим собственным курсом, пусть даже эгоистическим и греховным.

Но великий план Бога не заканчивался с обречением человеческого рода на смерть. Благодаря Иисусу, Искупителю, Он сделал так, чтобы у всех появилась возможность пробудиться от смерти и воскреснуть к жизни. Павел писал: «как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». (1-е Коринфянам 15:21,22). Эта возможность воскресения через Христа основана на собственных смерти и воскресении Иисуса. Он сказал: «Плоть Моя, которую я отдам за жизнь мира». (От Иоанна 6:51). Именно по этой причине Иисус родился в мире как человек. К Евреям 2:9,14.

Описывая обстоятельства, при которых Иисус стал Спасителем мира, Библия использует слово «Искупление». (1-е Тимофею). Слово, использованное в греческом тексте, означает «соответствующую цену за освобождение». Иисус был совершенным человеком, как и Адам был совершенным человеком до того как согрешил. Поэтому смерть Иисуса стала соответствующей ценой за утраченную жизнь Адама. И как все человечество утратило жизнь через Адама, так все человечество было искуплено через смерть Христа.

Праведные и неправедные

Это означает, что в назначенное Богом время все пробудятся от сна смерти. Это будет «воскресение мертвых, праведных и неправедных». (Деяния 24:15). Да, на протяжении веков, в то время, когда грех и эгоизм преобладали, существовали благородные мужчины и женщины, которые за их веру и послушание были названы Павлом «праведными». Но и они подвергались страданиям, как Иов – не с целью наказания, а с целью испытания и приготовления их к высокому положению, которое Создатель предназначил для них.

Были также миллионы благородных, неэгоистических людей, которые не верили в Бога. Одной из причин их неверия было их наблюдение, что невиновные страдают так же, как и виновные. Они не могли понять, почему допускается смерть ребенка. Они не могли примирить идею любящего, могущественного Бога с тем фактом, что столь многие страдают от болей, слепоты, безумия или других жестоких заболеваний. Но если бы эти неверующие знали полный план Бога, они бы поняли значение этих ситуаций.

Более того, на протяжении веков образ Бога был вопиюще искажен. Многие исповедующие христианство, оплакивая страдания, которое они видели вокруг себя, старались поверить, что все, кто умирает неверующими, будут вечно мучиться в пылающем аду огня и серы. Это богохульное учение помогло создать много неверующих, поскольку мыслящий ум не может поверить, чтобы Бог любви так мучил свои создания. Такая жестокость противоречит даже законам цивилизованных людей.

Первый и второй уроки

Мало кто на протяжении веков мог воспользоваться своим опытом познания зла. Но, как мы видели, согласно Библии, те, кто упокоились в смерти, пробудятся и тогда получат возможность воспользоваться своим опытом нынешней жизни. Тогда начнется второй этап в их школе приобретения опыта.

В случае с Иовом, когда испытания были завершены, он мог сказать: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя». (Иов 42:5). Так будет и с миром человечества. Когда испытания страданий и смерти будут завершены, и люди пробудятся от смерти, их ошибочное понимание Бога будет исправлено. Тогда они постигнут милостивый, любящий план Творца, предоставившего им через Христа искупление от смерти и воскресение к жизни.

Утро Радости

Автор псалма писал: «вечером водворяется плач, а на утро радость». (Псалтирь 29:6). Этот «вечер» греха, горя и смерти начался с непослушания наших первых прародителей. И это была поистине ночь плача. Горе, обрушившееся на человеческий род, было горьким, и многие в отчаянии вопрошали, существует ли милость Божья.

Но должно быть утро радости для человеческого рода! О наступлении этого утра радости возвестит восход «Солнца правды», которое принесет «исцеление в лучах своих» (Малахия 4:2). Иисус и есть это славное «Солнце правды». Новый день блаженства наступит посредством установления Его царства, которое будет правлением справедливости, предсказанной святыми Божьими пророками. – Деяния 3:19-21.

Со-правителями Христа в его Царстве станут Его верные последователи, – те, кто страдал и умирал вместе* с Ним. Иисус умер, праведный за неправедных, и Его последователи добровольно страдали и умирали, несправедливо осужденные, вместе с Ним, и они будут вознесены на высочайшую из всех духовных сфер жизни. Иисус сказал своим ученикам: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.» (От Иоанна 14:2,3). Писание также провозглашает, что они будут пробуждены в «первом воскресении» и будут царствовать с Христом тысячу лет, Откровение 20:6.

------------------------------

* Примечание: Не имеется в виду что верные последователи Иисуса страдали и умирали в одно время с Ним, но что они страдали и умирали подобным образом, жертвуя собой ради истины

Христос и его последователи, «малое стадо» (От Луки 12:32), будут невидимыми духовными правителями мира течение тысячи лет Его Царства. Их представителями здесь, на земле, будет другая группа верных слуг Бога, каждый из которых доказал преданность Богу, подвергаясь преследованиям за века, предшествующие пришествию Иисуса. Они будут сделаны «князьями по всей земле» (Псалтирь 44:17). Эта группа будет состоять из древних и преданных слуг Бога прежних веков, начиная с праведного Авеля. Она будет включать в себя такие знаменитые фигуры, как Авраам, Моисей, Давид, Илия, Даниил и все святые Божии пророки.

Эти «князья по всей земле» пробудятся от смерти в человеческом совершенстве, и в течение тысячи лет будут представителями Божественного Христа среди людей. Каким чудесным будет такое правительственное устройство! Будет установлен всеобщий и вечный мир, достичь которого человек в своем эгоизме не способен. Христос, Божественный Глава этого правительства, является «Князем Мира» («мир» здесь подразумевается в значении «отсутствие войны»), и мы уверены, что «умножению владычества Его и мира нет предела». – Исаия 9:6,7.

„Дом” Господа

В Книге Михея 4:1-4 Царство Христа представлено как дом, управляемый Богом. «И будет в последние дни: гора Дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. И пойдут многие народы и скажут: Придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, - и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне – из Иерусалима. И будет Он судить многие народы и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это».

Древний народ Израиля, к которому это пророчество адресовалось вначале, управлялся с горы: горы Сион в Иерусалиме. Поэтому Господь использует этот образ в данном пророчестве о Царстве Мессии. «Гора» Господня – это Царство Господа, представленная символическим Сионом в этом пророчестве.

Заметьте, что при правлении этого Царства люди научатся путям Господним. Весь период Царства Христа будет периодом обучения, воспитания. В этом пророчестве указывается, что одним из результатов такого воспитания будет то, что люди больше не будут учиться воевать. Тогда ангельское послание о мире на земле осуществится в реальность. Князь Мира будет тогда верховным правителем. – От Луки 2:13,14.

Под лозою и смоковницею

Также появится экономическая обеспеченность. В пророчестве ее символизирует описание того, что каждый будет сидеть под своею «виноградною лозою и под своею смоковницею». Множество страданий в мире на протяжении веков возникало из-за отсутствия еды, одежды и жилья. Но это будет исправлено в Царстве Христа.

Но мир и обеспеченность будут не единственными дарами, гарантированными людям. Исаия писал: «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и из самых чистых вин; И уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот он, Бог наш! На Него мы уповали… возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» - Исаия 25:6-9.

В дополнение к «трапезе из тучных яств», «покрывало», лежащее сейчас на лицах всех людей, будет уничтожено. Это явно относится к символическому занавесу, который мешает людям видеть и познавать Бога. Еще одно пророчество говорит, что тогда «откроются глаза слепых». (Исаия 35:5). Тем, кто буквально слеп, будет возвращено их зрение, а те, кто слеп духовно, приобретут истинное видение Бога и Его славного характера.

Все зло будет уничтожено

Об этом же времени мы читаем: «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море». (Исаия 11:9). Не будет более страдания и смерти, возникших в результате грехопадения Адама. Не будут более допускаться смертоносные стихийные бедствия. Появятся все условия для мира и процветания, поскольку знания Господа наполнит землю, «как воды наполняют море».

Господь «поглотит смерть победою». (1-е Коринфянам 15:54). Сколь прекрасное обещание! Павел писал, что Христос будет править, пока все враги не будут повержены к Его стопам, и что «последний же враг истребится – смерть». (1-е Коринфянам 15:25,26). Результат этого описан в Откровении 21:4: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло».

Первый опыт Добра

При правлении Христа Адам и все его потомки получат первый реальный опыт «добра». Это завершит их воспитание касательно важности принципов добра и зла. Хотя и созданный совершенным, Адам не обладал достаточными знаниями, чтобы предотвратить свое грехопадение. Но, подобно как Иов, Адам и его род «увидят» Бога в результате пережитых испытаний.

Бог, которого они «увидят», будет тем, которого они мечтали узнать и которому мечтали служить. Они познают ценность своего опыта. Они узнают, что несколько коротких лет трудностей, через которые они прошли, - это ничто по сравнению с вечной радостью, которая придет к ним под доспехами Божией любви. Не удивительно, что они скажут: «Вот Он, Бог наш! На Него мы уповали… возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» – Исаия 25:9.

В итоге мучительных испытаний, через которые прошел Иов, к нему вернулось здоровье, и у него снова появилась семья. Эта картина частично иллюстрирует нам то блаженство, которое ждет все человечество при правлении Христа.

Как мы видели, этот полный любви план для восстановления человеческого рода включает в себя и тех, кто уже упокоился в смерти. В этом – ключ к пониманию вопроса, почему Бог допускает зло. Ибо это означает, что Его взгляд на человеческие испытания не ограничен коротким сроком человеческой жизни. С точки зрения Бога, она – лишь урок, с которым, после воскресения, можно будет сравнить все то добро, которым будут осыпаны люди.

Время учения

Этот будущий период блаженства описан в Библии также как суд, или испытание. Исаия писал, что когда суды Божии совершаются на земле, «тогда живущие в мире научаются правде». (Исаия 26:9). Все несправедливости настоящего будут тогда исправлены. Те, кто сейчас полностью противостоят Богу и Его законам, и несправедливо преследуют Его последователей, получат тогда соответствующий урок, направленный на то, чтобы исправить их злодеяния. Будут рассмотрены все обстоятельства касательно каждого человека, и люди будут получать блаженство или наказание, соответственно.

Воскреснут даже те, кто умер в детстве. Они будут расти, пока не вырастут взрослыми, и получат возможность радоваться блаженству, дарованному Богом. В утешительном обещании матерям, которые потеряли своих детей, пророк писал: «Так говорит Господь: голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской (из страны смерти)». – Иеремия 31:15,16.

Имея реальный опыт и добра, и зла, каждый человек сможет разумно выбрать добро, и вечную жизнь, или зло, и вновь быть приговоренным к смерти – смерти, из которой уже не будет воскресения. Тогда Христос будет Царем и Высшим судьей. Петр называет Его также великим Пророком, и сообщает нам, что «всякая душа, которая не послушает (т.е. не послушается) Пророка Того, истребится из народа». – Деяния 3:22,23.

В нынешнюю ночь греха и смерти все умирают – верующие и неверующие, виновные и невиновные, праведные и неправедные. Но при царствовании Христа уничтожаться будут только те, кто будет полностью не повиноваться законам Бога. Все остальные будут продолжать жить и самосовершенствоваться. Если они будут продолжать верить, то превратятся в совершенных людей в бесконечных будущих веках счастья и жизни «с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их… а печаль и воздыхание удалятся». – Исаия 35:10…

Исследования Библии - На Главную