__22:1_- «И показал мне чистую реку»– {Ком} «Не замутненную традициями и ложными учениями». Река составляет основу быта человека. Самое большое скопление людей всегда было на берегах рек. Здесь река представляет прославленного Христа,, который для человечества будет жизнедательным источником.
{Ком} «Малое стадо имеет духа своего Господа и источники вод, вытекающие к жизни вечной. Когда эти воды будут собраны вместе в начале Тысячелетия, они будут составлять реку. Такой реки, текущей в настоящее время, еще нет».
{НС-’71.4.56} «Такой реки до этого времени еще нет, (она в процессе формирования). На этот счет имеем слова нашего Господа, когда Он разговаривал с Самарянкой: “Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.” (Иоан.4:14). Церковь не приглашается, чтобы пить воду из реки жизни, но через питье воды, которую Господь дает, она должна стать источником, рекой, и тогда воды жизни поплывут из прославленной Церкви, Дух и Невеста скажут миру – всему человеческому роду – Прийди! Тогда, кто только захочет, сможет прийти и воспользоваться благословениями Господа для получения вечной жизни».
- «воды жизни» - {Ком} «Истина, которая приведет к обретению вечной жизни».
Божьи истины, которые поплывут от престола Бога и Агнца, доставят каждому человеку достаточно знаний о Боге, Его принципах, о Его плане спасения и станут для человечества оживляющим стержнем жизни, поддерживающим его вечное существование.
- «светлую, как кристалл» -Эти Божьи истины, которые будут исходить от прославленного и комплектного Христа, будут чистыми истинами, без какой либо примеси неправды или двусмысленности; он будут оказывать благотворное влияние на восстановление человечества к праведности и совершенству.
Сегодня на земле трубят тревогу о загрязнении водных бассейнов. Человек загрязнил среду своего обитания из-за технического прогресса, и сегодня не имеет чистых источников вод. Большинство рек на земном шаре загрязнены настолько, что в некоторых из них даже запрещено купаться, из-за серьезной угрозы заболевания. Это в буквальном значении! А обстоит дело в значении символическом? Вода, как уже многократно доказывалось, есть символом истины, которая также стала загрязненной различными идеологическими стоками.Возникли сотни и даже тысячи разных мировоззренческих течений, в результате чего трудно доискаться кристально чистого библейского учения, дающую жизненную силу. Большинство из этих течений причиняют в большей или меньшей мере духовные недомогания и ослабление веры.
{А-103} «Проникнутая духом миссионерства, Библия ничего не говорит о существовании нескольких путей спасения - одного пути через веру, другого - делами, а еще иного - незнанием. Она не учит также порочащей Бога доктрины фатализма. И если она показывает, что всякая иная дверь надежды для человечества закрыта, то одну-единственную из них она держит широко открытой, оглашая, что всякий желающий может войти и жить. Она показывает, что все, не замечающие и не оценивающие этой благословенной привилегии войти, в свое время смогут оценить и будут приведены к полному знанию. Единственный путь, которым каждый отдельно из осужденного рода и все вместе могут прийти к Богу, лежит не через добрые дела или незнание, а через веру в драгоценную кровь Христа, Который берет на себя грех мира (1 Пет.1:19; Иоан.1:29). Вот в чем Евангелие - добрая весть огромной радости, "которая будет ВСЕМ ЛЮДЯМ"».
Учение о водах жизни, чистых как кристалл, указывает на время, в которой всяка грязь и муть, и идеологические отравы будут устранены. Не будет неясности, недосказанности или умолчания, и разных абсурдных человеческих комментариев о вечных муках, но чистая вода истины поведет людей к единению с Богом под предводительством Иисуса Христа. Имеем надежду, что также и буквальные воды будут очищены.
- «исходящую от престола Бога»- {Ком} «Власти и правления». Бог всегда останется как первопричина устроения, порядка, совершенства и вечности.
- «и Агнца» - Господь Иисус возвышен к достоинству обладания наивысшей властью правления, и это с целью, чтобы взял участь владычества Божьего Царства. Апостол Павел пишет: “Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени.” (Фил.2:9). Бог наделил Его властью, превышающей всякую другую после Себя, “которою Он действует и покоряет Себе все” (Фил.3:21).
__22:2_- «Среди улицы его»- Универсальное, повсеместное Божье Царство, установленное по Его воле и Его распоряжении.
- «и по ту и по другую сторону реки» -Фазы Царства, небесная и земная. Жизнь всех существ во всей Божьей вселенной, как на духовном уровне, так и на земном, будет зависеть от факторов, которые Бог постановил в Самом Себе, то есть то, что жизнь вечная будет всегда зависеть от Бога и Христа, и будет обусловлена полным послушанием.
- «древо жизни» - {Ком} «Малое Стадо», Христос Глава и Тело.
{НС-’71.4.56} «В Откровении Церковь представлена как Невеста, а прославленная Церковь как духовный Иерусалим и дерево жизни, листья которого должны служить оздоровлению народов, а плоды его для поддержания жизни, а вода того города есть водой жизни, живой водой. Поскольку Церковь еще не укомплектована, поэтому не может быть прославлена и река жизни не может течь из не прославленной пока Церкви – поэтому все это еще принадлежит будущему».
- «двенадцать раз приносящее плоды»- Это будет полное удовлетворение нужд человека в период реституции, во время тысячелетнего царствования Христа. Человеку будут предоставлена всесторонняя помощь в его очищении от греха и продвижении к совершенству. Люди будут пользоваться ею совершенствоваться и возносить хвалу Богу. Те плоды будут всем доступны, подобно как это было в Едеме. Это будут плоды живительной силы вечного бытия.
- «дающее на каждый месяц плод свой» -Круглый год кажется подразумевает продолжительность и постоянство.
- «а и листья дерева» -{Ком} «Доктрины, учения».
- «для исцеления» - {Ком} «Во время восстановления всего».
Учения того времени будут действенным противоядием на всякую несправедливость. С их помощью человек будет восставать из ложа немощи физической, моральной и умственной, поднимаясь к образу совершенного человека. В конце о нем можно будет сказать: “Се, человек!”.
- «народов» - {Ком} «Грешный мир, а не Церковь».
{НС-’71.4.56} «Таким образом может заметить, какие великие благословения Бог готовит для всего человеческого рода в то время, когда Божье Царство будет установлено между людьми во дни Еммануила. Реституция того времени изображена листьями деревьев; обилие учений и духовной пищи для морального, физического и умственного исцеления показано в плодах дерева. (…) Поэтому мы проявляем такой интерес к наполнению этой символической реки, упомянутой в Откровении. Согласно выражения ап. Павла, оно будет означать для народов восстание из смерти к жизни, или воскресение мертвых.
Оглядываясь в прошлое и представляя себе благословения, которые должны излиться на мир, чувствуем прилив радости и удовлетворения; но также важно, чтобы мы извлекли из этого урок, применили его к себе и старались сделать все что в наших силах, чтобы сделать наше звание и избрание верным. Чтобы мы могли принадлежать к классу прославленной Невесты и составлять тот Новый Иерусалим, из которого потечет река живой воды. Несомненно, все это исполнится, потому что об этом говорит Божье Слово».
__22:3_- «И ничего уже не будет проклятого» -{Ком} «Когда сатана будет уничтожен. Те, которые через Посредника придут к гармонии с Богом, уже больше не будут прокляты. Было время, когда никакого проклятия не было, было время, в котором проклятие начало быть, было продолжительное время его действия, и будет время, когда оно будет устранено».
{Ф-479} «Этот текст (Отк.22:3а) полностью согласуется с общим звучание Св. Писания, что наступает время, в котором дело примирения будет полностью завершено, в результате чего проклятие будет полностью снято с человека и с земли».
Когда Христос совершит дело посредничества и приведет человечество к совершенству, грех и деградация уже не будут иметь места. Царь и Первосвященник святости через благословения реституции «поможет послушным войти в веки Божьей славы, а неисправимых грешников, которые сознательно отвергнут возможность воспользоваться благословениями судного дня, обеспеченными через милость Бога и выкуп Иисуса Христа, истребит, “отсечет от жизни”. Таким образом великий Иегова и Его Дух святости и все находящиеся с Ним в завете окончательно победят, а грех и сатана и зло будут истреблены навеки и проклятии больше не будет» - {Ф-219}.(Ис.28:17; 1 Кор.4:5; Деян.3:23; 2 Фес.1:9; Отк.22:3).
- «но престол Бога» - Власть и владычество Иеговы охватывает всю вселенную. Уже не будет никаких разумных существ, которые были бы в оппозиции к Его устройству.
{Ф-521}«Св. Писание уверяет нас, о неизменности Божьего закона, который не может быть нарушен. Но он должен был быть удовлетворен ценой выкупа. Это заверение, что милость и справедливость Бога действуют в полной гармонии, придают нам надежды, что те самые принципы, будут господствовать вечно во всей вселенной – утешает нас, что “гнев” и “проклятие” будут сняты со всех, которых приходят и придут к гармонии с Богом через Иисуса, Посредника, и что все, кто не воспользуются этой милостью, будут устранены из лица земли через вторую смерть – потому что “гнев Божий пребывает на нем.” (Иоан.3:36; Ис.33:22,24).
- «и Агнца» - Христос наследует престол своего Отца. За верное исполнение Его воли и послушание аж до смерти крестной был превознесен к высокому рангу Царя и Судьи.
- «будет в нем» - Духовная власть Бога и Христа будет иметь полный контроль над человеческими делами и всей вселенной.
- «и рабы Его» - Всякое живое, разумное существо.
- «будут служить Ему» - Прекрасное наследие служения Богу, высшему Владыке безграничной империи мира. Каждый будет иметь свой удел труда для блага ближних и для славы Бога. Каждый злой поступок будет немедленно наказан еще в момент его возникновения в замысле; подобно каждая добрая мысль, каждое доброе слово будут вознаграждены и принесут благословением для других.
__22:4_- «И узрят» - Будут доискиваться совершенства, образа Бога, по подобию Которого был сотворен человек.
- «лице Его» - {Ком} «Там уже не будет препятствия к милости и любви Отчей, и никакого затмения», которое бы заслоняло понятие истинного разумения характера Бога. Грех и зло исказили человеческие понятия о Боге, сделали Его мстительным тираном, который во веки веков будет истязать пылающим огнем грешные души. Эта заслона будет устранена из человеческих сердец и умов, так как грех, который стал препятствие между Богом и человеком, будет устранен, и тем самым для людей станет возможным распознать Бога в Его чистоте, любви и справедливости.
- «и имя Его» - Характер, репутация, слава, честь, хорошее о Нем мнение вследствие правильного понимания замечательных качеств Бога – Его любви, мудрости, справедливости и могущества.
- «будет на челах их» -{Ком} «Умственное восприятие».
Это означает, что характер Бога будет отпечатан в разуме людей. Благословения реституции поднимут человека на высокий уровень здоровья и умственной силы, когда каждый будет иметь ясное понимание характера Бога. Все ложные понятия будут устранены и заменены учениями здравого ума, направляемыми духом здравого рассудка.
__22:5_- «И ночи не будет там»- {Ком} «Господства греха и смерти».
«Ночи» - Указывает на века, в которые “бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования.”(2 Кор.4:4). Большинство людей в наше время не знает о любви Бога, которая принес спасение всему миру. Большинство вероисповеданий (даже христианских) имеют непоследовательное и неверное разумение библейских истин, и милость спасения применяют лишь к своим вероисповедникам, объявляя, что за пределами их церкви (или вероисповедания) нет спасения; поэтому все, кто не состоит в данной религии, объявляются еретиками и лишаются ими милости Божьей. Таким образом огромная масса людей удерживается, воздействием сатаны на их умы, от слышания истинно благой вести о Божьей милости и искуплении.
- «и не будут иметь нужды ни в светильнике» -Каких-либо предводителей, лидеров, образцов для подражания.
{Ф-778} «Опыты этого мира, под влиянием сатанинских махинаций, послужат в веке Тысячелетия к выявлению злых дел. Тогда все убедятся – насколько коварным и насколько губительным было следование иным путем нежели путем справедливости, нежели путем истины. Тогда все убедятся, как они были притесняемы сатаной и принуждены им исполнять его волю (2 Тим.2:26). Убедятся, как были ослеплены богом этого века, который не дал им видеть Божьего характера, отражающегося в истинным светом в Христе. (2 Кор.4:4). Тогда мир усвоит несколько уроков: 1) Что Бог есть истинным приятелем всех своих творений, а также, что Его законы выданы для их добра и для их пользы. 2) Удостоверятся, как коварным есть характер зла, которого пример находим в сатане, в падших ангелах и в своих собственных опытах. 3) Усвоят, что не следует доверять собственному суду; а также, что ввиду таких обстоятельств ограниченный человеческий разум может принять свет за тьму, а тьму за свет – может принять добро как зло, а зло как добро. Эти уроки будут вечными ценностями, потому что через них человечество научится в большей степени доверять и полагаться на Божьей мудрости, равно как и на Божьей доброте и могуществе».
- «ни в свете солнечном» -{Ком} «Проповеди Евангелии».
- «ибо Господь Бог освещает их»- Люди будут под непосредственным контролем и управлением Бога. Все послушные сыновья людские Святым Духом будут просвещены знанием истины. “И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть”.(Иоиль 2:28). А пророк Иеремия (31:34) говорит об этом следующими словами: “И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: `познайте Господа', ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более”».
- «и будут царствовать»- {Ком} «Победители Тысячелетия».
- «во веки веков» - {Ком} «Над восстановленным раем». Это прекрасное обетование завершающего видения Иоанна. Как чудесно завершается сценарий божьей Книги! Первые ее страницы говорят о совершенстве человека, о его достоинстве как царя земли; Далее разыгрывается драма его упадка и деградации; А теперь снова Божья Книга показывает состояние первоначального совершенства и представляет человека как царя земли, который будет владычествовать над землей во веки веков. (Быт.1626; Пс.8:7-8).
__22:6_-«И сказал мне» -Иоанн получил от ангела заверение, что все то, что было ему показано, есть истинной Божьей правдой.
- «сии слова верны и истинны»- Чудесная книга Откровения предоставляет выразительные доказательства и заверения, что Господь Бог увенчает свое дело восстановлением человеку первоначального совершенства. Осуществление этого наступит обязательно, и тогда ужу ни один человек, но многочисленное потомство Адама обретет потерянный рай. Воистину, это будет прекрасным завершением драмы, продолжавшейся 7000 лет – 6000 лет темной ночи греха и деградации человека, и седьмая тысяча лет его восстановления. Об этом говорят “верные и истинные слова” Божьей Книги.
- «и Господь Бог святых пророков»- Библейские записи говорят, что Бог Иегова сам признавался, что есть их Богом. К Моисею при горящем кусте было сказано: “И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова”; а Господь Иисус ссылался на эти слова, когда открывал саддукеям дело воскресения, при чем добавил: “Бог не есть Бог мертвых, но живых”.(Исх.3:6; Мф.22:32). Также ап. Петр, говоря о пророчествах, которые было писаны под воздействием Св. Духа, сказал, что писали их “святые Божии человеки.” (2 Пет.1:21).
- «послал Ангела Своего» -Как при многих различных обстоятельствах передачи посланничества людям, так и здесь Бог использовал своего посланника.
- «показать рабам Своим» -Чтобы передал верующим информацию.
- «то, чему надлежит быть вскоре»- Что должно исполнится в недалекой будущности, так как реализация всего показанного Иоанну есть лишь вопросом времени.
__22:7_- «Се, гряду скоро» -{Ком} «Давая понять, что когда пришло время, книга Откровение может быть пунята». Приходим к убеждению, что второе пришествие Христа и установление Его Царства своевременно» – что это время настало.
Скоро, значит вскоре, через какое-то короткое время. Эти слова относились к каждому периоду развития Церкви и были поощрением для верных, чтобы бодрствовали. Подобное ободрение наш Искупитель выразил так: “Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время… А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.” (Мар.13:33,37). Бог посчитал нужным не отсылать верных в далекое будущее, но предполагать близкое время исполнения Его дела.
- «блажен» - Воистину, никто не разминется с Божьим благословением, если только будет иметь духа этой книги.
- «соблюдающий слова пророчества книги сей» -“Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.” (Отк.1:3). Эти, как и приведенные выше слова, доказывают, что слова этой книги говорили в каждом периоде времени, начиная от ее написания, и что за соблюдение содержащихся в ней слов обещано благословение.
__22:8_- «Я, Иоанн» -{Ком} «Представляет Церковь в жатве века Евангелии».
Вопрос: Почему в период жатвы?
Ответ: Потому, что в прежних шести периодах книга Откровение не была ясной и понятной. Лишь в надлежащее время, в период жатвы, Бог открыл для верных запечатанные в ней тайны.
- «видел и слышал сие» - Иоанн дает торжественное свидетельство, что он фактически это видел и слышал; а то, что он действительно слышал и видел, не подлежит никакому сомнению.
«Видел и слышал» - Класс Иоанна, которому дано слышать эти слова и распознать их исполнение, ценит достоинство этой привилегии и знает связанную с ней ответственность. Старается полностью доверять “слышанному и виденному”, и полагать на этих словах свою надежду.
- «Когда же услышал и увидел» - Когда Божье намерение (о спасении всего людского рода) стало открытым для их очей веры, и когда сердцевина света Евангелии, которой есть искупительное дело Христа, которое должно быть задействовано во время Его второго присутствия и применено в пользу всего человечества, стало ясным; когда их ушей достиг чудный голос, говорящий о скором установлении Царства Христа, что уже не будет ужасной ночи греха, а живая вода потечет от “престола Бога и Агнца”…
- «пал» -Все эти чудные видения, и особенно прекрасное их завершение, на апостола Иоанна произвели такое огромное впечатление; он был настолько всем этим поражен и растроган, что он, не имея слов для выражения своих чувств, просто пал ниц.
- «к ногам Ангела» -{Ком} «Личный посланник, назначенный Господом, чтобы возвестить посланничество теперешней истины».
- «показывающего мне сие» - Которому Господь дал разумение всех дел Божьих и наделил полномочиями для передачи “пищи вовремя” верным домочадцам Божьего дома.
- «чтобы поклониться ему» - Все верующие должны принимать откровения о Божьих делах с великим смирением и преклонением.
__22:9_- «но он сказал мне»- Иоанн встретил протест со стороны ангела.
- «смотри, не делай сего» - {Ком} «Не воздавай мне чести – не я автор этого плана».
- «ибо я сослужитель тебе» - {Ком} «Сотрудник твой, а не господин и учитель». “Блажен тот раб…” (Мф.24:46). “Ангел Лаодикийской Церкви” (Отк.3:14). Это наводит нам мысль, что тот ангел не был духовным существом, но земным, телесным существом, таким как и Иоанн.
Подобный пример оставил ап. Петр, который, будучи апостолом, не считал себя высшим, или предводителем всех апостолов. Когда писал свое предостережение старшим собраний, ставил себя на одном уровне с ними, говоря: “Пастырей ваших умоляю я, сопастырь…” (1 Пет.5:1). Петр ставит себя как равного среди служителей, хотя за признание Господа как Мессии получил ключи к большей благодати для служения Церкви. Это прекрасный пример для подражания для церковного духовенства, среди которого приняты, вопреки апостольскому учению, различные уровни иерархии и преклонения одних перед другими.
- «и братьям твоим пророкам» - {Ком} «Правдивых учителей, т.е тех, кого Господь использует как свои говорящие орудия».
- «и соблюдающим слова книги сей» - Сослужители всех тех, которые применяют учения этой книги в своей жизни. Здесь находим поучительный урок, что Господь посылает своих служителей к тем, которые соблюдают слова этой книги, интересуются ими, оценивают их и применяют их в своей жизни. Господь не посылает своих слуг к людям падшим, которые часто своим поведением лгут на Божье Слово и отвергают его. Это согласно со словами Искупителя, который сказал: “Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.” (Мф.7:6).
- «Богу поклонись» -{Ком} «Который есть источник, из которого исходит всякий свет благословение».
Как это звучит иначе, сравнивая с позицией многих современных религиозных духовных лидеров, которых переполняет гордыня, когда принимают почести от своих сторонников. Не наблюдается, чтобы кто-то из них запротестовал против людских приветствий и похвал, когда кланяются им, целуют руки итп. Скорее видим, что это приносит им удовольствие, когда принадлежащая Богу честь отдается им.
В любом случае не должны отдавать почести человеку. Ангел предостерег Иоанна и указал ему на главный центр, достойный почитания - «Богу поклонись». Божий народ не должен рабски отдавать почтение людям, поскольку даже самые достойные люди являются Божьими орудиями.
__22:10_- «И сказал мне» -Это уже последнее напоминание этой книги, выраженное посланником Божьим и направленное классу Иоанна, живущим при конце века Евангелии (в период жатвы).
- не запечатывай» -Да, Бог никогда не держит в тайне свои намерения, когда приходит соответствующее время на их исполнение - “Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам.” (Амос 3:7).
- «слов пророчества книги сей» - {Ком} «Когда придет время, чтобы книга Откровение стала полностью понятна, тогда Церковь сне должна этого скрывать». Нерушимая истина этого принципа была представлена Данилу, когда тот был заинтересован будущими намерениями Бога. Тогда Данилу было сказано, что Божьи тайны, которые должны быть запечатаны (сокрыты) на определенное время, должны быть открыты в важных временах истории нашей земли. Вот слова, сказанные Даниилу: “А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение'.” (Дан.12:4).
{В -19} «Если пророчеству никогда не судилось, чтобы его поняли, то зачем вообще его давать? (…) Но вот живущие и послушно “ бодрствующие ” в “ свое время ” будут знать, будут видеть, будут “понимать” и не будут в неведении среди удивительных событий “жатвы” этого века. Всякий, кто в любое время пренебрегает бодрствовать, теряет благословения, особенно подчеркнутые Господом. Он доказывает, что либо бог мира сего ослепил его предрассудками, либо он перегружен земными заботами и нынешними интересами, и поэтому забывает о своем обете полного посвящения Господу, т.е. искать, прежде всего, Царство и будущую жизнь».
- «ибо время близко»- Ангел (посланник) выражает Божье послание о близком исполнении предсказаний, содержащихся в Апокалипсисе. Обращает внимание, что бы не делали из этого знания тайны. Некоторые из них, как формирование отпадшей христианской системы, начали исполняться еще во время апостольские. (2 Фес.2:3-10).
__22:11_- «Неправедный» -Здесь представлено очень важное предостережение! И оно не направлено к неверующему миру, но к тем, которые эту книгу читают и признают себя Христовыми.
- «пусть еще делает неправду» - Усилия нанести урон Божьему делу ложными представлениями о Боге и Его деле спасения, должны быть, согласно этого и иных предсказаний, знамением распознавания последнего времени. Размеры ширяющейся неправедности среди Божьего народа – охлаждение, дерзость, чрезмерный критицизм, самоуправные действия отдельных личностей, с целью замешательства в собраниях и обретения сторонников, угасание прежних добрых обычаев, оговоры, излишние претензии к братьям, пренебрежение к исполнению обетов данных при завете жертвы, отступничество от чистых библейских учений, итп., убеждают нас, что действительно живем в “последних днях”.
«Пусть еще делает неправду» - Эти слова являются как бы Господним советом, чтобы тех, кто вредит, оставлять в стороне, остерегаться возможного урона от их деятельности, которая может нанести ущерб Божьему делу, и отдельным братьям, и истине в целом, дискредитируя ее в глазах мира. Жизненный опыт показывает, что для таких, которые занялись делом вредительства немногое можно сделать, чтобы удержать от этого. Наоборот, при обличении они еще больше ожесточаются. Поэтому безопаснее таких лучше оставить в стороне. Ап Павел говорит: “Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.” (Титу 3:10-11).
- «нечистый» -Кто любит грех, сквернится духом этого мира, его неправедностью, разными пороками, и ложными учениями.
- «пусть еще сквернится» - Не стоит такому препятствовать идти к худшему – его все равно не остановить. Комментарий говорит: “Возвещение послания теперешней истины не имеет намерения обратить мир”. Поэтому на таких, которые идут в мир и участвуют в делах тьмы, Евангелия бездейственна. Такие оскверненные люди пренебрегают благой вестью, и было бы тратой времени заниматься ими».
- «праведный» -Кто оправдан кровью Христовой жертвы и вошел в завет с Богом. Кровь искупительной жертвы нашего Господа является основанием, чтобы такие перед лицом Божьим почитались за праведных.
- «да творит правду еще» - {Ком} «Теперешняя истина предназначена единственно для тех, которые склонны к праведности». Миссия Церкви не состоит в обращении мира в теперешнее время. На общественные реформы этого мира Бог предназначил другой век - век Тысячелетия, или Тысячелетнее Царство Христа. Нынешний век Евангелии предназначен для собирания класса “первородных”, которые стараются взобраться на вершины Божьей справедливости.
«Да творит правду еще» - Конечно же, эти слова не относятся к полноте праведности людей веры, потому что ап. Павел пишет: “нет праведного ни одного”.(Рим.3:10). Поэтому, здесь мысль, что верующие стараются жить жизнью людей справедливых, стремятся исполнять дела праведности согласно данного при завете обета, дела, достойные из призвания, и через ревностное исследование Св. Писания достигать большей и высшей пропорции Божьей справедливости.
- «и святый»- Кто освящен Святым Духом. “На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.” (2 Кор.5:5).
- «да освящается еще»- Это указывает, что если кто был признан Богом как Его дитя, имеет привилегию быть святым и принадлежать к святым созданиям. Как Бог свят, так и Его дети считаются святыми.
«Да освящается» - Пусть и дальше ведут жизнь набожную, достойную, святую, пусть не удовлетворяются достигнутым, но пусть все больше устремляются к достижению совершенства. Пусть это доходит к полному освящению ума и сердца. Слово святой означает духовное развитие ума и кристаллизация плодов Святого Духа в характере христианина.
Вышесказанное доказывает, что при завершении дела избрания небесного храма найдутся два класса: (1) Одни – это отступники, неправедные и скверные, (2) другие - праведные, освященные и благодаря милости Божьей укрепленные в вере, приготовленные к встрече с Господом. К какому классу мы будет причислены, в большой степени зависит от нас самих. Достаточно ли будет приготовлены к встрече с Господом?
{С-194} «Ведь истина, явленная в свете жатвы, определенно свидетельствует о разделении пшеницы от плевел. Тщательное очищение ламп открывает этот факт мудрым девам, обладающим Святым Духом посвящения и послушания, Имеющие "масло" будут иметь также свет. Оценивая такую привилегию, они радостно и без промедления "последуют за Агнцем, куда бы Он ни шел".
Неразумные девы, не имея достаточно масла, напротив, не могут обрести ясный свет по поводу присутствия Жениха. Чрезмерно отягощенные заботами, помыслами и прочими вещами повседневной жизни, они не способны в полной мере рассудить данный предмет и, как следствие, останавливаются и не могут решить для себя покидать ли им Вавилон, делаясь отчасти безразличными и скептически настроенными ковсему этому. И даже если они, увещеваемые другими, с неохотой выходят, как жена Лота, то постоянно склонны оглядываться назад. Для таких Господь оставил напоминание: "Вспоминайте жену Лотову" (Лук. 17: 32). И еще Он сказал: "Никто возложивший руку свою на плуг, и озираюшийся назад, не благонадежен для Царствия Божия".
В притче нет даже малейшего упоминания о том, что неразумные девы будут осознавать свое безрассудство до того, как минует возможность войти на пир. Затем они поймут, скольбезрассудно было надеяться получить признание Господа (в качестве Его невесты и сонаследницы), будучи равнодушными и сдержанными последователями».
__22:12_- «Се, гряду скоро» -Пророчество Исаия (62:11) приводит нас в это благословенное время и говорит: “Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним.”
- и возмездие Мое со Мною» - {Ком} «Не получите награду прежде, чем Я возвращусь».
С момента второго пришествия Господь должен был отдать каждому надлежащую плату. Это учение Искупитель передал в притче о талантах. (Лк.2:5-11).Эта притча учит нас, что Господь оценит тех, кто служили хорошо, и тех, кто плохо исполняли свои обязанности. О четкой разнице между одними и другими говорит пророчество Малахии: “Но боящиеся Бога говорят друг другу: `внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его'. И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.”(Мал.3:16-18).
- «чтобы воздать каждому» - Господь сам будет Судьей и каждому воздаст по уже сделанному. Это будет особая награда. Никто не будет обижен, так как Господь применит соответствующую, справедливую меру и оценку к усилиям каждого человека.
- «по делам его»- Соответственно делам. Никто не будет обойден. Каждый получит то, что заслужил.
__22:13_- «Я есмь Альфа и Омега» - Первая и последняя литера греческого алфавита, как в русском А и Я.
- «начало и конец» -{Ком} «Непосредственного творения Божьего».
- «Первый и Последний»- Эти слова Господь употребляет много раз, что Он есть Первым и Последним из Божьих творений, - это означает, что только Он был непосредственно сотворен самим Отцом, все же остальное Бог творил через Сына-Логоса. (Отк.1:8,11,17; 2:8; 3:14).
__22:14_- «Блаженны те» -Весьма возвеличенные, признанные Богом.
- «которые соблюдают заповеди Его» - {Ком} « Такова заповедь Его, чтобы мы любили друг друга». (1 Иоан.3:23).
- «чтобы иметь им право на древо жизни» - Чтобы имели право пребывать в Царстве Бога на каком-либо из его уровней. Церковь в Божественной природе – наивысшей духовной природе, бессмертия; Великое Множество в духовной природе – подобной ангельской, но на условиях послушания и верности Богу и Его законам; и человечество на уровне земном, те, которых Божья милость допустит к жизни вечной на уровне земном, телесном, на условиях полного подчинения принципам и заповедям Его.
- «и войти в город воротами» - {Ком} «С помощью святых отцов древности все смогут войти в Царство». Это относится к человечеству, для которого святые древности будут теми воротами, через которые будут входить в Божье Царство; точнее говоря, будут теми орудиями, информирущими массы обитателей земли об условиях, при которых каждый может стать обладателем вечной жизни.
__22:15_- «А вне» -{Ком} «Не “в скинии Божьей”, не в пределах Божьего Царства, управляемого Христом, но вне его. Они не входят “воротами”, в город, поэтому остаются за пределами его стен». Они не интересны Богу, их не коснутся Божьи благословения (по их же причине), поэтому будут лишены Божьей любви и милосердия. В теперешнее время за пределами находятся все те, которые не в союзе с Богом - “Гнев Божий пребывает на них.” Такие пребывают “во тьме внешней”. (Мф8:12; 22:13).
- «псы» -{Ком} «Бездельники, разносчики духовной заразы, эгоисты, которые кусаются и ищут кого бы укусить, обмануть». Для людей этой категории (если не исправятся) не будет места в Царстве справедливости. (Ис.56:10-11; Филипп.3:2)
- «и чародеи»- Все те, кто входят в контакт с злыми силами и творят необычные, чудные вещи – гипнотизеры, разного рода гадатели и ясновидцы, шептуны, ведьмы, колдуны итп.
- «и любодеи»- Люди морально падшие, ведущие распутный образ жизни.
- «и убийцы» -{Ком} «Ненавидящие братьев».
- «и идолослужители»- Которые делают различные предметы культа, материальные и личностные, отдавая почести, хвалу и славу им, а не истинному живому Богу.
- «и всякий любящий и делающий неправду» - Каждая малейшая неправда будет отмечена и сурово наказана. Господний Псалмист сказал: “Ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.” (Пс.5:5- 7).
__22:16_- «Я, Иисус» -Главный представитель Отца, через которого были переданы таинственные дела книги Апокалипсис.
- «послал Ангела Моего»- Возможно здесь речь идет об ап. Павле. “Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.” (Деян.9:15).
- «засвидетельствовать» - “Ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию.” (Деян.20:27).
- «вам сие» -“Как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,” (2 Пет.3:15).
- «в церквах» -Никто из Господних апостолов не проводил так широкого труда благовестия, как это делал Павел. Он более всех посещал собрания во многих местах, утверждая истину святого Евангелия.
- «Я есмь корень» -{Ком} «Начало, источник жизни через куплю Давидовых прав на жизнь. Это уже не ветвь из корня Иессея и Давида».
{Е-152} «По плоти, через Свою мать, наш Господь Иисус был сыном, отраслью, веткой, потомком Давида. Именно благодаря жертве Своей непорочной жизни Он стал “корнем” Давида, а также его Господом. Ведь значение, заключающееся в слове “корень”, несколько отличается от значения слова “Господь”. “Корень” Давида означает начало, источник жизни и развития Давида».
- «и потомок Давида»- {Ком} «По линии Нафана».
{Е-153} «Писание говорит, что Давид был “отраслью Иессея”: значит, его отец был его корнем по естественному происхождению. Когда и как Христос стал Давидовым корнем, или отцом? Мы отвечаем: не раньше, чем Он “стал плотью”. Только тогда, когда Он стал плотью, как человек Иисус, Он породнился с Адамовым родом через Свою мать (Евр.2: 14-18). И в этом родстве с человечеством и с Давидом Он был “ветвью”, а не “корнем”. Как и когда Он стал “корнем”? Мы отвечаем: тем же способом и в то же время, когда Он стал Господом Давида. “Тем же способом” подразумевает Его смерть, которой Он купил жизненные права Адама и всего его рода, включая жизненные права Давида. “В то же время” подразумевает время, когда Он воскрес из мертвых, Искупитель Адама, Искупитель человечества, а, значит, Искупитель Давида. Поэтому Господом Давида и Корнем Давида не был ни дочеловеческий Logos, ни человек Иисус, но воскресший Мессия. Когда Давид в духе (т.е. говоря под пророческим духом, или влиянием) назвал Иисуса Господом, говоря: “Сказал Иегова Господу моему [Иисусу]: сиди одесную Меня”, – речь шла не о жертвующем “человеке Иисусе Христе”, Который еще не закончил Своей жертвы, но о победителе Иисусе, Господе жизни и славы, “первенце из мертвых и владыке царей земных” (Отк.1:5). Именно о Нем ап. Петр сказал: “Сего Бог воскресил в третий день... Сей есть Господь всех” (Деян.10:36,40). О Нем говорил и ап. Павел, что в Его втором пришествии Он покажет Себя как “Царь царствующих и Господь господствующих”.»
- «звезда светлая и утренняя» - Первородный Сын Иеговы, непосредственно рожденный самим Иеговой как духовное существо. “В начале было Слово, и Слово было у Бога... Оно было в начале у Бога.” (Иоан.1:1-2). В следующем стихе Иоанн говорит: “Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.” (стих 3). Следующей звездой был Люцифер (носитель света, или светоносный). Это о них говорит книга Иова (38:7) Это относится к времени формирования земли, когда во время первой творческой недели (первого дня творения) стал свет, и Бог принялся за упорядочение и подготовку нашей планеты “для жительства человеков” (Ис.45:18). Все это происходило – говорит Иов - “при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости.” Об этом также говорится в Притчах Соломона (8:22-30), представляя Логоса как мудрость.
__22:17_- «И Дух» - Святой Дух, Дух истины, влиятельная Божья сила, через которую Бог открывает свой план спасения – Иоанна 16:7-13; (в данном случае; потому что вообще все - видимое и невидимое создано и сотворено и управляется этой действенной силой Бога – Святым Божьим Духом).
- «и невеста» - {Ком} «Невеста не может сказать «приди», пока не станет Женой Агнца. Это произойдет после брака Агнца и Невесты».
{А-98} «В конце века, когда она "приготовится" (Отк.19:7), придет Жених, и готовые войдут с Ним на брачный пир - второй Адам и вторая Ева соединятся в одно, и начнется хвалебное дело реституции. В следующей эпохе нового неба и новой земли Церковь уже не будет более обрученною девою, а будет Невестой и будет сказано: "Дух и невеста говорят: приди! И слышащий да скажет, приди! Жаждущий пусть приходит и желающий пусть берет воду жизни даром." (Отк.22:17)».
- «говорят» - Возвещают Божье послание об установлении Божьего Царства на земле. Это одна из главных задач мисси Церкви в теперешнее время.
{А-98} «Миссия Церкви не закончится Евангельским веком. Этот век является лишь необходимым приготовлением для будущего великого дела. За этими обещанными грядущими благословениями все творение вместе стонет и мучается в болях доныне, ожидая откровения сынов Божьих (Рим.8:22,19). Свободная милость, как благословенная возможность грядущего века, в полной мере предназначена планом нашего Небесного Отца не только для живых, но и для тех, кто умер».
- «прииди!» - Это будет приглашение людям к участию в реституционных благословениях, которые Бог приготовил для века Тысячелетия.
- «И слышавший» -Лишь немногие в наше время имеют уши открытыми для слышания Божьей Евангелии.
{А-98} «Некоторым частям мира оказано больше милости в представлении Евангелии (которое, разумеется, доступно для всех слушающих), чем другим. Взгляните на карту мира и сравните, сколь незначительная его часть хоть в какой-то сравнительной степени удостоилась благословения и озарена светом Евангелия Христа. Сравните себя и все данные вам привилегии и знания с миллионами людей, пребывающими ныне в темноте язычества, никогда не слышавшими о призвании, а значит не имевшими возможности быть призванными».
- «да скажет прииди!» - Это значит, что есть обязанностью тех, которые имеют уши открытыми для благой вести, чтобы возвещали о благодати и благословениях, которые приготовлены для человечества в земном Царстве Бога.
- «Жаждущий» - {Ком} «Кто примет эту весть. Во время Тысячелетия вода жизни никому не будет даваться по принуждению. Да и теперь, “Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.” (Иоан.6:44)».
- «пусть приходит» - Пусть воспользуется благословениями, которые Бог ему приготовил из милости, через искупительную жертву Иисуса Христа.
- «и желающий» - Добровольно, без принуждения.
- «пусть берет воду жизни» - {Ком} «Благословения реституции. Истину, чистую как кристалл».
- «даром» - “Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко.” (Ис.55:1).
__22:18_- «И я также свидетельствую всякому слышащему» - Каждому, кто захочет читать или слушать объясненные тайны содержания Апокалипсиса.
- «слова пророчества книги сей» - Учения и символы Апокалипсиса имеют пророческое значение, поскольку вся эта книга пророческая, объявляющая деяния Церкви и судьбы человеческие.
- «если кто приложит что к ним» - Если кто-то что-то прибавит, какую-либо традицию, или догму, доктрину и религиозную философию, как это многократно делалось в течение темных веков.
- «на того наложит Бог язвы» - Которые должны пасть на номинальное христианство, за все прибавки и уятия.
- «о которых написано в книге сей» - В 16 главе.
__22:19_- «и если кто отнимет что» - Если бы кто-то захотел изменить значение и важность этих учений.
- «от слов книги пророчества сего» - Толковать пророчество Апокалипсиса легкомысленно, умаляя его достоинство (значение, ценность) перед другими книгами Св. Писания.
- «у того отнимет Бог»- Тому Бог уменьшит своих милостей.
- «участие в книге жизни» - Не будет частью Малого Стада и утратит привилегию обретения жизни на высшем уровне, но может (если образумится и покается) получить меньшее благословение – жизнь на земном уровне. Такое учение дал Учитель, когда сказал: “Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном;” (Мф.5:19).
- «и в святом граде»- В Новом Иерусалиме.
- «и в том» -Все благословения и обетования, данные Церкви во всех периодах времени века Евангелии.
- «что написано в книге сей» - Во всем том добром, о чем написано во всех главах книги Откровения. Автор этого объяснения предпринял задачу, чтобы верно придерживаться изложенного в шести томах Исследования Священного Писания и других авторитетных мыслей их автора, содержащихся в различных его публикациях. В оценке глубоких учений и символов Апокалипсиса они применялись как вехи или указатели, обозначающие дорогу к верному пониманию истин этой символической книги. Однако это не означает, что все здесь выяснено досконально. Но побуждения и желания были таковы, чтобы не внести в толкование мыслей искажающих дух и букву Божьего Слова, а милосердный Бог пусть милостиво простит, если из-за несовершенства мышления нечаянно в чем-то погрешил.
__22:20_- «Свидетельствующий сие говорит» - Иисус Христос, Который получил от Отца откровение, “чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну”. (Отк.1:1).
- «ей, гряду скоро!» -Это было обещание скорого начала исполнения этой книги, и одновременно заверение, что Господь в своей втором пришествии осуществит Божьи намерения, сокрытые в символах Апокалипсиса.
- «Аминь» -Истинно так, не подлежит никакому сомнению.
- «Ей, гряди, Господи Иисусе!» - Прийди, Господи Иисусе, как обещал, отходя к Отцу. Тогда сказал: “В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.” (Иоан.14:24). Члены истинной Церкви знали этот путь, которым отошел их Учитель, и постоянно ожидали исполнения обещанного – пришествия их Господа, Жениха, чтобы Ему соединиться с Невестой – верной Церковью. Это было ободрением в их ожидании Его возвращения и придавало сил к стойкому терпению во времена различных трудных обстоятельств и событий, особенно во времена суровых гонений со стороны языческого, а затем псевдо-христианского Рима.
__22:21_- «Благодать Господа нашего Иисуса Христа» - Милость нашего Господа есть милостью Бога и является великим даром, которого мы не заслужили, но однако будет в изобилии дан всем спасенным классам человечества. Первыми, кто получат незаслуженную милость, воскресения из смерти и вознесения в славу небес, будет Малое Стадо; Следующими будет класс Великого Множества, которые получат жизнь на уровне ангелов; затем восстанут святые Ветхого Завета в человеческой совершенной природе, которые будут видимыми полномочными представителями Бога на земле; в дальнейшем милость Божья изольется на всех остальных людей – на все человечество. Миллиарды человеческих существ по милости Божьей будут пробуждены их своих гробов и постепенно, под милостивыми судами (правлением) правительства Христа будут исправляться и достигать совершенства. В самом конце из гроба восстанет праотец Адам, виновник смерти, с которого приговор смерти будет снят и Бог предоставит ему возможность еще одного испытания. Если на этот раз в испытании устоит и окажется победителем, то по воле и милости Божьей, благодаря заслуге искупительной жертвы Христа опять обретет дар вечной жизни.
- «со всеми вами»- Со всеми оценивающими эту милость, которую Бог в изобилии даст всем кто окажутся послушными Ему. Как непослушание отстранило наших прародителей от древа жизни, так послушание позволит человеку снова приблизиться к Богу и достичь Божьего Рая, чтобы уже никогда не знать зла, но вовеки веков тешиться благом, благодаря жертве Иисуса Христа.
- «Аминь»- Так есть, это правда, все это непременно исполнится!.. Церковь, Невеста Христа, взойдет в небеса, где совершится брачный пир Агнца, радость которого наполнит не только небеса, но и землю. Ворота возможности спасения для людей откроются так широко, что все желающие получать возможность ступить на “путь святой” по которому пойдут все народы, чтобы учиться “путям Господним” и продвигаться к единению с Богом на определенных Им условиях. Уже не будет ни войн, ни страданий, ни боли, ни смерти, потому что от Божьего престола потечет река воды жизни; воцарится вечный мир и согласие между людьми, и счастье и радость будет вечными спутниками всех существ в Божьем Царстве.
Аминь!