Армагеддон, в виду все более распространенных ожиданий бедствий, сделался обыденным словом. Этим словом пользуются, когда происходят конфликты между народами и идеологиями, и особенно когда смятение наступает во всем мире. Средства информации используют это слово довольно часто, но каждый раз возникает вопрос, действительно ли пользующиеся им знают его смысл и происхождение. Многие думают, что это слово применимо к громадной и могущественной битве с участием Бога - битве между добром и злом, битве во имя окончания всех битв.
Армагеддон является библейским термином заключительной книги Библии, ассоциируясь с "великим днем Бога Вседержителя" (Отк. 16: 14). Откровение - это книга символов, в которой описывается вековая борьба между истиной и ложью, праведностью и неправедностью, Христом и анти-Христом. В этом описании, с одной стороны, используются такие символы, как "зверь", "дракон", "лжепророк", "Вавилон", "блудница", "злые духи", "жабы" и др., а с другой - "Агнец Божий", "невеста", "Святой город" и другие. В данном случае мы рассмотрим еще один символ, использованный в книге, - это Армагеддон. Он связан с суровой и жестокой битвой в конце нынешнего века, после которой царство Христа победно установит всеобщий и вечный мир.
Слово Армагеддон еврейского происхождения, и с географической, а также с исторической точки зрения ассоциируется с горой Мегиддо. Мегиддо занимала важное стратегическое местоположение на древней Святой Земле, возвышаясь над важным горным проходом вглубь страны. Вообще-то равнина у горы Мегиддо была полем великих сражений в Израиле. Здесь Гедеон и три сотни его воинов обратили в бегство и нанесли поражение Мадианитянам. Здесь был побежден филистимлянами царь Саул.
Многие символы Библии по своей природе похожи на те, с которыми знакомы люди. Библия, например, использует слово "зверь" для того, чтобы символически высказаться о царстве или правительстве. Тем же выражением пользуются в мире, изображая на своих гербах различных зверей. Так же часто в мире пользуются выражением "поле битвы". Когда, например, мы говорим, что какая-то армия имела свое "Ватерлоо", мы имеем в виду, что после предполагаемого победного исхода наступило внезапное и неожиданное поражение. Таким было поражение Наполеона при Ватерлоо, после чего название этого поля битвы стало нарицательным.
То же с Армагеддоном. Это было поле сражений в Израиле. Чтобы понять его символическое значение в пророчествах, достаточно взглянуть на особенности битв, в которых участвовал древний Израиль. Речь не о том, будто израильтяне всегда побеждали врагов, иногда Бог позволял своему народу быть разгромленным. Народ грешил перед Богом и нуждался в наказании. Тем не менее, все битвы Израиля имели одну знаменательную черту - в них была видна Божья рука, и Бог посылал победы или поражения в соответствии с Его великим планом веков.
Если принять этот факт во внимание, то слово Армагеддон обретает значение столь же определенное, как Ватерлоо, хотя совершенно другой важности. Имеется в виду битва, в которой Бог имеет определенную цель, и в которой Он будет управлять ее исходом, обеспечивая окончательную и славную победу сил добра. Более того, как показывают пророчества, это последняя великая битва веков, котрая закончится вечным поражением всех сил сатаны, готовя путь для установления царства Христа. Вот почему она описана как "брань в оный великий день Бога Вседержителя" (Отк. 16: 14).
Пророчества четко показывают, что "великий день Бога Вседержителя" - это период времени, который обозначает конец нынешнего века. Это время, в котором настоящий "лукавый мир" (Гал. 1:4), то есть общественный строй, близится к своему концу. Он описан в Библии как "День Возмездия" и как "последние дни". О нем иногда говорят как о "дне Господнем", потому что это время, когда Господь вмешивается в дела мира, чтобы прекратить его безумие и стремительное падение в грех и деградацию, и чтобы установить Свое долго обещанное царство.
Этот День Господень упоминается в пророчестве, которое гласит: "Ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля" (Софония 3:8).
Этот День Мщения над народами описан также пророком Исайей: "Господь выйдет как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих. Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать все" (Исайя 42: 13, 14).
С тех самых пор, как наши прародители нарушили закон Бога, зло являлось преобладающим фактором в делах человеческого рода. Сатана был "правителем" этого мира. Иисус назвал его "князем мира сего" (Иоанна 12: 31; 14: 30). Во времена древнего Израиля, когда Бог руководил Своим избранным народом, другие народы иногда сталкивались с божественной силой и властью. Разные языческие цари были вынуждены признать Его власть, когда Он чудесным образом защищал и избавлял Свой народ. Но прошло много веков с тех пор, как мир был свидетелем таких проявлений Божьей силы, и люди власти почти утратили веру в Него и Его способность управлять делами человека.
Объясняя эту ситуацию, Бог говорит, что Он воздерживался от вмешательства в мирские дела и "соблюдал спокойствие". С другой стороны, Его народ был воодушевляем ожидать Господа до времени, до того дня, когда Он перестанет молчать, не будет сдерживаться от вмешательства в дела человека. Сказано, что в то время Господь поднимется для опустошения, и вся земля -- этот нынешний мир зла, - будет поглощена "огнем ревности Его". В этом деле разрушения зла и злых систем Господь представляется как могущественный человек, ведомый ревностью, подобно воину. Это только ускоряет битву великого дня Всемогущего Бога.
Хотя Господь позволил сатане, великому противнику, господствовать в сердцах детей неповиновения, Он никогда не переставал быть заинтересованным окончательным благополучием Своих человеческих созданий. В самом деле, в течение всех этих тысячелетий, пока Он воздерживался от вмешательства в господство греха и смерти, Господь закладывал основу славного дня освобождения. Но Его план искупления и восстановления выполнялся тихо и незаметно для мира. В Армагеддоне Бог откроет Себя всему человечеству, и глаза всех народов будут открыты, чтобы созерцать Его славу.
Падший Люцифер, олицетворенный в Книге Бытия как змий, а в Откровении 20: 2 - как "змий древний", принес грех в мир. Он обманул мать Еву и через нее склонил Адама к нарушению божественного закона. Это навлекло на них наказание за грех, которым является смерть. С тех пор человеческий род стал умирать. Самолюбие стало причиной почти всех человеческих стремлений, а из самолюбия возникает враждебность, ненависть, преступления и войны. Все шесть тысячелетий человечество продолжало бороться за свое существование, всегда надеясь, что наступят лучшие времена, однако гордыня никогда не позволяла достичь желаемой цели.
Но Бог по-прежнему любит Свое человеческое создание, и в Его Слове нам даны начертания Божественных намерений, которые в конечном итоге приведут к окончательному свержению господства сатаны, а также к уничтожению таких ненавистных элементов правления сатаны, как грех и смерть, которые так долго мучили человеческий род. Способ, которым рука Господа находилась в делах людей в течение веков, широко открывается для нас в множестве прекрасных обещаний, записанных в Его Слове для нашего утешения и наставления.
Хотя непросвещенным может показаться, что обещания" Бога - это не более чем желания, принимаемые древними идеологами за действительное, однако в них можно распознать начертание божественного намерения относительно человеческого рода. Глядя на это начертание и удивительные приготовления Господа, которые Он делал для окончательного избавления человечества от рабства греха, болезней и смерти, мы уверены, что в исполнении Божественного Плана не было ошибки - не было случая, чтобы Господу что-то не удалось в Его великих и любящих замыслах.
В Своих словах к "змию древнему" (дьяволу) Создатель дает нам первый знак, что хотя грех вошел в наш мир, Он не оставил созданного Им человека. Господь сказал сатане о том, что "семя" жены "будет поражать его в голову" (Бытие 3:15). Если б позднее Господь не обозначил Своих намерений относительно человеческого рода более детально в Своих пророчествах, мы бы не знали, что действительно означало неясное высказывание к змию. Но в свете пророчеств становится ясным, что поражение головы змия "семенем жены" в действительности означает символическое описание низложения правления сатаны на земле и торжество царства Христа.
В двадцатой главе Откровения нам дано краткое, символическое описание способа, которым семя жены должно поразить "голову змия". Нам сказано об ангеле, сходящем с неба от Бога, который схватил этого древнего змия, которым является дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет. Этот могущественный ангел не кто иной, как Христос - "обещанное семя", - а сам контекст дает краткое описание установления Его царства и Его тысячелетнего правления. Он показывает, что в течение этой тысячи лет происходит воскресение всех мертвых и людям дана возможность жить вечно на восстановленной земле.
Спустя много веков после трагедии в Едеме, Бог снова обратил Свое внимание на умирающий род, дав обещание Своему верному слуге Аврааму. Он сказал этому отцу Израиля, что Он намерен благословить вес народы земли. Давая это обещание, Бог еще раз сослался на семя, потомка, рождение которого будет под руководством Божес-твенного провидения. Бог подтвердил это обещание Своей клятвой, что составило основу надежды Израиля на пришествие Мессии.
Это обещание было повторено в различных формах всеми святыми Божьими пророками. В отношении обещанного семени пророк Исайя писал: "ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на плечах его, и нарекут имя ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности. Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это" (Исайя 9: 6,7).
Знаменательным в этом обещании грядущего царства справедливости является факт, что победа над силами зла гарантирована Божественной, чудодейственной силой. Упомянутый Сын - это Христос, и пророк говорит о том, что владычество будет на Его плечах. Это означает, что Божественный Христос берет на Себя ответственность за исполнение главной цели Бога - уничтожение зла на земле и установление справедливости.
Какое утешительное известие! Это означает, что неограниченные возможности Бога, которые позволили Ему сотворить миллионы миров, позволили создать человека и дать ему жизнь, и продолжают давать жизнь всем живым созданиям, поддержат борьбу Христа против сил греха и смерти, создающих бастион могущественной крепости беззакония. Пророчество гласит: "Ревность Господа Саваофа соделает это!" (Исайя 9:7).
Это пророчество Исайи начало исполняться с рождением Иисуса. Он был рожден как дар Божественной любви и как залог того, что все далеко идущие обещания Бога благословить мир будут выполнены в свое время. В связи с этим так важны слова ангела, который, оповещая рождение Иисуса, сказал: "Не бойтесь... Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь" (Луки 2: 10,11).
В возрасте тридцати лет Иисус начал Свое служение - служение, которое постоянно Ему напоминало, что Он пришел как посланник неба для того, чтобы исполнить обещания Бога установить господство мира и жизнь во всем мире. Некоторые обещания, описывающие благословения царства Мессии, предсказывали о прозрении слепых, исцелении больных и воскрешении мертвых. Чтобы это сделать, Иисус применял Божественную силу, и, таким образом, утвердил факт, что именно Он является обещанным семенем, и что Бог, Который дал эти чудесные обещания, готов их исполнить в преизбытке.
Земная миссия Иисуса была очень короткой и длилась всего три с половиной года. Он был предсказанным Царем царей, однако Его врагам было позволено распять Его (Отк. 19:16). Такой поворот событий должен был показаться странным для тех, кто воспринял Его как обещанного Мессию - Того, кто должен был править "от моря до моря и от реки до концов земли" (Псалом 71:8).
Еще более удивительной, без сомнения, была представленная Учителем философия любви, которой Он так непреклонно держался. Он отказывался проявлять какое-либо сопротивление даже тем, кто Его схватили и затем убили. Все великие правители прошлого и настоящего приходили к власти и удерживали ее в отважных битвах с противниками. Но Иисус не попытался защитить Себя и даже не позволил это сделать Своим ученикам. На Его беззащитную голову пала ярость Его завистливых врагов, после чего Господь был положен в гробе.
Но план Бога не потерпел неудачу! Апостол Павел говорит нам, что любовь никогда не перестает (1 Коринфянам 13:8). Иисус добровольно отдал Свою жизнь как Искупитель мира, любящий даже Своих врагов (Иоанна 3:16). Хотя сатана, возможно, думал, что он помешал Божественному плану для Иисуса быть царем земли, но он в какой-то мере способствовал частичному осуществлению этого плана, а именно - жертве человека, Иисуса Христа, "предавшего Себя для искупления всех" (1 Тимофею 2:6).
Благословения, которые Бог обещал, должны иметь длительный характер. Мир, который должен быть принесен человечеству царством Мессии, это вечный мир. Он будет радостно воспринят теми, кто, имея искупление от проклятия греха, получат возможность жить вечно. Не было иного способа гарантировать постоянные и далеко идущие благословения для человеческого рода, кроме как через смерть Иисуса как Искупителя и Спасителя мира. Он умер, чтоб Его подданные жили, и чтоб все умершие имели возможность вернуться к жизни.
Прошло почти двадцать веков с тех пор, как Иисус умер за грехи людей и был воскрешен из мертвых Божественной силой, но Его по-прежнему не признают Царем земли. Злейший враг, Смерть (а Он умер, чтобы ее уничтожить), все еще держит человеческий род в своих смертельных когтях. Хотя в пророчествах Иисус был показан как Князь Мира, однако с тех пор войны продолжают затмевать счастье каждого последующего поколения - как это было до Его пришествия. Иисус пришел отдать жизнь, однако люди, за которых Он отдал Свою жизнь, все еще умирают. Иисус учил и приводил примеры того, как любить, и указал на преимущества любви над эгоизмом, но эгоизм по-прежнему господствует в мире. Почему?
Святое Слово раскрывает причину такой видимой отсрочки. Оно показывает, что в течение этих двадцати веков план Бога, несмотря на кажущуюся неудачу освободить человеческий род, постепенно продвигался вперед. Согласно этому плану в нынешнем веке из мира избирается особый посвященный Богу народ, который вместе с Христом будет исполнять власть в Его царстве. Священное Писание много говорит об этом, оговаривая условия, исполнением которых можно надеяться жить и царствовать с Христом. Его последователи должны следовать Его стезей любви, и отдавать свою жизнь так, как Он жертвовал Свою, и тем самым доказывать свою преданность Богу, истине и справедливости, будучи "верными до смерти" (Отк. 2:10).
Опыт страданий и жертвования готовит их к будущему царствованию с Христом. В Божьем провидении им определена часть в Божественном плане, которая предполагает через них вечное благословение всех народов земли. На протяжении двадцати веков эти незаметные и неизвестные для мира верные последователи Христа продолжали укреплять плацдарм справедливости и любви, откуда окончательно придет освобождение для всех узников смерти. В канун освобождения всего человечества класс верных, с момента исполнения пророчества Дан.12:12 и Отк.14:13, уже поднят из мертвых в первом воскресении, для того, чтобы жить и царствовать с Христом. Ныне живущие Его верные последователи переходят за "завесу" (в небо) и присоединяются к ним, как только заканчивают здесь на земле свое служение, свой "бег". И когда последний член Тела Христа - Церкви - перейдет в небо, все воссоединятся с Ним, и под руководством этого полного Христа все человечество будет пробуждено от сна смерти и получит возможность жить на земле навеки.
Нынешний век, который определен в плане Бога для избрания и обучения тех, кто будет царствовать с Христом в течение Тысячелетнего века, почти истек. Действительно, мы живем в самом конце века. Следовательно, настало время, когда мы должны надеяться увидеть (и мы действительно это видим), как рука Бога решительно и непосредственно проявляется в делах людей. Пророчества Божьего Слова начертали события настоящего времени как непосредственно предшествующие установлению царства Христа. Целый ряд бедствий, начиная с 1914 года, когда цари были свергнуты с престолов, когда поддерживаемые государством церкви были покинуты, а неисчислимые миллионы людей погублены войнами, голодом и эпидемиями, был предсказан в Священном Писании. Все это свидетельствует о неопровержимом факте, что Бог уже не воздерживается от вмешательства в дела людей, что пришел день Его возмездия против греха и греховных институций.
Утешительно осознавать, что окончательный результат нынешних бедствий народов не находится в руках эгоистичных земных правителей, и что мир завтрашнего дня будет управляться царством Христа. Радость доставляет также осознание того, что в течение следующей тысячи лет народы уже не будут находиться под игом социалистического и коммунистического тоталитаризма или коррумпированных форм так называемых демократических правительств.
Как мы увидели, какое-то время Бог руководил Своим древним народом Израиля. О разных царях Израиля в Священном Писании говорится, что они сидели "на престоле Господа". Но этот порядок закончился одновременно со свержением с трона последнего иудейского царя Седекии. Пророк Иезекииль объясняет, что так должно было быть, "доколе не придет Тот, Кому принадлежит он" (Иезекииля 21: 27). Здесь имеется ссылка на Христа, и очевидный смысл ее в том, что Бог не будет представлен никаким земным правительством, пока не придет время на установление царства Христа. И Священное Писание предсказаывает ход событий и время их исполнения.
В 606 году до н.э. произошло завоевание царства Израиль вавилонским царем Навуходоносором, с последующим затем свержением последнего еврейского царя; то есть, было положено начало длительному периоду времени, в котором Господь позволил языческим царствам формировать мировой общественный порядок. Этот период описан Иисусом в пророчестве как "времена язычников". В этом пророчестве Иисус объяснил, что "Иерусалим" - символ еврейского народа и их государства - будет "попираем" язычниками, "доколе не закончатся времена язычников" (Луки 21:24).
Существует доказательство в Священном Писании, показывающее, что времена язычников продлятся 2520 лет. Отсчет начался с 606 г. до нэ. Вавилон был первым языческим правлением, одержавшим господство в пределах этого периода. Приблизительно в начале этого периода Господь послал царю Навуходоносору видение, в котором тот увидел истукана человеческого облика. Четыре части истукана, каждая из иного рода материала, символизировали четыре мировые империи, следовавшие одна за другой. Согласно толкованию Даниила, таким образом истукан представлял собой дарованную язычникам власть, которая должна была исполняться вначале Вавилоном, а затем последовательно Мидо-Персией, Грецией и Римом.
В этом пророческом образе Рим представлен ногами, а ступни и пальцы его - распавшейся Римской империей, как она была отражена в европейских государствах до 1914 года. В описании этой исторической картины, виден был камень, нанесший удар по ногам того истукана, вынуждая его рухнуть и рассыпаться в прах. Даниил объясняет, что этот камень представляет собой царство Бога, царство, которое в конечном итоге заполнит всю землю.
Периоду язычников, 2520 лет, следовало истечь в 1914 году. Поскольку этот пророческий период был связан с народами иудеев и язычников, события с того времени должны указывать на изменения статуса обоих. Так оно и есть. Последние остатки древней Римской Империи превращаются в руины - "делаются как прах", - а иудеи, как народ, уже вошли в обладание большей части Палестины, и новое государство Израиль возрождено и процветает. Мы все еще находимся на стадии "раздробления" ног истукана, но произошло уже достаточно много всего, чтобы оправдать убеждение, что невидимые силы нашего присутствующего Господа уже оказывают грандиозное влияние на уничтожение сатанинского общественного строя, готовясь к установлению на земле царства Христа и благословению всего человечества миром и жизнью.
Если придерживаться этой точки зрения (а имеются все основания), то начало Первой Мировой войны в 1914 году представляет собой убедительное доказательство того, что Иисус Христос, как представитель Иеговы, покоряет народы перед тем, как окончательно получить их в наследство от Отца (Псалом 2:8). То, что мы видим, это исполнение первой части изречения пророка Софонии 3:8. Оно говорит о Господе, Иегове, восстающем для осуждения земного общества: "Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего". Авторы летописи светской истории называют Первую Мировую войну "началом" всех бед, которые с тех пор постигли человечество, а Вторую Мировую войну - возобновлением вражды, приостановленной на время. Все это должно произойти в День Господнего гнева, в "оный великий день Бога Вседержителя", и мы видим, как весь цивилизованный строй пошатнулся (Отк. 16:14), и символический истукан рушится.
Каждый этап бедствий "последних дней" связан со свержением правления сатаны. Для примера обратите внимание на пророчество Исайи 13: 4-6: "Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе. Господь Саваоф обозревает боевое войско. Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю. Рыдайте; ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего".
Апостол Павел в своем описании Дня Господня говорит, что "внезапно постигнет их пагуба, как мука родами постигает имеющую во чреве" (1 Фессалоникийцам 5:1-3). Родовые муки, как мы знаем, наступают внезапно, чередуясь с периодами облегчения. Таков был порядок событий с окончанием "времен язычников" (с 1914 года). Ап. Павел предсказывал, что эти родовые схватки связаны с воплями о "мире и безопасности", и его пророчество также оказалось очень точным.
Перед Первой Мировой войной были предприняты огромные усилия для установления длительного мира во всем мире. 1913 год был даже провозглашен международным годом мира. Затем наступила первая родовая схватка разрушительных бедствий. После войны опять начали вопить о мире и безопасности. Тогда пришел второй глобальный конфликт, после которого только и слышно: "Мир, мир!" Но распад продолжается и будет продолжаться до тех пор, пока Божественное вмешательство не проявит себя и не принесет подлинный мир утомленному бедами и гибнущему человечеству.
Когда Господь сражался за Свой народ на древнем поле битвы Мегиддо, давая ему победу, когда тот ее заслуживал, Его стратегия не всегда была одинаковой. В случае победы Гедеона над Мадианитянами стратегия Господа проявилась по отношению к врагам Израиля таким образом, что те уничтожили друг друга. В других случаях применялась чудесная сила. Так происходит и в великой битве, в которой происходит устранение царств этого мира, которые должны уступить место установлению царства Христа. Одно пророчество гласит, что "меч каждого человека будет против брата его" (Иезекииль 38:21). Царства этого мира в своем столкновении друг с другом уже произвели ужасные разрушения устоев цивилизации, и это еще не конец.
Дважды народы мира объединялись в попытке спасти мир от дальнейшего разрушения; но, как предсказали пророчества, эти взаимные усилия не выполнили своей задачи. Исайя писал: "Замышляете замыслы, но они рушатся" (Исайя 8:9,10). Другое пророчество об объединении народов находится в Иоиля 3:1,2. Здесь объединение народов связано с возвращением Израиля в Землю Обетованную. Это указывает на возникновение спора о принадлежности этой земли, и на то, что Господь будет защищать интересы Своего народа и будет противостоять тем, кто стремится лишить его законного наследия.
Последующие подробности этих событий даны в пророчестве Иезекииля, главы 38 и 39. Все эти пророчества предсказывают, что Израиль в конечном итоге снова овладеет землей Палестины и будет жить там в относительном мире и в безопасности (уверенности в себе) до тех пор, когда с "севера" не придет агрессор (народы) "за добычей". Исследователи пророчеств ожидают, что народы на север от Израиля будут вовлечены в окончательное агрессивное нападение и попытку уничтожить Израиль, с целью захватить важную в военно-стратегическом отношении Святую Землю.
Именно здесь Господь наглядно продемонстрирует Свое вмешательство. Пророчество Иезекииля 38:22 говорит, что затем Господь выступит против врагов Израиля, Гога и Магога (объединенного агрессора) "моровою язвою и кровопролитием, и прольет на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, все потопляющий дождь и каменный град, огонь и серу". Нам трудно сказать как это произойдет буквально, но зато известно, что в этом пророчестве описана кульминация Армагеддона - великой битвы, в которой Господь применит Свою силу для разгрома врагов праведности и положит начало деятельности Божественного царства с целью благословить все народы Земли.
Мы знаем, что это правда, ведь пророчество показывает, что в результате Божественного вмешательства все народы, включая избавленный Господом Израиль, смогут увидеть, благодаря Его чудесному вмешательству, славу Господню. После этого все народы будут знать, что есть истинный Бог на небесах, и что Он, посредством Божественного Христа, господствует среди сынов человеческих.
В Откровении 16:13,14 говорится о "трех духах нечистых", которые будут иметь сильное влияние, собирая народы на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Чистый, Святой Дух Библии, который сосредоточивается в Евангелии Христа - это Дух истины. Его характеристики: любовь, радость, мир, милосердие, терпение, сострадание и т. д. Нечистые духи из пророчества - это, несомненно, лишенные святости силы на земле, которые своей агрессивной пропагандой понуждают народы собираться и затем воевать друг против друга насмерть. Но после Армагеддона, когда вся земля будет "пожрана огнем ревности" Господа, и Он разрушит все различные системы зла, тогда Он "даст народам уста чистые", то есть чистое учение о Боге и Его великом деле спасения. Это учение, говорит пророк, приведет к тому, что вся "земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море", и все станут призывать имя Господа и "служить ему единодушно" (Ис.11:9; Софония 3:8,9; Иоиль 2:28).
Это будет один из способов, которым на протяжении царствования Христа любовь заменит эгоизм - побуждающую силу человеческих дел. Под властью этого царства праведности все человечество получит удовлетворение и радость. Даже мертвые будут воскрешены из темницы смерти, чтобы и они могли радоваться животворным благословениям, которых ни один завоеватель не мог дать своим подданным. Но Христос может дать и даст им возможность радоваться вечной жизнью в мире и счастьем. Благодаря нашей уверенности в Божественной способности и воле вернуть из смерти всех, в том числе и потерявших жизнь в Армагеддоне, мы способны видеть любовь Господа и справедливость в том пути, который избрала Его мудрость, чтобы свергнуть правление сатаны над людьми. Потерявшие свою жизнь в этой великой битве будут, с точки зрения Христа, считаться просто спящими. Его сила разбудит их утром Нового Дня. У них будет возможность увидеть окончательный исход великой битвы, в которой они пострадали. Не сомневаемся, что большинство из них с радостью даст обет преданности Царю царей и Господу господ, Который в то время станет признанным правителем на всей земле (Отк.19:16; Псалом 71:1-4).
Опыт греха и смерти в течение веков был как бы испытанием. Это особенно заметно сейчас, когда по причине человеческого себялюбия во всем мире имеется "уныние народов и недоумение" (Луки 21:25). Но усвоенные уроки будут иметь неоценимую значимость. Они умножат благодарность за благословения жизни, которая будет дана людям на протяжении тысячи лет царствования Христа. Благодаря этому опыту все человечество усвоит ужасные уроки неповиновения Божественному закону. Для противопоставления скажем, что когда благословения царства польются на человечество, все познают Божественную доброту и искренне скажут: "Вот он, Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас!.. Возрадуемся и возвеселимся во спасение Его!" (Исайя 25:6-9). Это царство продлится тысячу лет. Его радость, мир, любовь и жизнь достигнут каждого уголка и укромного места на земном шаре. Его исцеляющая сила освободит каждую больничную койку. Его живительная сила достигнет каждого умершего, и все глаза слепых откроются и уши глухих отверзнутся (Исайя 35). Сатане уже не будет позволено обманывать и вводить в заблуждение, а его влиянию самолюбия и ненависти - разрушать мир и счастье людей и народов. В результате просветительской программы царства Христа мир узнает о преимуществах любви и милосердия над самолюбием и ненавистью. Вместо того чтобы алчно копить для себя, люди поймут, что истинный секрет большой и долговечной радости в том, чтобы делать всякое возможное добро для других.
Божье обещание Аврааму благословить все народы земли посредством его семени будет выполнено. Как мы увидели, Христос и Его Церковь, небесная фаза царства, будут этим обещанным семенем и будут источником живительных благословений для всего восстановленного человеческого рода (Галатам 3:29). Все народы земли, которые жили во времена Авраама, сейчас мертвые. Все народы земли, которые жили с тех пор, также мертвые или находятся на пути к смерти. Несмолкаемый погребальный звон колоколов в мире, обезумевшем от самолюбия, с еще большей настойчивостью возвещает об огромной необходимости Божественного вмешательства, и мы рады, что недалек этот час. Тот факт, что все, кого Бог обещал благословить, или мертвые, или еще умирают, вовсе не отменяет Его обещания; ведь мы убеждены, что Его сила может восстановить и восстановит жизнь: "Все, находящиеся в гробах, услышат голос Сына Божьего, и изыдут" (Иоанна 5:28,29). Разве это только пожелания? Нет, конечно! Это то, что пообещал Бог - Создатель вселенной! Массам людей будет открыто, что они не были созданы для страданий и смерти. Это покажет, что Бог, Чья великая сила и мудрость раскрывается в каждом создании, любит их и уже применяет Свою силу, чтобы обеспечить победоносное завершение Своего творческого замысла. В конце тысячелетнего царствования Христа сатана - зачинщик всякого зла - будет уничтожен. Те, кто умышленно служил и будут продолжать служить ему, также будут уничтожены "во второй смерти". Хотя на счету узурпированной сатаной власти бесчисленное количество умерших людей, он сам окажется в списке погибших от власти Христа (Отк. 20:10,14). Кроме сатаны будет побеждено всякое зло, составляющее арсенал его лживых и злобных методов, которыми он обманывал и порабощал падший род. Будут уничтожены также болезни, боль и горе. И даже сама смерть умрет! (Отк. 21:4). Все это случится благодаря Божественному вмешательству, которое уничтожит правление сатаны, "этого древнего змия", склонившего наших прародителей к нарушению Божественного закона, чем они навлекли на себя и на своих потомков наказание смерти. Одним из прекрасных символов, данных в книге Откровения для иллюстрации Божественного вмешательства ради спасения человеческого рода от смерти, является "святой город", который сходит с неба от Бога (Отк.21:2).
В Библии город символизирует правление, а святой город - это праведное правление. Но оно не имеет человеческого происхождения. Оно исходит от Бога, с небес, и устанавливается на земле. Ранее в книге Откровения обращено внимание на весьма нечестивый город под названием "Вавилон". Какое-то время он господствовал над царями земли. С этим "распутным" городом, названным "великой блудницей", связан символический "зверь" - еще один символ нечестивого правления. Но происходит битва между "зверем" и Агнцем Божьим - Христом. "Зверь" вместе с нечестивым "городом Вавилоном" будут уничтожены, то есть, нынешнее несправедливое мироустройство неизбежно будет устранено.Таким образом, готовится путь для "святого города", посредством которого Агнец со Своей "невестой" будет руководить народами. Это новое правление будет означать, что Бог действительно имеет Своего представителя на земле. Объясняя это, Откровитель говорит: "И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеком, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их" (Отк.21:3).
Когда по причине греха Бог отнял свою милость от человеческого рода, люди начали умирать. Но Давид писал: "на мгновение (на короткий период теперешней жизни) гнев Его, на всю жизнь (в вечности) благоволение Его" (Псалом 29:6). И когда Господь снова будет "обитать" с людьми, когда Он проявят Свое благоволение к ним через царство Христа, через "святой город", то одним из благословенных последствий будет уничтожение смерти. Ап. Павел писал, что Христу надлежит царствовать, доколе Он низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть. (1 Коринфянам 15:25,26). Та же мысль подчеркивается в Откровении. Говоря о результатах возвращения Божьей милости к людям, как показано в "святом городе", который возьмет под свой контроль дела людей, написано: "И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны" (Отк.21:4,5).
Славьте Бога за окончательный триумф справедливости над грехом и смертью! И когда мы осознаём, что царство, которое будет свидетельствовать о победе Христа, так близко, мы не должны пугаться мысли о всемирной битве Армагеддона, которая уничтожит последние остатки правления сатаны. Мы знаем, что это обязательно и неизбежно, чтобы люди имели полную и беспрепятственную возможность принять господство Христа. Поистине, распознавая явные признаки скорого установления царства, мы должны молиться с еще большей страстью, чем когда-либо: "Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе" (Матфея 6:9).